Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Фильмы Андрея Тарковского


Фильмы Андрея Тарковского

Сообщений 1 страница 10 из 29

1

Солярис

Все о кино

На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на Земле покончившая с собой.


Перед тем как выйти в прокат, картина Андрея Тарковского «Солярис» претерпела немало изменений. Это и поправки сюжетного характера (Тарковского убеждали внести пояснительные тексты к фильму, дабы избежать идеологических недопониманий), и поправки хронометражного характера (кино пришлось сокращать), стоит также вспомнить вырезанную сцену с галлюцинациями Криса, так называемый «вариант с зеркальной комнатой», которую видели немногие.

«Солярис» снят по мотивам одноимённого романа Станислава Лема. В центре повествования — психолог Кельвин. Он отправлен на космическую станцию, которая висит над планетой Солярис. С недавнего времени здесь стали происходить необъяснимые вещи. И для того, чтобы разобраться в происходящем Кельвина посылают на станцию.

Оказавшись на корабле Кельвин подвергается различным галлюцинациям. Рядом с ним появляется его бывшая жена, которая на Земле покончила с собой после того как он её бросил. Кельвин никак не может избавиться от этого видения, он даже отправляет её в открытый космос, но каждый раз она возвращается. Очевидно это видение — следствие того, что Кельвин никак не может избавиться от навязчивых мыслей, в которых в её смерти он винит в первую очередь самого себя.

Теперь следует обратиться к самой планете. Все попытки наладить контакт с Солярис терпят неудачу. Учёные находятся в замешательстве, они не понимают, что на самом деле представляет собой эта масса. Единственную причину галлюцинаций экипажа станции можно видеть исключительно в воздействии этой планеты. Так как эти галлюцинации сводят людей с ума, значит психологическое воздействие должно затрагивать самые тонкие струны души, давить на самые больные точки. Именно такой «больной точкой» для Кельвина оказалась его умершая жена Хари. Таким образом, очевидной становится психологическая проблема мужчина-женщина.

Кто же такая Хари? Здесь, ««Солярис» подчиняется классическим правилам научной фантастики воплощать в самой реальности, преподносить как материальный факт представление о том, что женщина всего лишь материализует мужские фантазии: трагизм положения Хари в том, что ей становится известно об отсутствии у неё самой какой бы то ни было субстанциальной идентичности, она узнаёт, что она сама по себе Ничто, поскольку существует лишь в мечтах Другого — и лишь до тех пор, пока фантазии Другого сосредоточены на ней, — именно эта проблема превращает её самоубийство в подлинно этический акт: осознав, как Кельвин страдает от её постоянного присутствия, Хари в конце концов уничтожает себя, проглотив химический состав, делающий невозможным её восстановление».

Таким образом, мы получаем два самоубийства Хари. Но если принять тот факт, что женщина (Хари) всего лишь «материализует мужские фантазии», то получается, что причиной смерти Хари, по крайней мере во второй раз, является сам Кельвин, а точнее его мысли, которые планета материализовала.

Но с другой стороны «структура женщины как симптома мужчины может функционировать лишь до тех пор, пока мужчина противостоит Другой Вещи, не имеющей центра, неясной машине, «читающей» его сокровенные мечты и возвращающей их ему как симптом, как его собственное послание в истинной форме, которое он, как субъект, не готов признать».

Исходя из этой точки зрения, мы получаем столкновение психологии Кельвина и психологии Соляриса. Но это только в том случае, если мы принимает планету за некую сущность, обладающую способностью мыслить, и мыслить не только свои мысли, но и мысли других. В таком случает перед нами типичная форма большого Другого из философии Лакана. Этот другой не только сторонний наблюдатель, но и активный участник мыслительной и психологической жизни Кельвина.

Планета Солярис является воплощением не чего-то чисто материального, а неким пространством, где герой постигает себя, приходит к истине, пытается обрести Счастье. Как и в случае с ещё одним произведением Андрея Тарковского «Сталкер». Зону здесь можно рассматривать с тех позиций, что и Солярис.

0

2

Зеркало

Все о кино

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.

