Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О... Боги!

Сообщений 21 страница 30 из 142

21

Дажьбог

История Богов

Солнце переходит в Овна в середине апреля, оно становится очень сильным - Дажьбогом , имя это происходит от дага-жара, и есть отголоски в словах гарь, уголь, и по немецки Tag=день.

Но почему то сегодня в голове вертится -- Солнце в 12 доме уведёт человека далеко от мест, где он родился.

Под кентавром обычно подразумевают гибрид коня и человека, а слово , кажется, означает конебык, но на рельефе представлен гибрид волка и человека в короне, так изображают Солнце, волк=зверь Марса, именно в его доме Овне, Солнце экзальтирует,т.е. самое сильное. Приход весны ознаменован расправой Дажьбога с зайцем-- представителем кощного царства, зимнего времени. Заяц связан с Кощеем и в сказках, он уносит кощееву иглу, пытаясь не допустить кощеевой смерти.

Дажьбог это и есть древнее арийское солнечное божество, причём у славян он хороший, а в Джйотише Солнце не злотворная граха, как Марс и Сатурн, но к нему применяют слово-- жестокое, оно как строгий, но справедливый отец.

источник

0

22

Люблю грозу в начале мая.

Загадка про зайца до сих пор не разгадана, как звучит настоящее имя, скрытое под табу?
готовлю подсказки, пока искала изображения с зайцем, нашла такой клад

Ты скажешь-- Ветреная Геба, кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба , смеясь на землю пролила.

История Богов

посмотрите на астрологическую символику-- Овен и Телец, Солнце переходит из Овна в Тельца в середине мая.

*сюжет показывает хорошее знание астрологических мифов--- именно Юпитер - Зевс управляет пьяной накшатрой Пурва- Бхадра, она расположена 3 пады в Водолее, и 1 пада в Рыбах.

0

23

Зайчик - плохой мальчик!

Кто назовёт имя Зайца??!!!

Поначалу сама идея, что хорошенький , безобидный любимец детских сказок, в прошлом имел дурную репутацию, встречается с недоверием. Тут нужно кое- что пояснить---

1. Заяц как отрицательный персонаж воспринимался в аграрной цивилизации, он известный вредитель полей, садов и огородов.( о чём с нами и поделилась vedaveta --- А в Канаде их так много, когда я в лесу катаюсь вечно они лезут под колёса. Да у нас тут этих зайцев... Они даже в сторону отпрыгнуть не хотят когда траву или овощи у мена в огороде поедают. Я как пугало бегаю, хлопаю, кыш кричу.) Когда начался рост городов, то для горожанина эта проблема потеряла остроту, он не пахал- не сеял, покупал готовый продукт, поэтому в его сказках Заяц уже выглядит по другому-- забавный расторопный побегайка, а часто его и примучивают как в Заюшкиной избушке.

2. Как же у Зайца оказались опасные связи с Кощеем. Кощей Бессмертный это в русской культуре САТУРН. В античной культуре зайца считали священным животным Пана- лесного божества, а образ Пана порождён характером Козерога.

Козерог- это горы , и горы, поросшие лесом, эту среду и заполнили фавны- гибрид лесного человека и козла, и Сатурна часто изображают так же, со временем получился чёрт и Дьявол. Таким образом , их связал-- ЛЕС и длинные торчащие уши-рога.

История Богов

Зима, время , когда природа погружается в сон, временную смерть, Солнце умирает в Весах- это знак его дебилитации, а Сатурн наоборот, становится сильным = экзальтирует. Сатурн несёт холод, лишения, болезни, голод. Через полгода Солнце зайдёт в Овна, и всё поменяется Солнце - сильное, а Сатурн слабый, он дебилитирован в Овне. Свою победу Солнце празднует ритуальной казнью зверька, олицетворяющего его противника.

История БоговИстория Богов

3. Русские крестьяне избегали употреблять и мясо, и шкуру зайца, этот запрет строго соблюдался. Обратите внимание, что в романе Капитанская дочка,автор несколько раз не просто упоминает заячий тулупчик, эта вещь знаковая, читатель того времени понимал, что разбойник Емельян Пугачёв носит заячий тулуп, потому что пренебрёг обычаями, не намерен считаться с традициями, эта деталь дорисовывает портрет бунтовщика. А ещё один известный персонаж начал свою головокружительную карьеру продавцом пирожков с зайчатиной-- Алексашка Меньшиков, и опять понятно, что человек не заморачивается общинными нормами.

История Богов

4. Плохая примета, если заяц дорогу перебежит., следование ей спасло Пушкина от тюрьмы и каторги, помните, в школе учили, как Пушкин поехал из Михайловки присоединиться к восстанию декабристов, а ему заяц дважды дорогу перебежал, он и вернулся.

Есть такая цитата из летописи, сейчас нет времени искать, своими словами-- у литовцев есть заячий бог Диверикз, если из рощи навстречу заяц выскочит, то не заходят в тот лес и хворостину не сломлят.
источник

0

24

Ребус про Репребуса Ρεπρεβος

История Богов

Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») - это Святой Христофо́р (от греч. Χριστοφορος — носящий Христа)

А почему псеглавец-кинокефал "носящий Христа" является «отверженным, осуждённым, дурным»?
Ведь Re/Ре -возобновление, повтор + Probus/Пробус, то что опробованно много раз
“probus”
хороший, добротный ; доброкачественный
испытанный, порядочный, честный ; дельный ; скромный

Википедия:
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста-великаном, изначально носившим имя Репрев. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.
Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS», и ещё один — в «Золотой легенде». Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра)

История Богов

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать его.
Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой
Свияжск - град на Свияге.
Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

- От географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
- От слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
- Описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
- Ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
- Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса (см. также псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея Коптского искусства в Каире).

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора.
Два других:

прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений — фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

История Богов
То есть по сути Иконография по библейским историям это лишь иллюстрации художника к неким событиям, описанным в книге; пропущенные через призму его знании, мировосприятия и регулируемые неким каноном на даном отрезке времени?

История Богов

История Богов

История Богов

Возможно праобразом кинокефалов были обычные кенгуру (лат. Macropus) ?

Оставим Христофора займёмся “ребусом”

Ре́бус (лат. rebus, при помощи вещей; форма аблатива множественного числа от res — вещь; исп. Jeroglífico) — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Рес-ребус-вещь- это не точный перевод, вот полное значение слова:

Res reī
-вещь, предмет
-pl. мир, вселенная, природа (rerum contemplatio CC, Q) при superl. rerum во всём свете, изо всех на свете (animal maximum rerum PM)
- обстоятельство (обычно не переводится)
- состояние, положение, дела, обстоятельства
- факт, действительное положение, действительность
- сущность, суть (ad rem pertinēre C; de re magis, quam de verbis, laborare C)
- содержание
- причина, основание
- деловые отношения, дело (rem gerere C, H etc.; rem cum aliquo transigere C)
- судебное дело, процесс (rem judicare C)
- (тж. pl.) государство (r. Romana L, H; r. publica) или политическая деятельность (in mediā re publica versari C)
- выгода, польза, интересы
- имущество, состояние, достояние, добро (homo sine re C; r. amicos invĕnit Pl)
- власть, господство
- действие, деяние, дело
- война; сражение, битва (gladio commĭnus rem gerere Cs)
- случай, событие, явление, факт; pl. история (res populi Romani perscribere L, тж. res Romanas scribere C)

Слово Ребус Rebus вышло из фразы на латинском “Non verbis, sed rebus”, что означает "Не на словах, а на самом деле /в действительности”

История Богов

German Bible Rebus Prophecy of Baruch 6:21 Greeting Card

История Богов

Ребусы-иероглифы широко используются в геральдических символах печатях и штампах

История Богов

Слово Ρεπρεβος не греческое, его аналог в греческом это Έρεβος Эребос-Эреб
έρεβος- эреб; тьма; темнота; мрак; потёмки.

