Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Культ тела

Сообщений 21 страница 26 из 26

21

0

22

Как вы относитесь к боди-позитиву?

Это не моя статья, просто хочу дать ссылку и услышать мнение: как Вы относитесь к концепции боди-позитива? Для тех, кто не знает, что сие - в двух словах расскажу. Это ощущение красоты своего тело даже, если оно ужасно. Я не понимаю этого (возможно, я не так воспитана или вообще - не права в корне). У других людей - иное мнение. У меня очень чёткие установки, какое тело красиво, а какое - нет. У меня свой вкус, у вас - свой.

Вместе с тем, автор пишет: «Мы будем ходить в спортзал, потому что движение — это хорошо и приятно, будем делать только то, к чему у тебя лежит душа, и столько раз, сколько ты сможешь — а не так, чтобы обязательно было неудобно и тяжело, потому что иначе нет результата...». С этим нельзя не согласиться.

Культ тела

С Т А Т Ь Я.

Пффф, статья плохо открывается, если что. Но открывается.

0

23

Для них всё - скверна и растление.

Эту вещь я частично публиковала в блоге, но потом дополнила её до формата статьи. Речь идёт о том, КАК мне надоели поиски скверны, растления и гей-контента в современном российском медиа-пространстве. Итак...

...Подпорченные господа везде углядят похоть — не так давно глуповатых курсантов, сплясавших под хит 'Satisfaction', обвинили чуть ли не в пропаганде гомосексуализма. Несколько лет назад девчатам, поставившим на сцене малоэстетичный, но вполне модный танец тверк, пригрозили всеми небесными карами. А уж как досталось их горе-руководителям! Отыскали и педофилию, и растление. Нет, чтоб сказать: у нас есть и свои хорошие танцы, а вы сделали халтурную поделку. Но как же-с?! Напомнить, что чистому человеку — всё чисто? И мы — советские дети считали «Голубого щенка» - рассказом о непохожести. А попробуйте-ка врубить сие по современному ТВ! Нынешние детки с глумом забракуют, как сказку «про *****», да и взрослые — хмыкнут. Приучили различать гомосеков! Лучше бы различали стили искусства, идиоты! А то Ар Нуво и Ар Деко — не волокут, а выявить, кто из артистов — голубенький — умеют с пол-оборота. Но мне что? Я-то — хомо-советикус!

В сталинские времена никто не считал, что голые мужики с полотен Дейнеки - это скверна и разврат.

Культ тела
«Обеденный перерыв в Донбассе». 1935 год.

Время от времени деятели предлагают понавесить на залы античности и ренессанса всё те же спасительные таблички — мол, туда юных не водить до поры-до времени! Там — зады, гениталии, «Дианы грудь, ланиты — Флоры». Туда же — ножка Терпсихоры. Впрочем, ланиты — щёки. Для современного дитяти слово — мутное, неясное. Его — дитятю — главное не пустить туда, где перси работы Праксителя и Фидия. Развратится ибо. Хорошо, что пока живы мы — советикусы — тех деятелей затыкают на взлёте. Пусть своих сыновей в целомудрии растят (пока те сыновья не привели им жену Васю в перьях и стразах, как оно обычно и случается от чрезмерного-то целомудрия). Кто вечно ратует за чистоту и семейные ценности? Как правило, бывшие греховодники, у коих уж не выходит добраться до чьих-нибудь персей. Даже ланиты — под вопросом. Перечитайте что ли «Грозу» Александра Островского — там есть персонаж — безумная графиня, коя по младости очень уж веселилась да распутничала. А ныне — шастает и ядрёных молодушек запугивает. Или, как выдала дочь одной приличной матроны (в юные лета — пышногрудой гулёны с буйно-чёрными кудрями): «А мне мама запрещает смотреть, как в кино целуются...» (на экране — миловались Илюшка с Тоськой из фильма «Девчата»).

Остальное - тут.

0

24

Качки, каратисты и варвары Бориса Вальехо.

