Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Культ тела

Сообщений 1 страница 10 из 26

1

Культ тела - 1936.

Одна из моих любимых тем - культ тела в предвоенном СССР. Впрочем, в других странах - тоже, но лучше всего - в СССР. Бодрее и свежее. Собираю киносюжеты, так или иначе, связанные со спортом, с физическим совершенством и прочей телесной радостью. Не так давно посмотрела кинофильм 1936 года «На отдыхе», о котором на канале «Культура» говорили так: был довольно-таки популярен, но через год был запрещён. Причину не поняла, точнее, не узнала.

Фильм - типичный для времени и, разумеется, со сценами купания, физических упражнений и так далее. В кадре мы можем увидеть, как молодые люди играют в популярную игру 1920-1930-х годов - пушбол. Кстати, среди спортсменов один - полностью обнажённый.

Неужели запретили из-за мелькавшей пару раз в кадре голой задницы? Не верится. Хотя бы потому, что в довоенном советском искусстве было очень много спортивного ню.

На отдыхе (1936)

http://zina-korzina.livejournal.com/797561.html

0

2

Потомок вольтеровского Кандида

Наверняка все смотрели культовую кинокартину «Вратарь» (1935) и всем известна история голкипера Антона Кандидова (вероятно, потомка вольтеровского Кандида). Итак... Читаем одноимённую повесть Льва Кассиля: «Они видели крупное простоватое лицо, тёмное от давнего загара. Светло-серые глаза смотрели с упрямством, которое пыталось выдать себя за спокойствие и мужество. <…> Светились очень белые зубы. Загадочная седая прядка выбивалась из-под шлычки на прямой лоб».

Интересно, что по книге Антон - брюнет, более того - с некоторым процентом цыганской крови. Но в кадре мы наблюдаем типового плакатного витязя с белокурой чёлкой. Звучит задорная песня, смысл которой, тем не менее, весьма серьёзен - вратарь должен готовиться к бою, ибо его нынешняя победа - это залог грядущих военных триумфов. Будь готов, когда настанет час бить врагов.

И, разумеется, мы наблюдаем любовь самой красивой девушки-блондинки к прекрасному вратарю.

«Вратарь» (1935)

0

3

Заносчивый пролетарий-денди

Итак, продолжу. Перед вами отрывок из забытого, но весьма знакового кинофильма «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934). История талантливого, но заносчивого пролетария, который изображает из себя едва ли не денди (учит английский язык и, лёжа в лодке, выкрикивает слова шекспировской пьесы), пытается ухаживать сразу за двумя дамами сразу и вообще ведёт себя хуже, чем персонаж комедий Галантного Века. Играет Петра Виноградова известный в те годы артист - Борис Ливанов (отец ещё более знаменитого Василия Ливанова). Разумеется, для роли спортивного красавчика 1930-х годов он яро выкрашен в солнечного блондина.

В фильме вы можете увидеть потрясающе красивые съёмки прыжков в воду - за пару лет до аналогичных съёмок Лени Рифеншталь (см.данный отрывок), парашютную вышку в Парке имени Горького и, разумеется, много красивых, подтянутых тел. Интересный акт - известная на весь мир модельер Эльза Скьяпарелли отмечала, что русские поголовно увлечены парашютным спортом.

Частная жизнь Петра Виноградова (1934)

http://zina-korzina.livejournal.com/786844.html

0

4

Советская красавица. Вид сзади.

Прекрасный образ советской девушки в джинсах. Вообще, тогдашние художники любили явить какой-нибудь модный и (или) эротический образ, но - при строительной технике или рабочей обстановке. Тогда оно уже значилось, как хороший, крепкий соцреализм и фемину могли показать на крупной выставке...

Культ тела
Келауридзе Гурам Антонович (Грузия, род. 1941). «На рассвете». 1970-е годы. Взято у kykolnik

0

5

Мелодрама с карьеристом

Следующим номером нашей программы - спортивная мелодрама «Случайная встреча» (1936). В провинциальный город приезжает спорт-инструктор, которого играет белокурый красавец Евгений Самойлов (в жизни он - шатен, но мода есть мода). Любовь с крепенькой спортсменкой Ирочкой заканчивается свадьбой, но...вот тут-то всё и начинается. Потому что Гриша оказывается карьеристом и подонком. Он не желает...