Эре́б (др.-греч. Ἔρεβος, «мрак»; → лат. Erebus) олицетворение вечного мрака. Упомянут в «Одиссее» и в «Космогонии» Алкмана.
Согласно Гесиоду, Эреб родился из Хаоса, брат Ночи (Нюкты), которая родила от него Гемеру (день) и Эфира (воздух)
По другим авторам, от него Нюкта также родила Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Немезиду (Возмездие), Керу (Насильственную смерть; иногда под именем Кер выступает несколько богинь), Мома (бога злословия), Эриду (Раздор), Гераса (Старость), Онира (Вещие и лживые сны), а также Харона, перевозчика умерших в Ад.

История Богов

История Богов

Слово Эребус вероятно, PIE (protoindoeuropea) * h1regwos, родственно в следующих словах:

rœkkr в древнескандинавского (antiguo nórdico)Ragnarok: — конец света в германо-скандинавской мифологии.
riqis («темный») в готике
Rayani («ночь»), санскрит
orkäm («темный») в токарском.

Другое предположение что слово Эреб произошло от семитского, сравнивают с erebh на иврите и аккадского erebu ("закат" или "ночь", следовательно, "темный"). Аналогичная этимология предложена для слова Европа 'закат'

Добавлю расологию и генетику R- “Ар/Эр” = арийцы?; R1a “АрА/ ЭрА”- арамейцы? и R1b “Ар Би/Эрбе”- арбины-сербы? и прочие...

История Богов

История Богов

А какое отношение к ребусу Эребусу-Репробу имеет ребенок-рыбка Иисус, а так же ребро Адама из которого создали Еву?

Слово Res-reses в испанском - крупнорогатый домашный скот (carne de res- говядина).
Происхождение или из вышеупомянутого латинского “ребуса” Res reī - “вещь”.
Или из арабского Rаs - голова; в смысле голова скота (раса/ разные, раз=один)

Молится Rezar из латинского recito = речитатив.
re-cito, āvī, ātum, āre
читать вслух; зачитывать, оглашать
произносить вслух
читать наизусть

А слово cito, āvī, ātum, āre [intens. к cieo] приводит в движение
cieo cīvī, citum, ciēre (реже cio, cīvī, citum, cīre)
приводить в движение, двигать, возбуждать, волновать, потрясать, колебать
издавать

При молитве для чтения в определённом ритме используют чётки на испанском El Rosario из латинского

rosarium, ī n. [rosa] - место, усаженное розовыми кустами, розовый сад, розарий.

Причем тут розы-род и розово-красное russus -russa латиносы не понимают...

Но если добавить ко всему этому голову быка, то это выведет нас к созвездию Тельца и его планете розовой Венере.

История Богов

История Богов

Всё это на звёздном небе каким то образом проецируется/связано с Таврами, Турками (туруши-этрусски) русами и Россией.

Taurus Mons — Таврские горы (Taurus Mountains)
в наше время хребет Тавр (от греч. Όρη Ταύρου, которое в свою очередь образовалось от греческого «Телец»; тур. Toros Dağları, араб. جبال طوروس‎‎) — это южные прибрежные горы на территории современной Турции.

История Богов

Подробнее здесь,

Над Древней Русью (Taurus) севернее Рига (Auriga), правее Московия (Musca), вниз Кавказ (Aries, золотое руно).

История Богов

Подробнее здесь,

Возможно Христофор-кинокефал как то связан с созвездем Пегаса Πήγασος
Древнее созвездие. Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под названием «Конь».
В греческой мифологии Пегас — крылатый конь, родившийся из капель крови Медузы Горгоны. У вавилонян это созвездие называлось просто «конём», у древних греков — Большим Конём. У арабов созвездие до сих пор называется Большой Конь — Аль-фарас Аль-азам.
Любопытны переводы с арабского названий наиболее ярких звёзд созвездия: Маркаб — «Седло» или «Повозка», Шеат — «Плечо», Альгениб — «Пупок Лошади», Эниф — «Нос».

Пророк Мухамед тоже летал на кентавре-коне Бураке.
Бурак (араб. البُراق , сияющий, молниеносный)= Сивка-Бурка
Шахматный Конь может пойти на любое поле доски «Г-образным» («L-образным») «сделать ход конём» = ходит кубом-ребром

История Богов

История Богов

История Богов

Как весь этот ребус увязать воедино есть идеи?

История Богов
источник

0

25

Бафомет и βάφομαι/ βαπτισμός.

История Богов

История Богов

Из Википедии:

Бафоме́т (лат. Baphometh, baffometi, окс. Bafometz) — имя сатанинского демона.
Впервые встречается в 1195 году в поэме трубадура Гаваудана как латинизированная форма имени «Мухаммед». В процессе против Ордена тамплиеров в 1307 году используется в качестве имени одного из сатанинских демонов, которому, согласно расследованию инквизиции, поклонялись на тайных ритуалах рыцари. Исторически подтвердить или опровергнуть обвинение не представляется на данный момент возможным.

В новейшей истории данного демона «воскресил» Элифас Леви, изобразив его на XV аркане своей колоды Таро, на карте, соответствующей дьяволу. Впервые в истории христианства в открытом источнике она появилась на страницах его книги «Ритуал и догма высшей магии». Это было андрогинное существо, на руках которого был написан алхимический девиз «Solve et Coagula».
До открытия «Церкви сатаны» «Печать Бафомета» нигде не упоминалась и тем более не считалась основным символом сатанизма.

История Богов

История Богов

Изображение Бафомета в виде существа с головой козла сделано Элифасом Леви. Изображение — наиболее популярный облик демона — это символ жажды и «порождения мудрости».

Голова козла
Тело женщины (материнство)
Раздвоенные копыта
Пара крыльев
Свеча на голове
Символ открытия, объединяющего мужскую сексуальную потенцию с четырьмя элементами и интеллектом.