Сегодня давайте вспомним о мужских спортивных хобби 1980-х , но для начала поговорим об эталонах телесной красоты, ибо в данном случае это будет правомерным. В 1980-х годах изменился эталон мужской привлекательности. Если в предыдущее десятилетие в моде была стройная, но необязательно спортивная фигура, то теперь идеальным воплощением «настоящего мужика» сделались культуристы и любители восточных единоборств. Рядом с фотографиями певиц и артисток на обоях красовались постеры с изображениями Брюса Ли, Арнольда и Сильвестра. Повсюду открывались подпольные «качалки» и полузапретные секции каратэ. Идеальный мужчина 1980-х – это стройный, подтянутый и физически сильный спортсмен. В середине 1980-х стали появляться фотки с репродукций художников Б.Вальехо (Вальеджо) и Дж.Белл. Мускулистые мужики и бабы в мире драконов, красной жары и падающих планет...

Культ тела
Качки, супермены, варвары...

Разумеется, на этот выбор повлияла идущая с Запада идеология «яппи» - человек был обязан следить за своим здоровьем и своим телом, ни в коей мере не отравлять себя никотином, а тем более – алкоголем и наркотиками. В США сделалось в прямом смысле немодно курить. У нас, правда, эту информацию воспринимали с усмешкой – как можно не курить в стране, где прилавки ломятся от вожделенных пачек ‘Marlboro’ и ‘Winston’? В ходу было жаргонное слово «качок», то есть мужчина с накачанными мышцами. Другое дело, что официальных качалок, как и дамских аэробных залов, в СССР было мало, хотя в 1987 году в СССР появилась Федерация атлетизма (как тогда официально называли этот вид спорта, избегая слов «культуризм» и «бодибилдинг»). А первый официально разрешенный турнир по бодибилдингу прошёл и вовсе в 1986 году в подмосковных Люберцах, которые с уверенностью можно назвать «колыбелью» всех советских «качалок». Практически ничего не писалось и о системе наращивания мускулатуры. По рукам ходили англоязычное издание «Система бодибилдинга» Д.Вэйдера, но этого было очень мало.

Культ тела
Мясо такое мясо...

Зато не было недостатка в критике конкурсов «Мистер Олимпия», которые назывались не иначе, как «демонстрация мяса». Вот, например, статья из молодёжного журнала «Смена» за 1988 год. Автор пишет: «Что такое культуризм? Безобидная накачка мускулов или стремление взять реванш за какие-то неудачи? Желание выглядеть красивым или потребность ощущать в чем-либо превосходство над остальными? Чем опасно суперменство и какую пользу можно из него извлечь?» Оказывается, что культуризм – это не так уж хорошо! Впрочем, это и не спорт вовсе… «Сила нужна всем. Для здоровья, хорошего самоощущения, уверенности. Красивая фигура - это замечательно. Человек стремится к гармонии. Но можно ли назвать гармоничными культуристов? Сила и здоровье для них не главное, главное - внешний эффект, размеры мускулов». По большому счёту, я с этим согласна - культуризм не спорт, но к этому выводу человек должен был приходить сам.

Культ тела
«Гвозди бы делать из этих людей...»

У нас же получалось так - ругают, значит что-то хорошее, ценное и загранишное («Значит, хорошие сапоги - надо брать!»). И в те годы «качок» звучало гордо. Суперментво в СССР всегда считалось некомильфотным и даже социально вредным, чуждым. Именно этот идеологический (по сути) перекос вызвал к жизни нарочитую, совершенно не американскую, а именно тупо-варварскую суперменистость 1990-х, когда стало можно и - модно то, что вчера считалось ужасным. Кстати, именно качалки стали центром возникновения такой субкультуры, как люберы. Они оказались на слуху в 1986-1987 гг., когда качки из Люберец, победив в региональной войнушке криминальную группировку «Ждань»1., вышли на улицы Москвы и принялись яростно очищать мир от «неформальной заразы». В некотором смысле любера ничем не отличались от тех ребят из пригородов, которые во все времена прибывали в столицу «почесать кулаки». Однако именно в середине 1980-х возникла…информационная потребность в люберах, как в некоем социально-идеологическом явлении.