Впрочем, я не стану пересказывать всю историю - она стоит того, чтобы это увидеть целиком. В кадре - массовый спорт, лёгкая атлетика, шикарные стадионы и весьма крупные девушки в духе Дейнеки и Самохвалова. Интересно всё-таки, как сильно изменилось у нас понятие спортивности. В те времена мужественно-сухая, чрезмерно мускулистая и узкобедрая женщина не казалась бы воплощением силы и бодрости... В то же время и тяжеловесный качок смотрелся бы дико - ценились стройно скроенные мужчины - ...будущие танкисты и прочие парашютисты.

«Случайная встреча» (1936)

0

6

Эстетика Рейха, говорите????!

Вчера и неделю назад разместила в самых разных местах и сообществах отрывки из советского фильма 1930-х годов «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934). Там - блондины, упругие тела, прыжки в воду. С утра пораньше пишет мне какой-то несознательный товарищ и пролетарий умственного труда: Зиночка, это ведь чистейшая эстетика Рифеншталь! Спёрли у цивилизованных Европ! Для начала хотя бы посмотрите, когда - Виноградов, а когда - Олимпия. Это как со «Строгим юношей» и с оживлением статуи Дискобола, который в СССР ожил куда как раньше. Я уже сто раз писала, что нам зачем-то пиарят эстетику Рейха, причём - опять-таки - зачем-то показывают не особо популярные у них и особо популярные у нас образцы - всё тех же солнечных атлетов, ампирчик, силу и мощь. Всё это было у нас.

А у них - вот это. Не взыщите, галантные вы мои.

Der junge und der alte König 1935

0

7

Советские девушки-спортсменки.

Советские художники часто писали девушек-спортсменок и физкультурниц. В 1930-х они были тяжеловесны и при этом - динамичны. В эпоху Оттепели - стройны и легки. Вот прекрасный образец 1960-х годов.

Культ тела
Обросов Игорь Павлович (1930 -2010). «Эстафета на Проспекте Мира» 1963 год. Взято у kykolnik

0

8

Телесная красота по-советски.

Предвоенное десятилетие - это эпоха солнца, спорта и классической красоты и если тело 1920-х - это инструмент, машина, набор деталей, то тело 1930-х - это устремлённость к живому идеалу, который был выдуман ещё античными мастерами. Отсюда такое стремление к изображению обнажённой - спортивной - натуры. Никого не удивлю, если напомню, что самая первая девушка-с-веслом была полностью обнажена, а парки культуры украшались дискоболами и даже дискоболочками (sic!), которые также не имели при себе ничего, кроме диска. Впрочем, людей в спортивной одежде изображали тоже довольно часто. И вот картина художника, который в 1930-х годах был уже пожилым и маститым. Причём, он неплохо начал ещё в разгар Серебряного Века, рисуя салонное ню и портреты (в одежде). И вот сталинская эпоха - время прославлять могучих людей...

Культ тела
Итак, Тихов Виталий Гаврилович (1876-1939). Купание матросов. Середина 1930-х. Найдено у kykolnik

0

9

Советская спортсменка.

Интересная деталь - в Советском Союзе, если рисовали спортсменов или физкультурников, то непременно - очень молодых. Часто спорт-картины именовались «Юность», «Молодые», Молодость мира» и так далее. Физкультурники средних лет в качестве арт-объекта - большая редкость. Вот и эта работа 1970-х годов - не исключение. Девушка и велосипед.

Культ тела
Трофимов Федор Егорович (1938-2009). «Юность». 1977 год. Взято у kykolnik

0

10

Сюрреалистический сон о красивом

Не могу не упомянуть «Строгого юношу» (1935) - сюрреалистический сон о красивом теле. В советском кинофильме красивая статная женщина Маша очаровывает юного спортсмена Гришу Фокина. У Маши - престарелый, именитый супруг, занимающийся, как раз, темой...воскрешения мёртвых. Физиология выше морали, а что такое, собственно, мораль? Маша, в свою очередь, тоже проявляет явный интерес к строгому юноше. Молодые спортсмены из окружения Гриши, считают, что он, мучаясь и сомневаясь, поступает...неправильно. Если нравится женщина и она физически/нравственно безукоризненна, её надо взять. Что характерно, и сам профессор всё понимает - он же знает, какую силу имеет над человеком физиология.

«Я хочу предложить вам одну идею. Можно?», - вопрошает прекрасная дама с формами Венеры и настолько выразительно смотрит, что ни у кого не остаётся никаких сомнений. «Давайте», - отвечает Гриша и обнимает чужую жену. Финал картины - счастливая Маша утром возвращается домой. В кадре мы видим соревнования на квадригах, а также оживление Дискобола (тоже до аналогичной задумки Лени Рифеншталь).

«Строгогий юноша» (1935)

0