История Богов

Этимология слова Бафомет:

1) Бафомет — это искаженное от «Mahomet».
2) Бафомет - соединение греческих слов др.-греч. ? baphe и др.-греч. ? metis, означающих «поглощение в мудрость», «крещение мудрости», «поглощение знания».
3) Слово «Baphomet», прочитанное справа налево «Temohpab», есть нотарикон — акроним по первым буквам следующей формулировки: «Templi omnium hominum pacis abbas», — что в переводе с латинского означает: «настоятель Храма мира всех людей».
4) "Bap" и "Homet", где первый слог "Bap" это имя Иоанна Крестителя и Homet, вновь окончание из Магомет.
5) Baph Metis: греческие слова означающие крещение (баптизация) светом (мнение Монтегю Саммерса, эксперт в демонологии и колдовстве).
6) "Baphe" "Metheos", первое слово погружение- окрашивание и второе слово -дух огня. Таким образом Бафомет означает “крещение огнём”
7) Bfmaat: " Открыватель дверей" согласно оккультисту Мадлен Монтальбан, основателю ордена Утренняя звезда.
8) По мнению Hugh Schonfield, ученого, работавшего с Свитками Мертвого моря, слово Бафомет написано шифрованым кодом Atbash, и означает София. "Это код иврита, который заменяет первую букву алфавита на последнюю, вторую на предпоследнюю, и так далее.

Bet, Pe, Vav, Mem, Taf
Иврит — BAPHOMET

Shin, Vav, Pe, Yud, Alef
Код Atbash — SOPHIA

Имя Магомед-Мухаммед (араб. محمد‎ [mʊħɑmmæd]) — означаетение ‘восхваляемый, достойный хвалы’.
Варианты данного имени Мехмет, Мухаммет, Маометто, Маома, Маоме Маометус, Момодо или Мамадо.

А что означает слово Baptisma/Bautismo?

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение (буквально — «погружение»). Баптисты практикуют крещение в сознательном возрасте через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.

Baptisma atis n. (греч.) - погружение в воду, омовение, крещение.
В латинском языке это слово заимствованное из греческого.

Считается что происходит от др.-греч. βαπτισμός (погружение в воду) которое на русский переводят как крещение/ баптизм
А – “измос” (изм)- истмус ισθμόσ – исток, перешеек или Иисус?

Однокоренные:
βαπόρι- пароход, теплоход;
γίνομαι βαπόρι — приходить в ярость, выходить из себя;
κάνω κάποιον βαπόρι — выводить кого-л. из себя.

История Богов

Вапори (теплоход) очень созвучен с evaporation - evaporación испарением.
evaporatio [evaporo]- испарение
vaporo āvī, ātum, āre [vapor]
испускать пары, испаряться
наполнять парами, обволакивать испарениями
согревать
кадить, обкуривать
зажигать, опалять
поэт. прочищать, делать тонким, чутким

vapor ōris m.
пар, испарение
дым
теплота, тепло
огонь, пламя
любовный жар, влюблённость.

Создать глобальное потепление – любовью!

Или баптизм-крещение исходит из :
βαφτίσια –бафтизм/крещение
Однокоренные:
βαφή (vafí)-краска; морилка; красить; краситель; пигме́нт; окраска.
βαφτίζω-вешать ярлык, клеймить
βάφομαι-краситься.
Βαφέας - маляр

Красится –крестится- покраснеть- закалка ?

Позу, атрибуты и положение рук Бафомета часто сравнивают с Позой Иисуса Христа.

История Богов

История Богов

История Богов

А также его сравнивают с другими божествами и магами в картах Таро.

История Богов

История Богов

История Богов

История Богов

История Богов

Сравните Пана (древнегреческого бога пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы) с изображением Дьявола и женской матки.

История Богов

История Богов

История Богов

В Библии описаны Три вида крещения. Водное крещение, крещение Духом святым и крещение огнём.
Крещение Огнем
1. Крещение огнём - Судный день.
2. Крещение огнём - крещение страданиями, гонениями, испытаниями.

Из Библейской Энциклопедии Труд и издание Архимандрита Никифора

ОГОНЬ (Быт 19:24, 22:6, Исх 3:2). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В Свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как например при Синае. То же самое мы читаем в 17 псалме (ст. 9) и в песни Аввакума.

Господь Иисус Христос при втором пришествии, по слову апостола, явится в пламенеющем огне (2Сол 1:8). Сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков. В ветхозаветные времена огонь сходил от Бога и пожирал приготовленную жертву. Он снисшел с неба при освящении Скинии свидения и по повелению Божию его никогда не должно было гасить.

Во многих древних религиях огонь считался священною эмблемою представителем солнца. Поклонники Молоха проводили детей своих через огонь (4Цар 17:17). Священный огонь иногда носили перед войском перед вступлением в битву.

Евреям не дозволялось возжигать огонь в своих жилищах в день субботний (Исх 35:3). В этот священный день не должно было оказывать никакой чести огню ни в каком виде. В земледельческой стороне, какова Палестина, в которой в известные времена года трава и пастбища делаются легко возгораемыми, там малейшая неосторожность с огнем может производить громадные пожары и опустошения. Потому-то по закону Моисееву предписывалось следующее: "Если появится огонь и охватить терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел сей пожар" (Исх 22:6).

Слово огонь нередко употребляется как метафора для означения тяжкого испытания или великой потери. Последним делом огня будет кончина мира. "В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Петр. 3:10-11) и "огнем будет испытано дело каждого каково оно" (1Кор 3:12-15).

Наконец горением в неугасимом огне изображается ужасное состояние грешников в аду (От 14:10, 20:10).

С огнем сравнивается пламенная любовь в сердце (Песн 8:6), необузданный язык человека (Прит 16:27, Иак 3:5 и далее), слово Божие (Иер 23:29) и даже сам Господь называется огнем поедающим (Вт 4:24, Евр 12:29).

А что символизирует огонь и какова его символика?
Продолжение следует...
источник

0

26

Кто такой Аминь и почему до сих пор его знают по всему миру

Раскрытие семантики канонического (итифаллического) образа бога Амона.

Один из самых почитаемых богов Древнего Египта зачастую представал в "неподобающем" виде, смущая учёных-египтологов, думавших о чём-то своём и переносящих сокровенные мысли на объект исследования.

Разумеется, бог Амон (=Мин) выглядел эпатажно:

История Богов

Но стоит ли хвататься за первую мысль, пришедшую в голову, и называть Амона богом плодородия? Попробуем разобраться в символизме его жестов, тем более что это не составляет труда.

Первое, что нужно отметить: итифаллический Амон всегда изображался в виде статуи, стоящей на подставке (на рисунке выделена синим цветом), поэтому бессмысленно говорить о её плодовитости. Очевидно, это древний и очень уважаемый предок, удостоившийся такой чести. Создание подобных статуй вождей характерно для африканской культуры, к которой древнеегипетская безусловно имеет прямое отношение:

История Богов
Статуя африканского правителя.
Примечательно, что африканские вожди носили плетёные бородки,
как у египетских фараонов и богов, указывая на генетическую связь Африки с Древним Египтом

Итак, поднятая правая рука Амона - это знакомый нам жест. Так поднимают руку, когда дают клятву или приносят присягу:

"Поднятая ладонь - жест, означающий свидетельство или принятие клятвы." ("Энциклопедия символов", Дж.Купер, 1995).

История Богов
Присягу принимает вице-президент США Майк Пенс.

История Богов
Студенты медицинского института дают клятву Гиппократа.