Пронзительная чистота

Пересматривал «Зеркало», Тарковского. Меня всегда поражало как Тарковскому удалось нарисовать такое изысканное, глубокое и эмоциональное кинополотно на фоне серой советской эпохи.

Этот фильм о многом. О воспоминаниях — детских, взрослых, добрых и грустных. О тех моментах, местах и событиях, в которые хочется бесконечно возвращаться и о том, что вернуться к ним невозможно. О женщинах — о Матери, о Музе. И не случайно их обеих играет Маргарита Терехова. В каком-то смысле, «Зеркало» — это настоящая ода женщинам, их мудрости, доброте и особой силе, свойственной настоящим женщинам. Этот фильм об ошибках. До смешного глупых ошибках. Как та символичная ошибка, которую допускает Героиня в работе над рукописью и от которой зависит судьба всего тиража.

Образ главной героини наполнен тонкой сексуальностью, вдумчивостью, чистотой и исключительной женственностью. Но это не делает ее счастливой, на протяжении всего фильма ощущается ее напряжение, надрыв, подвешенность, так четко обозначенная в эпизоде, в котором героиня зависает в воздухе.

Безусловно, «Зеркало» — сложный, трудный для моментального восприятия фильм, в особенности, если зритель не привык к авторскому кино. Здесь нет сюжета, завязки, кульминации, финала — всего того, что составляет основу восприятия мейнстрим кинематографа. На мой взгляд, «Зеркало» — это искусство особого толка, попытка запечатлеть эмоциональное состояние, сделать фото внутреннего мира. В поэзии, таким же искусством являются хокку, в литературе — Борхес и Джойс, в анимации — «Сказка сказок», в кинематографе — «Андалузский пес», Бунюэля и «Внутренняя империя», Линча.

Не нужно искать идею в фильме, не нужно пытаться собрать отдельные эпизоды в единую историю. Нужно просто погрузиться в этот мир образов, снов, воспоминаний, атмосферы ностальгии и прожить этот фильм. И потом будет сложно избавиться от ощущения, что этот фильм — зеркало твоего внутреннего мира. В каком-то смысле этот фильм — эмоциональная медитация. И именно поэтому фильм начинается со сцены гипноза и счастливого исцеления.

0

3

Ностальгия / Nostalghia

Фильмы Андрея Тарковского

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.

Одна из последних работ выдающегося, даже, пожалуй, легендарного Андрея Арсеньевича Тарковского. Каждая картина этого талантливейшего режиссёра, если не шедевр всего мирового кинематографа, то, по крайней мере, очень сильный, погружённый в самое жерло общечеловеческих и социальных проблем фильм. И «Ностальгия» не является исключением.

Главный герой картины писатель Андрей Горчаков, приехавший в Италию для написания биографии крепостного музыканта, жившего там в эмиграции. Вдали от родной земли Андрей чувствует тоску по своей стране, своим родным. В Италии он ощущает себя чужим и одиноким. Ещё вчера казавшиеся прекрасными фрески итальянских художников, сегодня уже совсем не интересуют писателя. Философы и поэты итальянского Ренессанса не встают для него в один ряд с такими выдающимися людьми как Пушкин или Толстой, а архитектура лишь нагнетает уныние. Ночами ему то и дело снится жена, а в мыслях представляются отечественные пейзажи.

Попав в Италию, Андрей понимает, что всё то, что чувствовал, будучи в изоляции от своей родины, крепостной музыкант, чувствует он сам.

В то время как его знакомая Юджения никак не может понять своего русского друга, писателя не покидает тоска и уныние, он страдает от душевной болезни, как бы «ностальгирует» по родине. Однако тоска по родной земле, как вода в фильме, всё убывает и убывает, и уже вскоре, спустя определённое время и, убедившись в простых человеческих истинах, что люди и их проблемы везде одинаковы, Андрей понимает — дом там, где мы его создадим, на что весьма точно и намекает финальный кадр картины.

Надо сказать, что «Ностальгия» Андрея Тарковского, это тот самый случай, когда название картины задаёт лишь одну тему для размышления из тысячи, поднятых в ней режиссёром.