Культ тела
Эталонные супермены не имели права на усталость...

Ходили слухи, что качки-правдолюбы - чуть ли не креатура ЦК ВЛКСМ, своеобразный отряд по борьбе с неформалами. Но, думается, это было стихийное движение, возникшее, как протест против мнимой или явной вседозволенности «нефоров». Скорее всего, причина конфронтации между люберами и неформалами гораздо проще, чем принято считать. Люберам, сильным, накачанным парням, к тому же, не обременённым книжностью, хотелось показать, на что они способны, проще говоря – подраться, а «нефоры»-отщепенцы оказались самой выгодной в этой ситуации «боксёрской грушей». С одной стороны – «чужие» и чуждые. С другой стороны, неформалы тогда считались «королями» московских улиц, в частности – Арбата. Любера были сторонниками «правильных» отношений и здоровых проявлений. В частности, они исповедовали культ здоровья и мужской силы. Для них было немыслимо отпустить волосы или надеть на себя узкие брючки, курточку с заклёпками или яркую футболку с иностранными надписями. Они ощущали себя «настоящими мужиками» в противовес волосатым хиппи и увешанным «цацками» панкам и металлистам...

Культ тела
Пир духа!

Кроме культуризма актуальны были восточные единоборства. Каратист - это звучало ничуть не хуже, чем качок, а иной раз, и гораздо круче. Восточные боевые практики в СССР то запрещали, то разрешали, то опять прикрывали лавочку. Это было связано вовсе не с идеологией, а с той разрушительной силой, которая рисовалась в фантазиях запретителей. Был определённый страх, что мужики, наученные делать ки-я!, но при этом не отягощённые моралью, начнут грабить и гоп-стопить, вышибать ногой хлипкие двери квартир и учреждений, а в случае объединения в стаю, и вовсе творить беспредел. С другой стороны, восточные единоборства могли бы стать хорошей практикой для воина, этакое «добро с кулаками». Именно поэтому в кинокартину «Не бойся, я с тобой!» удалось протащить идею каратэ - твёрдая рука и человечные цели. Во второй половине 1980-х был настоящий бум фильмов с участием Д.Чана и Б.Ли. Все видеосалоны были забиты этими ного_махалками, не требовавшими никакого перевода. Когда стало всё и вся можно, мужики попробовали все эти джиу-джитсу и, убедившись, что для этого нужно иметь не только желание быть крутым, но и умение много работать над телом (и над душой тоже), как-то быстро позабросили эти увлечения...

1. «Ждань» - криминальная структура 1970-1980-х гг., жившая и творившая близ станции Метро «Ждановская» (ныне - «Выхино»). Исследователи склонны сравнивать «Ждань» с многоизвестными казанскими группировками.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

25

Зачем у них такие бёдра?

Понятие «спортивный тип внешности» изменило своё содержание... Сейчас под спортивной женской фигурой подразумевается широкоплечее, худое и при этом - не костлявое тело с длинными мускулистыми ногами. Молодая Синди Кроуфорд - наше всё. Совсем не то было в предвоенном СССР, когда спортивная фигура подразумевала под собой нечто совершенно другое. Признаться, меня пугают женщины Самохвалова и Дейнеки. Я бы не рискнула с ними шутить - сначала они метнут в меня молот, а потом метнут уже меня в направлении Светлого Будущего.

Культ тела
Ольга Ваулина «В спортивном зале». 1930-е гг.

Что их разительно отличает от современных? Правильно - бёдра. Откуда такое буйство форм и бесшабашная палитра жизни? Я спрашиваю это потому, что в моде были женщины с узкими, хотя и обрисованными юбкой бёдрами. Парижские модельеры и продюсеры Голливуда благоволили статным, но вполне длинноногим женщинам с аккуратными чреслами. Да и советские журналы мод выдавали картинку с графичными силуэтами, точёными профилями и ногами, уходящими в бесконечность. Тут же - сплошная радость бытия и метание диска, молота и других метателей.

Культ тела
Александр Самохвалов. «Физкультурница с букетом». 1930-е гг.