В особо ответственных случаях задействуют и левую руку:

История Богов

Клясться на Библии можно, когда она есть, но как поступали в Древности до её написания? И здесь нам придётся обратиться к её содержанию. Цитата из книги Джона Дэйвенпорта "Афродизиаки и антифродизиаки: три очерка о силах плодородия" (1-е издание — Лондон, 1869 год):

"...принося торжественную клятву, они [т.е. древние евреи] возлагали руку на половые органы в знак её нерушимости. Когда Авраам, обращаясь к «рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было», говорит: «...положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:2—3), и когда Иаков на смертном одре «призвал... сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашёл благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно моё и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте» (Быт. 47:29), — и в том, и в другом случае древнееврейский текст переведён неверно; учёные толкователи указывают, что в действительности слово это означает не «стегно», а «фаллос» <...> (Этот же обычай описывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «[Торжественные клятвы] совершаются таким образом: положив друг другу руки ниже бёдер, [клянущиеся] взывают затем к Господу Богу, как к свидетелю грядущего» (I, 16, 1)).

Обычай этот сохраняется в Египте даже и по сей день: многие путешественники утверждают, что арабы, исполняя воинское приветствие или принося торжественную клятву, кладут руку на вышеупомянутую часть тела. Подобный случай описывает генерал-адъютант Жюльен в письме к сотруднику Египетского института. Одного египтянина арестовали как шпиона и привели к генералу. Сообразив, что никто не понимает его заверений в невиновности, этот египтянин «задрал свою синюю рубаху и взявшись рукой за фаллос, замер на мгновение в театральной позе бога, клянущегося водами Стикса. Физиономия его словно бы говорила: “Теперь, когда в доказательство своей невиновности я принёс СТОЛЬ ужасную клятву, осмелитесь ли вы мне не поверить?” Жест его напомнил мне обычай времён Авраамовых приносить присягу, держа в руке детородный орган»."

Собственно, на 3-мерном изображении Амона мы видим в его исполнении фаллическую клятву, которая нашла отражение в Библии:

История БоговИстория Богов

Таким образом, поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву. В редких случаях Осирис также давал фаллическую клятву:

История Богов
Рельеф из храма Сети I в Абидосе. XIII в. до н.э.

Но если в Библии есть описание фаллической клятвы, то в ней, по-видимому, должен быть и древнеегипетский бог Амон. Действительно, он там присутствует в явном виде:

Откр. (3:14): И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...

Греческий текст: "Kαὶ τῷ ἀγγέλῳ τῆς ἐν Λαοδικείᾳ ἐκκλησίας γράψον τάδε λέγει ὁ ἀμήν ὁ μάρτυς ὁ πιστὸς καὶ ἀληθινός ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ..."

Как видим, в древнегреческом "свидетель верный и истинный" именовался Амен - в точности как произносят в католической литургии в значении "быть по сему" ("да будет так", "истинно", "воистину"). Всего в Библии - в Ветхом и Новом завете - имя бога Амона (греч. Амен или русск. Аминь. ) встречается 78 раз, что свидетельствует о его огромном значении в Древности. По сути, Амон был персонификацией клятвы - он ответствовал за сказанное, подтверждая истинность речений:

"Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь." (Пс. 71:18).


Более того, в Библии прямым текстом говорится о "Боге истины":

"И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих." (Ис. 65:15-16)


И хотя его имя в цитате не называется, нет сомнения, что это Амон (Амен) - "свидетель верный и истинный", - именем которого заверяются наиболее важные речения.

Amen
источник

0

27

Крокодилы - любители калош

Меня всегда удивляла сама постановка вопроса:

"- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину

Новых и сладких калош!"


История Богов

Оказывается калоша - жаргонное название колонии.

История Богов

А крокодил... ну вот он:

История Богов

Без комментов...
источник

0

28

Святой главоносец без головы. Кефалофор. 18+

Слабонервным и детям – не смотреть!

Иногда христианские святые являются в абсолютно непостижимых видах. Таковыми будоражащими психику предстают святые, держащие в качестве орудия страстей собственную голову. Сто лет назад было изобретено специальное слово для подобного типа изображений – кефалофор.

История Богов
Святой Никасий. Молитвенник, в том числе службы об усопших. Около 1430-1440 / Prayer Book, including Office of the Dead, St. Nicasius, Walters Manuscript W.164, fol. 173v, сa. 1430-40. Source

Впервые использовал этот термин в 1914 году Марсель Эберт /Marcel Hébert в статье "Les martyrs céphalophores Euchaire, Elophe et Libaire", в Revue de l'Université de Bruxelles, v. 19 (1914). Кефалофор с греческого буквально переводится как «Главоносец». Вспоминаем по аналогии поликлетовского Дорифора /δορυφόρος, что значит Копьеносец.

История Богов
Варианты несения головы. Saints Gemolus, Aphrodise, Miliau, Denis

Кефалофор держит в руках свою голову – это служит указанием, что святой был умерщвлен путем усекновения головы. Обращение с нимбом при этом остается на усмотрении художника или скульптора: кто-то ставит нимб там, где глава должна бы быть; другие показывают святого, несущего нимб вместе с головой; у третьих мастеров – нимб и там и там; у четвертых – обе разделенные части тела без нимба.

История Богов
Святой Дионисий

Считается, что данная иконографическая схема опирается на образы из двух каноничных текстов:

I. Одна из проповедей Иоанна Златоуста.
II. Жизнеописание Дионисия Ареопагита.

История Богов
Святой Дионисий в итальянской церкви. Вальдаора, Южный Тироль, Италия. via

I.
Иоанн Златоуст. ПОХВАЛЬНАЯ БЕСЕДА о святых мучениках Иувентине и Максимине /Еввентии и Максиме, пострадавших при Юлиане Отступнике:

"Тогда головы их сделались еще более страшными для диавола, нежели когда они издавали голос, подобно голове Иоанна, которая была не так страшна, когда говорила, как тогда, когда безмолвно лежала на блюде, потому что и кровь святых имеет голос, не ушами слышимый, но охватывающий совесть убийц."
[...]
"Как воины, указывая на раны, полученные ими от врагов, с дерзновением беседуют с царем, – так и они, неся на руках отсеченные головы свои и выставляя их на вид, легко могут получить все, чего ни пожелают, от Царя небесного."

История Богов
Святой Дионисий.

II.
Дионисий.

Наиболее известным кефалофором является святой Дионисий Парижский, небесный покровитель Парижа, первый епископ Парижа, живший в 3 веке. С ним существует путаница. Вернее большая путаница вышла с Дионисием Ареопагитом († 96 г.), упоминаемом в Библии в книге Деяний апостолов [Деяния 17:34]. Во время проповеди апостола Павла в Афинах в ареопаге Дионисий Ареопагит "приставши к нему, уверовал". К этиму-то новозаветному персонажу и приклеились другие Дионисии.

История Богов
St. Denis. Horae ad usum Parisiensem, dites Heures de Charles VIII, c. 1475-1500, Ms. Latin 1370, f. 212v, Bibliothèque nationale de France. Source

В образе св. Дионисия соединились три личности:

1. Дионисий Ареопагит из Нового Завета – ученик апостола Павла, живший в 1 веке.
2. Псевдо-Дионисий Ареопагит – автор "Corpus areopagiticum" /"Ареопагитики", живший, скорей всего, в 6 веке. Сочинения Псевдо-Дионисия имели исключительное значение для развития христианской мысли.
3. Св. Дионисий Парижский – христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию в 3 веке.