В каждый кадр своего произведения, гений символизма вкладывает определённый смысл, будь то собака, символизирующая надежду героя на возможность сделать хоть что-то для достижения гармонии в этом мире. Или же толпа людей перед трибуной, напоминающая скорее манекенов, нежели живых людей, и созерцающих гибель не только одного «безумца», который подобно Савонароле вещает о пороках современного общества, но и всего мира.

Главный сюжет картины становится для режиссёра лишь поводом в очередной раз задуматься о смыслах человеческого существования и других бесчисленных философских проблемах, таких как любовь, отчаяние, вера. Тарковский, как и во всех своих других фильмах, ловко играет с различными аналогиями и символами, однако при этом его герои живые люди. У них есть прошлое, они погружены в реальную жизнь, мы можем представить их будущее. Наверняка каждый из нас увидел в ком-то из этих персонажей своих знакомых или даже себя.

Говоря о прекрасной режиссуре произведения, стоит отметить и весь съёмочный состав проекта, начиная от операторской работы Джузеппе Ланчи и заканчивая выдающейся ролью Олега Янковского, так хорошо вжившегося в роль Андрея Горчакова. Во многом это всё, конечно, и заслуга самого режиссёра, грамотно объяснившего то, чего он хочет от своих людей, однако и их вклад в эту картину нельзя недооценивать.

Ностальгия — это не просто фильм с глубоким смыслом, это целая кладовая ответов на жизненные вопросы, из которой каждый зритель вытащит лишь то, что посчитает нужным. В этом, наверное, и заключалась цель режиссёра картины, сделавшего свой фильм, для каждого взятого по отдельности человека, уникальным.

0

4

Зеркала

Сцена "Зеркальная комната" в «Солярисе» ("Бред Криса"), где герой Донатаса Баниониса заболевает и впадает в беспамятство, 2 февраля 1972 года была вырезана А.Тарковским из прокатной версии фильма, чем он раздосадовал друзей и поклонников. Киноведу Ольге Сурковой, лично знавшей режиссера, сцена показалась "одной из наиболее удачных и эмоционально убедительных — мучительный бред, лихорадка героя были физически ощутимы благодаря множеству отражений зеркал друг в друге..." Сверху по зеркальной стене скользили, сползали на пол куски горящей ткани. Эта сцена в "зеркальной комнате восхищала всех, кто ее видел! О мотивах, побудивших режиссера принять свое загадочное решение о ее изъятии, по сей день идут споры.

Фильм "Солярис" http://kinogo.cc/3125-solyaris-2002.html

Отечественный синематограф

Зеркальная комната

0

5

Похоже, что Андрей Тарковский рассматривал христианство в том же ключе, что и мы, а именно, что христианство есть  воспроизведение в новом времени (наша эра) древней войны Сетха с  Исидой  и Гором. Об этом можем судить, посмотрев последний фильм Тарковского "Жертвоприношение".

«Жертвоприношение» (швед. Offret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.
Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.

Итак , главная канва сюжета.  Бывший актёр и журналист в настоящем, Александр, вместе с семьей и друзьями отмечает свой день рождения. Во время празднования, по телевизору выходит экстренный выпуск новостей, в котором сообщается, что мир стоит на грани атомной войны, что и по району , где живёт  Александр, ядерный удар будет нанесён с большой степенью вероятностью. Потрясенной  Александр просит Бога заключить с ним Завет. Он сожжёт свой дом, навсегда потеряет возможность видеть семью, лишится голоса, ибо всё это будет принесено в жертву Господу, а взамен, пусть Бог спасёт всех остальных и отменит сценарий ядерного апокалипсиса. И ещё. Пусть Бог избавит его от того липкого страха, который проник во все поры его души.
Затем, сюжет построен так, что можно подумать, что Завет с Господом есть всего лишь сон. После пробуждения, он обнаруживает в комнате, одного из гостей (почтальона),  который сообщает ему, что он тоже понял как можно спасти мир. Для этого Александру надо переспать со своей служанкой Марией, которая живёт в доме рядом с заброшённой церковью. При чём этот факт близости заброшенной церкви и дома Марии, почтальон неоднократно подчёркивает, чем вводит Александра в небольшое недоумение, от этого, как ему кажется ненужного повторения. Аргументируется предложение о совершении подобного поступка тем, что Мария ведьма.
Забыв о Завете с Господом , Александр отправляется к Марии. Где и совершает свой акт. Весь этот безумный вечер, и не менее безумная ночь, наконец завершается. А когда приходит новое утро, об угрозе ядерного конфликта никто уже больше не вспоминает. Александру предстоит решить, кто спас мир, Господь или Мария. И Александр выбирает Господа, он сжигает свой дом, после чего появляются санитары и увозят его  в психиатрическое заведение. И судя по Завету, увозят навсегда.