Есть предположение, что просто 90% этих девушек - выходцы из крестьянской среды, где подобная фигура, скорее, норма, чем исключение. Такие пропорции - результат естественного отбора в суровом мире тружеников села. Крепко стоять на земле широкими ступнями, ежегодно рожать с самых юных лет и быть непоколебимой при виде бытовых трудностей. Если уж среди пашущего сословия и затесалась какая легконогая, с романтическим профилем, так это, скорее всего, барин улучшил породу, заехав в отпуск из своего драгунского полка.

Культ тела
Макс Пенсон. Физкультурницы СССР.

Есть ещё одно предположение - дело не в количественной, а в качественной стороне вопроса. Просто на официальное фото, в хронику, на полотна попадали именно такие красавицы. Спорт - это помимо. Он - повод показать. В конечном итоге, у хрестоматийной Девушки с Веслом тоже широкие бёдра и она своим телодвижением ещё и привлекает к ним повышенное внимание. Возможно, что сие было культивированием этаких символов плодородия в преддверии Большой Войны. Просто именно тогда было нужно именно такое - могучее, зовущее, весомое-грубое-зримое.

Культ тела
Участницы парада физкультурников.

Но вот культивирование и воспевание «плодородных» фигур - это было очень явно в советском предвоенном искусстве, и актуальные спортивные сцены давали повод художникам. Посмотрите в фильме «Цирк» на танец Любови Орловой, там, где Мэри едет в небеса. Её, тонкую, звонкую, с аристократически-невинной фигуркой «сделали» крепкозадой девахой с налитыми ногами. Я уже как-то отмечала, что даже в сталинских кино-сказках все царевны да Василисы - крупные, как будто только что сошли с плаката, посвящённого счастливому материнству.

Культ тела
Александр Самохвалов. Фрагмент картины. «Киров принимает парад физкультурников». Начало 1930-х гг.

Не дебелые, лениво-жирные, растекающиеся квашнёй по лежанке, а этакие хорошо откромленные на фабрике-кухне, но много вкалывающие Маши с Уралмаша. А может, это просто товарищу Сталину такие нравились, как нравились Людовику XIV женщины со статями госпожи де Монтеспан? А историки далёкого будущего, изучая искусство ...древних славян, будут говорить, что это было общество, где процветали аграрные культы, ибо везде и всюду были изображения богини плодородия? И, как обычно, отыщут в обрывочных источниках имя - Индустрия или, скажем, Сталина. И будут спорить-спорить-спорить, ...шевеля фиолетовыми ложноножками.

Зина Корзина (с)

0

26

Зачем нужны конкурсы красоты?

...И почему они теперь сделались не особо интересны массовому зрителю. Конкурс красоты — порождение индустриальной цивилизации, где мода и СМИ являются тоже частью общего — индустриального — замысла. Любая индустрия — это тиражирование предметов и услуг, которые перестают быть эксклюзивными. Важно представить форму, на которую все будут равняться. Пока... не выдумают новую форму.

Культ тела
В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре.

В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре — как раз и был промышленно-железнодорожно-технический бум. Для техно-общества характерно поклонение образцам, а не отдельным шедеврам. Нужен типаж, а не шедевр. Выбор «Мисс» - это всегда чествование «лучшей в своей серии».

Культ тела
Сравнение американских Мисс 1920-х и 1930-х гг.

Потом конкурсы время от времени проводились в разных увеселительно-развлекательных заведениях, пока в середине 1920-х годов они стали одним из знаковых явлений XX столетия. Напомню, что до I Мировой Войны модная пресса, как правило, довольствовалась рисованными «моделями» - девушки-манекены, хотя и существовали в пределах домов мод, но редко попадали на обложки, а фотосессии с их участием были так же не часты.

Культ тела
Сравнение французских Мисс 1920-х и 1930-х гг.

А вот с развитием и упрощением фото-дела (в 1920-х годах только ленивый не увлекался фотографированием), началась массовая (это слово тут самое важное!) тема фотомоделей. Кроме того, в 1920-х резко увеличилось количество шоу самого разного пошиба, а набравшему силу кинематографу требовались расхожие-симпатичные лица. На всякий случай, я говорю о Европе и Америке, а не об СССР, где с шоу была напряжёнка.