Объединил этих трех персонажей в 9 веке аббат Хильдуин /Hilduinus, аббатствовавший в 814-840 г.г.

История Богов
Святой Дионисий на картине из церкви в городе Лойткирх, Альгой, земля Баден-Вюртемберг, Германия /St. Dyonisus, Gemälde in der Bergkapelle Ellmeney, Leutkirch im Allgäu. Date 18th century (?). via

Если исключить предысторию, то дело было примерно так.

Император Запада Людовик Благочестивый (778-840), сын Карла Великого, получил от византийского императора Михаила Заики рукопись "Сorpus areopagiticum". Людовик поручает аббату Хильдуину исправить существовавшее к тому времени жизнеописание св. Дионисия, дабы включить в него вновь обретенное сочинение. Предыдущая версия жития "Post beatam et gloriosam" появилась незадолго до этого и в ней впервые сообщалось о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения.

История Богов
Сятой Дионисий / Saint Denis Holding His Head (detail). Attributed to the Master of Sir John Fastolf France or England, about 1430–1440 Book of hours (text in Latin) The J. Paul Getty Trust, Ms. 5, fol. 35v. Source. По клику - лист целиком

Работа над жизнеописанием была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий – автор греческой рукописи и афинский архиепископ.

История Богов

История Богов

История Богов

Статуи святого Дионисия. via

Дионисий отправляется в Рим, где его встречает папа Климент († ок. 97-101) и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных Лисбиуса /Lisbius, чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью спутников Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие.

История Богов
Император Домициан, правивший в 81-96 г.г., поручает префекту Сизинниусу /Sisinnius/Siscinnius разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников.

Св. Дионисий, сопровождаемый ангелом, несет свою голову и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия, увидив такое чудо, обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию.

Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус /Visbius, который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится главным источником сведений для сочинителя жизнеописания – он ссылается на некий трактат Висбиуса /"traité de Visbius, якобы случайно обнаруженный в Париже.

Известное дело – выполняя поручение руководства государства производится легенда.

История Богов
Св. Дионисий – второй справа, сопровождаемый ангелами, выражающими свое участие. Портал Нотр-Дам де Пари. Заменен, вероятно, в 19 веке.

Всего известно не менее 134 описаний жития святых, которые были умерщвлены усекновением головы и удостоились изображений себя без головы, с ней в руках.

Продолжение дальше...

0

29

Святой главоносец без головы. Кефалофор. 18+

Слабонервным и детям – не смотреть!

Продолжение, начало тут

Вот некоторые из них.

История Богов
Иисус и святые Феликс, Регула и Экзюперантий (Эксуперанций). 1506 г. Ландесмузеум, Цюрих /Jesus and Felix, Regula, Exuperantius. 1506. Landesmuseum Zürich. via

Феликс, Регула и Экзюперантий – мученики 3 века, принявшие смерть в Цюрихе. Согласно преданию, казненные в 286 году святые Феликс и Регула, брат и сестра, а также их слуга Экзюперантий, входили в число мучеников, пострадавших вместе с воинами-христианами Фиванского легиона. Во время казни воинов им удалось бежать мимо местечка Гларуса, что на востоке Швейцарии, в район Цюриха.

История Богов
Святые Феликс и Регула. Миниатюра, около 1130 года /Zürich, Wasserkirche: Felix and Regula, in 'Stuttgarter Passionale' (1130 a.D.), Württembergische Landesbibliothek, Stuttgart. via

Там они были схвачены, преданы суду и обезглавлены. Чудесным образом они встали, взяли свои головы и, поднявшись в гору на сорок шагов, сотворили молитву и отошли ко Господу.

История Богов
Святые покровители Цюриха, Феликс и Регула в их числе. Фреска, около 1400-1425 / Zürcher Stadtheilige auf einem Fresko im Haus zum Königsstuhl an der Stüssihofstatt in Zürich, um 1400/1425. via

В Цюрихе впоследствии был воздвигнут храм Гроссмюнстер, по легенде основанный Карлом Великим, чей конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы. Недавние археологические находки подтвердили наличие римских захоронений в основании Гроссмюнстер.

А на месте казни святых был построен храм Вассеркирхе /Wasserkirche. Святые Феликс и Регула считаются небесными покровителями Цюриха.

История Богов
Скульптурная группа со Святым Никасием. Реймсский собор, северный портал /Cathédrale Notre-Dame de Reims, France. Statue of Saint Nicasius. Gothic scultures decorating the North Portal. via

Святой Никасий († 407 или 450) был одиннадцатым епископом Реймса. Им был построен городской собор в честь Богоматери, на месте которого впоследствии воздвигнут Реймсский собор. Никасий принял смерть либо от вандалов, либо от гуннов. По преданию, когда честная глава святого Никасия была усечена, он взял ее и отправился на место своего погребения. То, о чем гласит предание, увековечено на тимпане портала святых Реймсского собора. В тот же день варвары умертвили его сестру, святую Евтропию, и диаконов, святых Жоконда /Jocond и Флорана /Florent.

Святой Никасий почитается покровителем города Реймс. Его имя на латыни означает «победа». Другие епископы с тем же именем были в Ди и Руане.

История Богов
Св. Альбан в Диссен-ам-Аммерзее. via

Священномученик Альбан Майнцский /Albanus Mogontiacensis († ок. 406).

Альбан был греческим священником с острова Наксос, что в Эгейском море, изгнанным арианами. По другим версиям – его родиной была Албания или северная Африка. Во времена императора Феодосия I Великого вместе со странствующим епископом Феонестом и мучеником Урсом он посетил Медиолан (современный Милан). После мученической кончины Урса в Аосте около 385 года Альбан и Феонест были посланы знаменитым Амвросием Медиоланским в Майнц (римский Могонциак), где около 404 года они начали проповедовать среди галлов. В 406 году при взятии города вандалами Альбан был обезглавлен. Ту же смерть принял и его спутник Феонест. По легенде Альбан был захвачен врасплох во время молитвы и был сражен мечом вандала-арианина. Альбан положил свою отрубленную голову на то место, где он хотел быть похороненным.

История Богов
Альбан Майнцский. Неизвесный тирольский мастер. Около 1500/1525 годов / Tyrolean 16th Century, Saint Alban of Mainz, c. 1500/1525, oil on panel. National Gallery of Art, Washington. Source, по клику: via

Иногда Альбан называется учеником Феонеста, сопровождавшим последнего до места его служения епископом в Майнце и оставшимся с ним. Альбан Майнцский, считающийся одним из покровителей Майнца, почитался как целитель, излечивающий эпилепсию, каменную болезнь, грыжу, головную боль, отравления. Исследования позднеримского кладбища в Майнце свидетельствуют о древности местного почитания Альбана. Одну из могил этого кладбища считают местом захоронения Святого Альбана.