Так кто же такая Мария? Ответ по фильму может только один - Богородица. И дело не только в совпадении имён. Друг почтальон, который посоветовал спасти мир через Марию, в самом начале встречи по поводу дня рождения, сделал следующее отождествление. Он заявил, что его очень пугает служанка Мария. Затем, по мере развёртывания праздника, он заявляет, что его очень пугает картина Леонардо Де Винчи "Поклонение волхвов". На центральном плане данной картины, естественно изображена Дева Мария с младенцем на руках. Затем, когда Александр приезжает в домик Марии, камера последовательно нам показывает: портрет католической святой; цветы; распятие Иисуса. При чём сам Александр обращается к Ней со следующими словами: - "Не убивай нас! Спаси нас, Мария"! То есть выводит Марию  на один уровень с Господом. Ибо до этого, в Завете, он просил то же самого у Бога.
Понятно, что в традиционном христианстве, такого экзистенциального  противопоставления, как  "Господь или Мария!" , в принципе быть не может. В ортодоксии Мария лишь сосуд наполняемый волей Божьей. И уж тем более она не может отменить или устроить "Конец Света" для всего земного бытия. Так что фильм явно указывает на противостояние Бога Ветхого Завета, герой обещает жертву всесожжения и Девы Марии Нового завета, которая в таком контексте, как я показал выше, может быть только новым воплощением Исиды.
Даже больше, на более глубоком плане, мы можем увидеть ещё вот что. Помните, в начале я писал, что Александр просит Господа избавить его душу от липкого страха. А Мария в разговоре с Александром делает акцент даже не на войне, которая стучится в двери, а именно на страхе , поедающий душу нашего героя. При чём обвиняет его жену Аделаиду, что это именно она зародила данный страх в душе Александра, и от сюда собственно все проблемы. Так что Деву Марию,  режиссёр Тарковский,   на подсознательном уровне рассматривает уже как Царицу Орлицу, в её противостоянии с Царицей Шамаханской.
Остаётся только один вопрос. Так кто же автор сего сценария с атомной войной и её последующей отмены? Тут только можно снова вернуться к очередному рассказу нашего неутомиго почтальона, о женщине, которая сфотографировалась , а когда фото было проявлено на ней кроме самой женщины присутствовал и её сын, погибшей двадцать лет назад. Вот так материнская любовь смогла воспроизвести удивительную иллюзию воскрешения.
И ещё один интересный момент. В "Жертвоприношении" Дева Мария выступает под видом простой служанки Марии. А вот в другом фильме Тарковского "Ностальгия". Есть эпизод, когда переводчица Эуджения рассказывает историю об одной служанке, которая сожгла дом своих хозяев, а на вопрос зачем она это сделала? Последовал ответ - ностальгия, только таким способом она могла вернуться к себе в свой родимый дом.

Фильмы Андрея Тарковского

Отредактировано Проектирующий (2018-06-10 18:37:50)

0

6

Жертвоприношение / Offret

Фильмы Андрея Тарковского

Чем надо пожертвовать, чтобы спасти мир от надвигающейся катастрофы? Своим имуществом, своим образом жизни, а может быть, своей жизнью? Что положит герой фильма на алтарь Всемогущего Творца, если последний, конечно, существует?!

Проектирующий написал(а):

Похоже, что Андрей Тарковский рассматривал христианство в том же ключе, что и мы, а именно, что христианство есть  воспроизведение в новом времени (наша эра) древней войны Сетха с  Исидой  и Гором. Об этом можем судить, посмотрев последний фильм Тарковского "Жертвоприношение".

«Жертвоприношение» (швед. Offret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.
Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.