Культ тела
Мисс Америка 1940-х и 1950-х гг.

Модельерам, продавцам одежды и косметики, создателям рекламы, ...кинематографистам... конкурсы красоты предоставляли не только победительниц в качестве дорогостоящего «трофея», но и транслировали миру определённый стандарт привлекательности, под который себя захочет подогнать каждая вторая молодая женщина. А женщина, которой срочно требуется помада и жакет, как у «Мисс Америка», сметёт все преграды на пути к вожделенной цели.

Культ тела
Французские конкурсантки 1960-х гг.

Формат красоты закреплялся и копировался. Потом вкусы менялись и уже другой стандарт получал призы. В этом нет ничего дурного — обыденная реальность заводского-электрического-скоростного века. Неслучайно самые пышные и — самые известные состязания «богинь» проводились в Америке, которая в XX столетии была впереди планеты всей по части промышленного производства.

Культ тела
Американские конкурсантки 1960-х гг.

Европейцы, попадая в США, ещё в 1920-1950-х годах, изумлялись этой уверенной стандартизации всего и вся. Илья Ильф и Евгений Петров в «Одноэтажной Америке» постоянно упоминают эталоны и шаблоны (шаблоны эталонов), попадающиеся на каждом шагу и по любому поводу. Финнский интеллектуал Марти Ларни в «Четвёртом позвонке» сказал примерно то же самое. Чем мощнее конвейер, тем сильнее тяга человека к следованию «трафарету».

Культ тела
Американские конкурсантки 1970-х гг.

В 1950-1970-х конкурсов стало ещё больше («Мисс Мира» — 1951 год, «Мисс Вселенная» — 1952 год, «Мисс Интернешнл» — 1960-й год, «Мисс Азия» — 1968 год и др.). Причина — опять банальна. Развитие повсеместного телевидения. Девушки-красавицы, точнее их типажи, становились важными факторами в телерекламе — невероятно мощном двигателе торговли.

Культ тела
Конкурсы 1980-х гг. и Маша Калинина-1988.

С середины 1980-х и вовсе началась «эра супермоделей», время, когда десяток потрясающих женщин, рекламирующих одежду и косметику (и много иных товаров) сделались не просто миллионершами, - их имена знал каждый шофёр и любая дама-искусствовед. Их слава была феноменальной. Супермодели 1980-1990-х демонстрировали жизнь верхушки миддл-класса.

Культ тела
Первый конкурс Мисс СССР. По центру - Юлия Суханова.

Их «создали» под рынок прет-а-порте (напомню, что прет-а-порте — это не шмотьё из торговых центров на окраине города, а — отличного качества брендовые вещи, не являющиеся, тем не менее, произведениями от-кутюр). Кстати, повышенный интерес «перестроечных» СМИ и советских комсомолок к подобным конкурсам — это не только лишь wind of change, но и общемировое поветрие. Тренд, в который тогда вписался поздний СССР.

Культ тела
Современный конкурс 'Мисс Мира'.

Для сотен и тысяч девушек конкурсы красоты 1980-1990-х создавали иллюзию приближения к статусу топ-модели. А потом возник фотошоп, и «эталонный шаблон» стало можно рисовать безо всяких сложностей. Кроме того, современная пластическая хирургия совершила столь качественный рывок, что при желании любая и всякая может затесаться в ряды первых красавиц. Кроме того, постиндустриальной цивилизации оказались чужды стандарты — я опять же беру для примера страны Запада.

Культ тела
Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью. Победительница финского конкурса 2017 года многих сильно удивила.

Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью (я, как человек предыдущего индустриального общества не понимаю смысла) или же их выбирают с учётом толерантности (так, могут выбрать темнокожую лишь за сам факт). И потом, информационный социум с его лавиной «красивых картинок» в Сети, делает соревнование «Мисс» чем-то ненужным, затянутым и архаичным. Хотя, по инерции мероприятия проводятся до сих пор.

Зина Корзина (с)

0