Почитание Альбана Майнцского в каролингскую эпоху распространилось далеко за пределы Майнца. В список признанных мучеников, называемый мартиролог Альбан Майнцский был занесен епископом Майнца Рабаном Мавром (847-856). Почитание Альбана распространяется в Западной Европе в 9-11 веках. В 1060-1062 годах майнцский каноник Гоцвин составил «Страсти святого Альбана», дополненные Майнцским архиепископом Зигфридом.

Из-за сходства обстоятельств гибели и имени Альбана Майнцского часто путают с Албаном Британским. Так, на гербе тирольской коммуны Матрай изображен Албан Британский, хотя покровителем считается Альбан Майнцский.

История Богов
Тут голова не в руках, а в момент отсечения. Мученичество Святого Альбана Британского / The martyrdom of St. Alban from a 13th Century manuscript of The Life of St. Alban. Dublin, Trinity College Library, MS E. I. 40, folio 38r. Matthew Paris was both scribe and illuminator for this manuscript. via

Альбан Британский/ Албан Веруламский /лат. Albanus, англ. Alban (ок. 209-305) – первомученник Британских островов, один из трех святых, чье почитание сохранилось со времен Римской Британии.

Упоминание о мученичестве Альбана является одним из первых исторических свидетельств о христианстве в Британии. Албан был римским воином. Обратившись в христианство под влиянием священника Амфибала, которого он укрывал во время преследований, Альбан был осужден на смерть и обезглавлен в городе Веруламиуме, ныне – город Сент-Олбанс, названный в честь святого.

Вторым британским мучеником стал палач, который отказался исполнять смертный приговор, так его потрясла вера святого. Он был немедленно казнен, и принял Крещение пролитой за Христа кровью. Историк Беда Достопочтенный свидетельствует, что у того палача, который встал на замену первого, глаза выпали из глазниц, как только голова святого слетела с плеч. Что и видим на миниатюре 13 века из Жития Святого Альбана.

История Богов
Мученичество Св. Мелю. Он держит свою отрубленную голову, в то время как кровь бьет фонтаном из его шеи /The martyrdom of St. Miliau, who holds his severed head as blood gushes from his neck. Detail from the Retable of the Passion at Lampaul-Guimiliau. via

Святой Мелю /брет. Meliau (470 — ?) был королем Арморики. Королевство Арморика /брет. Arvorig – раннесредневековое королевство на территории полуострова Бретань, что в современной Франции.

Мелю был старшим сыном и с 501 года наследником короля Арморики Будика I /Budic. У Мелю были братья Теодорих /Theodoric и Ривод /Rivod. Став королем, Мелю правил мудро и справедливо. Однако, отношения между хорошим правителем Мелю и его младшим братом Риводом были напряженными. Однажды их спор настолько накалился, что Ривал ударил Мелю, после чего король скончался. Наследником Мелю стал его сын Мелор, бывший еще ребенком. Иногда Мелю изображается как кефалофор, но как было на самом деле никто не знает.

История Богов
Статуя Святого Соланжа, покровителя французкой Берри. Musée du Berry à Bourges, Cher. via

Святой Соланж /Solange принял мученическую смерть 10 мая около 880 года. Его отрубленная голова три раза возгласила имя Иисуса.

История Богов
Святой Домнин из Фиденцы, около 1600 года. via

Святой Домнин из Фиденцы /итал. San Donnino di Fidenza (ум. 304), по преданию, был уроженцем Пармы. Он был камергером императора Максимиана и хранителем короны. По обращении в христианство подвергся гневу императора. Преследуемый императорскими силами, он проехал через Пьяченцу, держа крест. Св. Домнин был схвачен и казнен на берегу Стироне, за пределами Фиденцы, или на Эмилиевой дороге /Via Aemilia. По легенде, он подобрал свою усеченную голову и отнес ее туда, где нынче находится собор Сан Доннино /San Donnino. Мощи его находятся в соборе Фиденцы.

Св. Домнин считается покровителем Фиденцы. К нему обращаются в молитвах при водобоязни. Святого Домнина изображают в военном одеянии, держащим пальму мученичества.

История Богов
Чудо святого Юстуса. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) / The Miracle of Saint Justus. Peter Paul Rubens. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux. via

Святой Юстус.

История Богов
Плитка Святая Валерия, Жак II Лоден, 17 век, художественная эмаль. Художественный музей Лиможа, дворец епископов /Епархиальный музей Лиможа, Франция. via

И о прекрасном – о женщинах, точнее об одной девушке.

Дева-мученица Валерия Лиможская, она же Аквитанская жила во 2 либо 4 веке. Сведения о ней сохранило житие Марциала Лиможского. Девушка была обезглавлена в Августорите, ныне Лиможе в области Лимузэн, Франция.

История Богов
Статуя Святой Валерии, начало 15 века полихромное дерево. Церковь Сен-Мишель-де-Льон, Лимож, Франция / Statuette de sainte Valérie, début 15e siècle, bois polychrome, Limoge, église Saint-Michel-des-Lions Source

Традиция возводила святого Марциала к апостольским временам, правда, в 20 веке датировка, считавшаяся истиной примерно с 11 века, была отвергнута. В любом случае, Житие святого Марциала, Vita prolixior, рассказывает историю святой Валерии.

История Богов
Мученичество Святой Валерии. Реликварий из Лиможа, эмаль. via

Она происходила из семьи Августоритского градоправителя, супруга которого принимала святого Марциала Лиможского в их доме. Обратившись благодаря его проповеди, обещанная высокому римскому сановнику девушка отказалась идти замуж за язычника, за что тот приказал палачу отсечь ей голову.

История Богов
Святая Валерия Лиможская пеподносит собственную голову святому Марциалу. Алтарь в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions, Лимож. via

Но случилось чудо – тотчас после казни палач был поражен молнией насмерть, а святая Валерия взяла в руки свою главу и отправилась в храм святого Стефана, где святой Марциал совершал Богослужение. После этих событий жених принял крещение с именем Стефан.

История Богов
Святая Валерия несет Марциалу свою голову. Картина написана до 1660 года, холст, масло. Приписывается монаху-францисканцу и художнику Клоду Франсуа /Claude François, более известному как Брат Лука /Frère Luc (1614-1685) / Sainte Valérie portant sa tête à saint Martial, avant 1660, huile sur toile attribuée à Claude François, dit Frère Luc, église de Cussac. Source

В 10 веке монахи монастыря святого Марциала перенесли мощи святой Валерии на берега реки Вуэз, где основали монастырь Шамбон-сюр-Вуэз /Chambon-sur-Voueize. Впоследствии во имя святой Валерии была устроена часовня в северном трансепте вновь отстроенного Лиможского Стефановского собора – по преданию на том месте, где святую встретил епископ Марциал.

В настоящее время нижняя челюсть святой пребывает в храме святого Михаила /Saint-Michel-des-Lions в Лиможе, а ее череп по-прежнему хранится в Шамбоне.

История Богов
Богиня Чиннамаста. Кангра, Индия, около 1800 года. via

Кстати сказать, в религиозной традиции Индии и Тибета тоже имеется свое головоносное святое существо – индуистско-буддийское божество Чиннамаста, что в переводе означает «та, у которой отсечена голова». Об этом в следующий раз.
источник

0

30

Богиня без головы Чиннамаста и другие безголовые истории из Индии и Тибета. 18+

Вот такая впечатляющая индийская богиня Чиннамаста.