Итак , главная канва сюжета.  Бывший актёр и журналист в настоящем, Александр, вместе с семьей и друзьями отмечает свой день рождения. Во время празднования, по телевизору выходит экстренный выпуск новостей, в котором сообщается, что мир стоит на грани атомной войны, что и по району , где живёт  Александр, ядерный удар будет нанесён с большой степенью вероятностью. Потрясенной  Александр просит Бога заключить с ним Завет. Он сожжёт свой дом, навсегда потеряет возможность видеть семью, лишится голоса, ибо всё это будет принесено в жертву Господу, а взамен, пусть Бог спасёт всех остальных и отменит сценарий ядерного апокалипсиса. И ещё. Пусть Бог избавит его от того липкого страха, который проник во все поры его души.
Затем, сюжет построен так, что можно подумать, что Завет с Господом есть всего лишь сон. После пробуждения, он обнаруживает в комнате, одного из гостей (почтальона),  который сообщает ему, что он тоже понял как можно спасти мир. Для этого Александру надо переспать со своей служанкой Марией, которая живёт в доме рядом с заброшённой церковью. При чём этот факт близости заброшенной церкви и дома Марии, почтальон неоднократно подчёркивает, чем вводит Александра в небольшое недоумение, от этого, как ему кажется ненужного повторения. Аргументируется предложение о совершении подобного поступка тем, что Мария ведьма.
Забыв о Завете с Господом , Александр отправляется к Марии. Где и совершает свой акт. Весь этот безумный вечер, и не менее безумная ночь, наконец завершается. А когда приходит новое утро, об угрозе ядерного конфликта никто уже больше не вспоминает. Александру предстоит решить, кто спас мир, Господь или Мария. И Александр выбирает Господа, он сжигает свой дом, после чего появляются санитары и увозят его  в психиатрическое заведение. И судя по Завету, увозят навсегда.

Так кто же такая Мария? Ответ по фильму может только один - Богородица. И дело не только в совпадении имён. Друг почтальон, который посоветовал спасти мир через Марию, в самом начале встречи по поводу дня рождения, сделал следующее отождествление. Он заявил, что его очень пугает служанка Мария. Затем, по мере развёртывания праздника, он заявляет, что его очень пугает картина Леонардо Де Винчи "Поклонение волхвов". На центральном плане данной картины, естественно изображена Дева Мария с младенцем на руках. Затем, когда Александр приезжает в домик Марии, камера последовательно нам показывает: портрет католической святой; цветы; распятие Иисуса. При чём сам Александр обращается к Ней со следующими словами: - "Не убивай нас! Спаси нас, Мария"! То есть выводит Марию  на один уровень с Господом. Ибо до этого, в Завете, он просил то же самого у Бога.
Понятно, что в традиционном христианстве, такого экзистенциального  противопоставления, как  "Господь или Мария!" , в принципе быть не может. В ортодоксии Мария лишь сосуд наполняемый волей Божьей. И уж тем более она не может отменить или устроить "Конец Света" для всего земного бытия. Так что фильм явно указывает на противостояние Бога Ветхого Завета, герой обещает жертву всесожжения и Девы Марии Нового завета, которая в таком контексте, как я показал выше, может быть только новым воплощением Исиды.
Даже больше, на более глубоком плане, мы можем увидеть ещё вот что. Помните, в начале я писал, что Александр просит Господа избавить его душу от липкого страха. А Мария в разговоре с Александром делает акцент даже не на войне, которая стучится в двери, а именно на страхе , поедающий душу нашего героя. При чём обвиняет его жену Аделаиду, что это именно она зародила данный страх в душе Александра, и от сюда собственно все проблемы. Так что Деву Марию,  режиссёр Тарковский,   на подсознательном уровне рассматривает уже как Царицу Орлицу, в её противостоянии с Царицей Шамаханской.
Остаётся только один вопрос. Так кто же автор сего сценария с атомной войной и её последующей отмены? Тут только можно снова вернуться к очередному рассказу нашего неутомиго почтальона, о женщине, которая сфотографировалась , а когда фото было проявлено на ней кроме самой женщины присутствовал и её сын, погибшей двадцать лет назад. Вот так материнская любовь смогла воспроизвести удивительную иллюзию воскрешения.
И ещё один интересный момент. В "Жертвоприношении" Дева Мария выступает под видом простой служанки Марии. А вот в другом фильме Тарковского "Ностальгия". Есть эпизод, когда переводчица Эуджения рассказывает историю об одной служанке, которая сожгла дом своих хозяев, а на вопрос зачем она это сделала? Последовал ответ - ностальгия, только таким способом она могла вернуться к себе в свой родимый дом.