История Богов
19 век, раскрашенный ксилографический отпечаток, Калькутта, Западная Бенгалия, Индия / 19th C. Hand-coloured woodblock print. Printed in: Calcutta, India, West Bengal. Material paper. Technique woodblock. British Museum. Source. Вариант в другой раскраске от Om from India

Недоумение, шок, ужас, отвращение – говорят, именно такая первая реакция возникает обычно у европейцев, столкнувшихся с изображением Чиннамасты. Об этом свидетельствуют «полевые» наблюдения за изнеженными западными людьми.

История Богов
The Fouquet Missal. Bourges, c.1470-1475. Yale University, Beinecke MS 425. Source

Правда, тех кто видел христианских святых главоносцев, подобными картинками не удивишь – и по родной Европе люди с собственными головами в руках ходили когда-то, что уж говорить про сказочную Индию. Но, в отличие от восточной богини, европейские святые пугающий вид не по своей воле приобретали – головы им срубали враги веры. В Индии всё совершенно не так.

История Богов

История Богов

Чиннамаста, Калькутта, 19 век. Gurusaday Museum, Калькутта /Chinnamasta from scketch book catalogue, Kalighat, Kolkata, 19th Century A.D. Extremely rare & unique collection by Shri Gurusaday Dutt. A collection of the Gurusaday Museum, Joka, Kolkata.

Чиннамаста, Пахари, последняя четверть 19 века. Сцена из "Деви-махатмья" Arpana Fine Arts Museums, Нью-Дели /Chinnamasta, Pahari – Last quarter of the 19th century. Size: 7x6.9 cm. A scene from the Devi Mahatmaya. Natural pigment on Paper. Pahari – Last quarter of the 19th century. Arpana Fine Arts Museums, New Delhi.

 
Традиционная иконография Чиннамасты примерно такая: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Она стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини.

Божество Чиннамаста присутствует как в индуизме, так и в буддизме. Имя Чиннамасты /Chinnamastâ в некоторых текстах может звучать как «Чиннамастака» /Chinnamastakâ, «Чиннамунда» /Chinnamundâ или сокращенно «Чинна» /Chinnâ, является санскритским сложным словом и в переводе означает «та, у которой отсечена голова».

История Богов
Чиннамаста. Раджастан, Джайпур, конец 19 века / Chinnamasta, sixth painting in the series Das Mahavidya Rajasthan, Jaipur, late 19th century. Source

Чиннамаста божество не сильно известное и ее культ не является распространенным. Основные тексты и ритуальная практика, посвященные ей сосредоточены в закрытой тантрической традиции.

Об индуистском тантризме европейцам стало известно в начале 19 века. Тогда христианский миссионер аббат Дюбуа в своей книге «Hindu Manners, Customs and Ceremonies», глубоко потрясенный увиденным, поведал миру об «отвратительном обряде шакти». Шакти /šakti переводится как «энергия», «сила» – это женское начало, женская творческая сила, женская манифестация бога. Можно представить каково было благочестивому аббату наблюдать тантрические действа. Научное изучение тантризма развивается с конца 19 века, но до сих пор «целая вселенная лежит перед нами, которую предстоит освоить». [1]

Поэтому, как во всем в индуизме и буддизме, с Чиннамастой всё запутанно, существует в разных вариантах, многозначно и многослойно. Но, несомненно, что образ Чиннамасты, заключенный в такое странное на современный западный взгляд обличие, содержит глубокий философский смысл.

История Богов
Десять Великих Махавидьей: Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Камала / 10 Greatest Mahavidyas. Album of popular prints mounted on cloth pages. Colour lithograph, lettered, inscribed and numbered 37. Kali, Tara, Shodashi, Bhuvaneshvari, Bhairavi, Chhinnamasta, Dhumavati, Bagalamukhi, Matangi, and Kamala. Source: Om from India; по клику и описание: British Museum

Чиннамаста – одна из бесчисленных форм Деви – богини-Матери, одна из Десяти Махавидья(ий) – Daša Mahâvidyâ. В переводе с санскрита «Махавидья» означает «Великое знание», оно персонифицируется как десять богинь. Daša Mahâvidyâ /Дашамахавидья – десять ипостасей богини Сати, супруги Шивы, воплощающих Высшее Знание. Состав этих десяти эманаций Деви варьируется в разных текстах. Миф о том как Чиннамаста стала одной из Махавидий, я приведу в следующем выпуске индийского сериала.

История Богов
Около 1800 / Icon of Chinnamasta, the Mahavidya arising from the joined bodies of the Originating Couple, Kangra, c.1800, gouache on paper, Indian School. Private Collection. The Bridgeman Art Library Source. По клику - современный рисунок, повторяющий старинный: Water Color Painting on Paper. Artist Kailash Raj

Что же происходит в сцене с Чиннамастой?

Одна из версий мифа такая:

«Однажды [жена Шивы] Парвати с двумя спутницами Джайей и Виджайей пошла совершить омовение в реке Мандакини (что близ Хардвара в Уттар Прадеш). После купания кожа великой богини почернела, потому что она была возбуждена. Через некоторое время спутницы попросили ее: «Дай нам какой-нибудь еды. Мы голодны». Она ответила: «Я накормлю вас, но пожалуйста подождите». Прошло еще немного времени, и они вновь подступили к ней с просьбой. На этот раз она отвечала: «Подождите еще, я размышляю сейчас». Подождав недолго, они взмолились к ней: «Ты Мать Вселенной. Ребенок просит чего угодно у своей матери. Мать дает своим чадам не только еду, но и одежду для тела. Поэтому мы просим у тебя пищи. О, прославленная за свою милость, накорми нас!» Услышав это, супруга Шивы обещала дать им что угодно, когда они доберутся до дома. Но вновь ее спутницы Дакини и Варнини [Нет никаких объяснений, почему имена спутниц в тексте изменились] стали умолять ее: «Мы умираем от голода, о Мать вселенной! Дай нам еды, чтобы мы насытились, о Милостивая, Подательница благ и Исполнительница желаний!» [2]

История Богов
Source: NTB Book

Выслушав эти увещевания, милостивая богиня улыбнулась и ногтями отрезала собственную голову. Голова упала на ладонь ее левой руки. Три кровавых потока хлынули из ее горла, левый и правый текли в уста спутниц, стоящих по обе стороны от богини, центральный – в ее собственные. Когда все насытились, они вернулись домой. После этого Парвати стала известна как «Чиннамаста».

Из Пранатошини-тантры (Prāņatoşiņī - «радость дыхания»), позднейшей компиляции тантрических текстов, составленной в 1820 году. Данный текст восходит к Nārada Pañcarātra, ранней тантре.

История Богов
Шодаши и Чиннамаста / Shorhasi. Chinnamosta. Lithograph, c. 1885. Calcutta Art Studio, Calcutta. Source: Om from India / 1880–90 / About 1890, Nabokumar Biswas, Calcutta Art Studio, Calcutta. Есть в музеях: The Metropolitan Museum of Art, Museum of Fine Arts, Boston

Другой вариант истории имеет некоторые отличия. Здесь этот рассказ излагается от лица Шивы.

Шива – один из верховной троицы индуистских богов вместе с Брахмой и Вишну. Он исполнитель разрушительной функции. А его имя переводится как "благой", "приносящий счастье". Шива – бог-отшельник, аскет, однако, он и великий любовник, любящий супруг, отец семейства.

Шива: «Я поведаю вам о появлении Чиннамасты, Тары и Калики <...> Однажды Чанданайика [«Гневная повелительница»] со своими спутницами пошла на берег реки Пушпабхадры [Бенгалия?]. В полдень проголодавшиеся спутницы попросили Чандику [«Гневная»]: «Пожалуйста, дай нам еды». Услышав это, улыбаясь и обещая выполнить просьбу, Чандика поглядела во все стороны света и отсекла собственную голову. Левым потоком крови она напоила Дакини, правым насытила Варнини, а из центрального сама напилась собственной крови. Позабавившись таким образом, она вернула голову на место и приняла прежний облик. В сумерках они вернулись домой. Когда я увидел ее бледное лицо, то подумал, что ее кто-то оскорбил». [3]

Из той же Пранатошини-тантры, текст восходит к Сватантратантре /Svatantratantra.

Во второй версии упоминается, что богиня посмотрела во все направления и не переставала улыбаться, когда отрезала свою голову. Это указывает на превосходство богини над пространственной и над временной сферами бытия. В этот момент акт разрушения происходит одновременно с творением, потому что она лишает себя головы, но при этом насыщает себя и своих спутниц. Чиннамаста проявляет свою божественную природу и показывает, что это была всего лишь «игра», для нее это действие не имело никаких последствий, кроме временной бледности.

История Богов
Чиннамаста и Шива. Конец 18 века / Chinnamasta and Shiva. Date late 18th century. Kinsley, David R. (1997). Tantric visions of the divine feminine: the ten mahāvidyās. University of California Press. p.158. Source

В одном из индуистских текстов [4] говорится, что Чиннамасте всегда 16 лет, она остается вечно юной. Несмотря на свою отсеченную голову, она неподвластна смерти. В группе Махавидий она находится на востоке, где каждый день всходит солнце, символизируя тем самым обновление мира.

У богини многочисленные имена, они приводятся в специальных сборниках намастотрах, что значит «восхваление имен». В Chinnamastâ Sahasranâma Stotram у нее сто восемь и тысяча имен.

Исследовательница Э.А.Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом. Воплощение богини во множестве форм можно трактовать как божественную игру, līlā, во время которой божество предстает как актер-naţa, а почитатель – как зритель.

История Богов
Божественное семейство: Шива, Парвати и младенец Ганеша – самый знаменитый герой мифов о смене головы / Detail from Shri Shri Panchayatana (Assembly of Shiva) lithograph, 1885. Chitrapriyaprakash Press, Bombay. Source: Om from India

О безголовости. Если взять мифологический мотив обезглавливания или замены человеческой головы на голову животоного, то тут можно утонуть в море индийской мифологии. Посмотрим на одного персонажа, в котором ряд авторов-тантристов видит источник образа Чиннамасты.

Ведический мудрец Дадхьянч знал секреты меда – напитка бессмертия и мог вернуть к жизни жертвенное животное, голова которого была отсечена. Ашвины просят его сообщить им эти знания. Но, поскольку Дадхьянч дал клятву богу Индре, что своими устами не поведает никому известные ему тайны, Дадхьянч на время лишается своей головы, приращивает голову коня и таким образом раскрывает секрет Ашвинам. Затем его собственная голова возвращается на место. Так же, как и у Чиннамасты, у него отсечение головы не имеет никаких последствий и с помощью этого акта он передает спасительное знание.
[RV I. 34:10, I.47, I.116. I.121, I.117:22, Šatap. Br. 14.1.1.18-25, и др.]

История Богов
Парашурама с детства обнаруживал воинственность и никогда не расставался со своим боевым топором / Paraśurāma. Gouache painting on paper from a portfolio of sixty-three paintings of deities and daily life. 1820 (circa). Painted in: Tamil Nadu (?), Andhra Pradesh (?) (Deccan). British Museum. Source

Еще одна история.

Парашурама – шестая аватара Вишну в облике «Рамы с топором», впоследствии славный многими подвигами, был младшим из пяти сыновей брахмана-подвижника Джамадагни и царевны Ренуки. Однажды мать Парашурамы Ренука подглядела в лесу игры царя небесных музыкантов Читраратхи с его нимфами-апсарами. После увиденного женщина впала в греховные помыслы, вследствие этого лишилась своей божественной красоты и прогневала супруга-аскета. Он приказал сыновьям казнить мать. Все братья отказались, а Парашурама выполнил приказ отца – обезглавил мать. После того, как казнь была приведена в исполнение, Ренука, «chinnamastā» – «та, чья голова отсечена», вернулась к жизни, очищенная от дурных стремлений и сияющая красотой, как и прежде. Правда, в процессе восстановления Ренуке по ошибке приставили голову женщины-шудры.
[Махабхарата (3.117.5-19)] [5]

История Богов
Как правило, под Чиннамастой любят друг друга Кама и Рати, но здесь это делают Кришна и Радха / Detail from a Calcutta Art Studio print, c. 1890. Source: Om from India

Лес, в котором проходили игры Читраратхи и его нимф, символизирует сознание как пристанище вожделения. Сознание, охваченное желаниями, препятствует достижению йогом самоконтроля. Единственный способ достичь господства над собой – избавиться от желания.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, также развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов, как и миф о юном Парашураме и его матери. Об этом же говорит деталь, что после купания кожа богини почернела, потому что она была возбуждена. В пересказах обычно уточняется, что сексуально возбуждена.

Под ногами у Чиннамасты Рати и Кама. Кама - бог любви, его имя kāma означает "желание", "чувственное влечение", "любовь". Рати – богиня любовной страсти, жена Камы, значение ее имени rati – "удовольствие", "наслаждение" .

История Богов
Чиннамаста. Современная акварель / Goddess Chinnamasta. Watercolor on Paper. Source

Существует также южноиндийский миф о Йелламме – матери всего, которая вышла замуж за аскета против родительской воли, и затем страдала от невнимания к ней супргуа. Муж-тапасвин в негодовании наслал не нее проказу. Когда же она излечилась, он приказал своим сыновьям отрубить ей голову. Три старших сына отказались, за что были прокляты отцом и потеряли мужскую силу. Четвертый сын подчинился и отец, в качестве вознаграждения, оживил Йелламму и смирил свой гнев. [Roscoe W. Priests of the Goddess...//History of religions, vol.35, no3. 83 Benard. Оp.cit., р.XII.]

История Богов

Еще один пласт толкования облика Чиннамасты, выдвинутый исследовательницей Э.А.Бенард, связан с йогическим описанием системы трех каналов. Чиннамаста – антропоморфное изображение центрального канала, а двое ее спутниц – двух боковых.

Продолжение дальше...

0