Фильмы Андрея Тарковского

0

7

Проектирующий написал(а):

Похоже, что Андрей Тарковский рассматривал христианство в том же ключе, что и мы, а именно, что христианство есть  воспроизведение в новом времени (наша эра) древней войны Сетха с  Исидой  и Гором. Об этом можем судить, посмотрев последний фильм Тарковского "Жертвоприношение".

«Жертвоприношение» (швед. Offret) — философская драма, снятая Андреем Тарковским в 1986 году в Швеции и ставшая последним фильмом режиссёра.
Картина завоевала Гран-при Каннского кинофестиваля (1986), приз ФИПРЕССИ (1986), приз Британской киноакадемии (1988) и другие награды.

Итак, главная канва сюжета.  Бывший актёр и журналист в настоящем, Александр, вместе с семьей и друзьями отмечает свой день рождения. Во время празднования, по телевизору выходит экстренный выпуск новостей, в котором сообщается, что мир стоит на грани атомной войны, что и по району, где живёт  Александр, ядерный удар будет нанесён с большой степенью вероятностью. Потрясенной  Александр просит Бога заключить с ним Завет. Он сожжёт свой дом, навсегда потеряет возможность видеть семью, лишится голоса, ибо всё это будет принесено в жертву Господу, а взамен, пусть Бог спасёт всех остальных и отменит сценарий ядерного апокалипсиса. И ещё. Пусть Бог избавит его от того липкого страха, который проник во все поры его души.
Затем, сюжет построен так, что можно подумать, что Завет с Господом есть всего лишь сон. После пробуждения, он обнаруживает в комнате, одного из гостей (почтальона),  который сообщает ему, что он тоже понял как можно спасти мир. Для этого Александру надо переспать со своей служанкой Марией, которая живёт в доме рядом с заброшённой церковью. При чём этот факт близости заброшенной церкви и дома Марии, почтальон неоднократно подчёркивает, чем вводит Александра в небольшое недоумение, от этого, как ему кажется ненужного повторения. Аргументируется предложение о совершении подобного поступка тем, что Мария ведьма.
Забыв о Завете с Господом , Александр отправляется к Марии. Где и совершает свой акт. Весь этот безумный вечер, и не менее безумная ночь, наконец завершается. А когда приходит новое утро, об угрозе ядерного конфликта никто уже больше не вспоминает. Александру предстоит решить, кто спас мир, Господь или Мария. И Александр выбирает Господа, он сжигает свой дом, после чего появляются санитары и увозят его  в психиатрическое заведение. И судя по Завету, увозят навсегда.

Так кто же такая Мария? Ответ по фильму может только один - Богородица. И дело не только в совпадении имён. Друг почтальон, который посоветовал спасти мир через Марию, в самом начале встречи по поводу дня рождения, сделал следующее отождествление. Он заявил, что его очень пугает служанка Мария. Затем, по мере развёртывания праздника, он заявляет, что его очень пугает картина Леонардо Де Винчи "Поклонение волхвов". На центральном плане данной картины, естественно изображена Дева Мария с младенцем на руках. Затем, когда Александр приезжает в домик Марии, камера последовательно нам показывает: портрет католической святой; цветы; распятие Иисуса. При чём сам Александр обращается к Ней со следующими словами: - "Не убивай нас! Спаси нас, Мария"! То есть выводит Марию  на один уровень с Господом. Ибо до этого, в Завете, он просил то же самого у Бога.
Понятно, что в традиционном христианстве, такого экзистенциального  противопоставления, как  "Господь или Мария!" , в принципе быть не может. В ортодоксии Мария лишь сосуд наполняемый волей Божьей. И уж тем более она не может отменить или устроить "Конец Света" для всего земного бытия. Так что фильм явно указывает на противостояние Бога Ветхого Завета, герой обещает жертву всесожжения и Девы Марии Нового завета, которая в таком контексте, как я показал выше, может быть только новым воплощением Исиды.
Даже больше, на более глубоком плане, мы можем увидеть ещё вот что. Помните, в начале я писал, что Александр просит Господа избавить его душу от липкого страха. А Мария в разговоре с Александром делает акцент даже не на войне, которая стучится в двери, а именно на страхе , поедающий душу нашего героя. При чём обвиняет его жену Аделаиду, что это именно она зародила данный страх в душе Александра, и от сюда собственно все проблемы. Так что Деву Марию,  режиссёр Тарковский,   на подсознательном уровне рассматривает уже как Царицу Орлицу, в её противостоянии с Царицей Шамаханской.
Остаётся только один вопрос. Так кто же автор сего сценария с атомной войной и её последующей отмены? Тут только можно снова вернуться к очередному рассказу нашего неутомиго почтальона, о женщине, которая сфотографировалась , а когда фото было проявлено на ней кроме самой женщины присутствовал и её сын, погибшей двадцать лет назад. Вот так материнская любовь смогла воспроизвести удивительную иллюзию воскрешения.
И ещё один интересный момент. В "Жертвоприношении" Дева Мария выступает под видом простой служанки Марии. А вот в другом фильме Тарковского "Ностальгия". Есть эпизод, когда переводчица Эуджения рассказывает историю об одной служанке, которая сожгла дом своих хозяев, а на вопрос зачем она это сделала? Последовал ответ - ностальгия, только таким способом она могла вернуться к себе в свой родимый дом.


«Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву» Андрей Тарковский.

Фильм снят по сценарию с оригинальным названием «Ведьма», который по просьбе Тарковского написал для него Аркадием Стругацким.

Этот фильм — закономерный итог и результат философского поиска Тарковского. Не найдя Живого Бога, который требует от человека нравственного подвига и постоянного насилия над самим собой, Андрей Арсеньевич делает ставку на магию. «Дёрни за верёвочку, дверка и откроется!» Переспать со служанкой, чтобы спасти мир от ядерной войны — это ещё похлеще, чем перейти бассейн со свечкой (что проделал герой Янковского в «Ностальгии»)!

Тьма сгустилась над миром. Уже почти нет места свету (большая часть фильма снята в приглушенных тонах). Словно мир создал не любящий бог, а Демиург, а это плохо вяжется с мировоззрением режиссера. Иначе как объяснить, что в ответ на мольбу героя, ему предлагается сойтись со служанкой, обладающей магическими силами и способной защитить семью? Но даже если это только сон, то наяву все равно требуется жертва. Лично я не вижу ни доброты, ни мудрости Создателя.

0

8

На мольбу героя ему предлагают сойтись со служанкой.

Кто предлагает?  Бог? Нет. Это предлагает почтальон. Служитель Марии. Собиратель паранормальных историй. Тут вообще нет понятия о метафизики Завета. Завет, это прямой диалог человека с Богом. Без всяких посредников.

0

9

То наяву все ровно требуется жертва.

Вообще не поняли моей мысли. Это же не Бог спровоцировал эту историю, а Мария, в конце поста я совершенно прозрачно на это намекаю.
Бог бы не принял бы этой жертвы. Как он не принял жертвы Аврама,  остановив в последний момент жертвенный нож, который тот занес над своим сыном.

0

10

Это похлеще, чем перейти бассейн со свечкой.

Да, уж. Перейти бассейн со свечкой - это символ подвига веры. Человек в этом случае, уподобляться Христу. Да, он может спасти мир, но идя со свечкой, он несет на себе все грехи мира. Эти грехи давят на человека всей мощью тотальной Безблагатности, и всей болью этого грешного мира. И с каждым шагом, человек этой тяжестью сжигает себя. Но надо дойти.
Дойти вопреки всему погибающему миру. Дойти вопреки самой Смерти.

Отредактировано Проектирующий (2018-06-10 21:19:37)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Фильмы Андрея Тарковского