Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 91 страница 100 из 404

91

Оттепельная клюква: особенности жанра.

За последние годы в современном российском кинематографе наметился жанр, который можно обозначить, как «оттепельная клюква» (Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров назвал это «хрустом нарезного батона» по аналогии с «хрустом французской булки»). Любовные и политические коллизии разворачиваются на фоне событий 1950-1960-х годов, а самым заметным фигурантом действа является приёмник «Фестиваль» - оттуда несутся «Подмосковные вечера», «Ландыши-ландыши», а иной раз - голоса «цивилизованно-свободного мира».

Первой ласточкой был яркий, но тенденциозный киношлягер Валерия Тодоровского «Стиляги» (2008) — серые массы против оранжевых штанов, сочные дивы-бабетты едут «на хату» за «процессом», контраст бедняцких коммуналок и номенклатурных квартир, скруглённые углы авто, тёплые закаты, раскалённый асфальт московского Бродвея... Звучит рок-н-рольная ностальгия и чувихи в платьях с нижними юбками демонстрируют головокружительные пируэты на стареньком деревянном танцполе. Особенность новоявленного жанра — смысл-перевёртыш.

Интересные факты о фильмах
Кадр из сериала «Фарца».

Положительными героями рисуются ...антигерои - те, на кого в 1950-1960-х годах писались разгромные фельетоны; кто был аутсайдером системы — пижоны-модники, ресторанные лабухи, фарцовщики, шлюшки, подпольные бизнесмены - «цеховики». Впрочем, смысл-перевёртыш может выстраиваться иным, более хитрым способом: поэты, учёные, общественные деятели, лауреаты всяческих премий подаются ярыми антисоветчиками — их травят коллеги, преследует КГБ, у них обнаруживаются предки-белогвардейцы или родственники за границей. Таким образом, жизнь в СССР представляется убогой и — дикарской с точки зрения самых разных слоёв населения, ибо мучаются все — от жуликов до работяг, от манекенщиц до генеральских жён. Более того — страдают даже чекисты и партийные боссы. Но! Диваны с уютными валиками и патефонные пластинки (тёплый шорох и голос Петра Лещенко). «Шипр» и шифон. Фестиваль и фильдеперс. Сирень, Сокольники и «Красная Москва». Этакая мазохистская ностальгия.

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

92

Круто. Но не по-русски.

Статья о фильме «Последний богатырь». Ссылка на полный текст - в конце данного отрывка.

...Фильм получился добротный, остроумный, красивый и — совершенно нерусский. Перефразируя известную строку, можно добавить: «Там нерусский дух. Там Русью и не пахнет». Вышел крепкий и даже не особо пошлый а-ля рюсс, которым завсегда баловались в Париже, Лондоне и на Бродвее. Это не грех посмотреть и - слегка поаплодировать. Но это нельзя делать нормой и правилом. Здесь всё — от внешности главного героя (типичный бейсболист-красавчик), до основной идеи — беспримесная American Dream. Как выстроены все USA-блокбастеры? Живёт себе мальчик Джонни — иной раз филистер и скучный разносчик пиццы в Бронксе, но тут — бац! - его назначают Главным Спасателем Галактики, потому как он — сын бывшего Главного Спасателя или же в день его рождения удачно сошлись три звезды, которые этакое творят раз в миллион лет. И всё завертелось: битвы, артефакты, погони, фигуристые богини, крушение городов, прорывы в параллельный мир и дуэль с Мистером Evil на крыше подсвеченного небоскрёба. Яркий путь супергероя и остальные - просто на подхвате. В «Последнем богатыре» всё в точности...

Интересные факты о фильмах

...Фильм создан по канону, заданному (видимо, надолго!) Питером Джексоном в «Хоббите» и «Властелине колец», а фраза Кощея о «полудохликах» намекает на хоббитов-«полуросликов». Общие виды гор и природы под масштабно-патетичную музыку подчёркивают это сходство. Имеются, кроме того, отсылки к «Пиратам Карибского моря» - бегство избушки напоминает «угон» здания банка в седьмой части франшизы и вообще такое чувство, что среди персонажей должен быть капитан Джек-Воробей. Это не хорошо и не скверно — это «нормальное» подражание тому, кто сделал чудо. Кто «порвал» прокат, как Тузик — грелку. Эпигонство, если оно качественное, гораздо лучше, чем корявая самобытность — при наличии зависти всё к тому же Голливуду. В Советском Союзе умели ваять своё-прекрасное, а потом — видимо, сдулись. Как же так?— вопрос уже риторический, а посему — дурацкий. Благо, наконец-то выучились подавать красивые драки и сражения — персонажи с мечами уже не возятся, но — лихо прыгают...

Остальное - тут!

0

93

Мир Будущего глазами Застоя. Часть I.

В эпоху Застоя жанр кинофантастики был, пожалуй, одним из самых востребованных. К сожалению, этих фильмов было до обидного мало. Но я сегодня хочу поговорить не о скудости кинопроката, а о том, как представляли себе Будущее советские кинофантасты. Для этого я выбрала несколько фильмов и попыталась проанализировать увиденное. Во всех фантастических фильмах 1970-1980-х годов Земля неизменно представлялась как царство разума. Человечество осознало ошибки, перебороло слабости, возвысилось над суетой и устремилось предотвращать катастрофы на других планетах или - искоренять несправедливость в тёмном и безрадостном прошлом.

Так, в «Гостье из Будущего» этим занимаются так называемые «прогрессоры» — специалисты высокого класса, перемещающиеся во времени в вносящиие поправки в ход событий. В ленте «Через тернии – к звёздам» герои спасают далёкую планету от экологического коллапса. Подростки из «Москва-Кассиопея» помогают цивилизации, гибнущей под властью роботов. Тем не менее, сами земляне склонны сопротивляться осчастливливанию, как это делают Отроки-во-Вселенной. Потому что хомо-сапиенс знает, что нужно и нашей, и не нашей Галактике.

Интересные факты о фильмахИнтересные факты о фильмах
«Через тернии – к звёздам». Стреляй-не стреляй, а земляне знают, как тебя лучше.
«Петля Ориона».

Разумеется, мир Будущего считался априори советским или в нём СССР был ведущей державой мира. Об этом не говорилось — это считалось неоспоримым. В некоторых фильмах есть и явные признаки — Коля Герасимов, рассекая на флипе, видел красный флаг над Кремлём, а подростки из «Москвы-Кассиопеи» перед стартом приезжают на Красную Площадь, чтобы торжественно замереть в пионерском салюте. В кинофильме «Петля Ориона» показан биполярный мир — на одном из международных заседаний советские представители спорят с англоязычным «капиталистом», предлагающим, разумеется, неправильное и непопулярное решение проблемы.

В большинстве кинофильмов прямо или скрыто подчёркивается, что земляне сумели решить экологическую проблему. Вместе с тем их отличает этакое покровительственное отношение к природе. Герой фильма «Через тернии – к звёздам» восклицает: «Покоряться природе?! Тогда бы мы перестали быть людьми!» То есть они относятся к лесам, воде и недрам исключительно, как к «живой лаборатории» для дальнейших научных исследований. Герои фантастических фильмов берегут природу не ради неё самой, а ради самих себя. Эта идея была, в общем-то типичной: не ждать милостей от природы. Этот лозунг был так распространён в СССР, что уже воспринимался, не как данность, а как пустой звук.

Интересные факты о фильмахИнтересные факты о фильмах
«Петля Ориона». Футуристично-параболоидный изгиб крыльца...
«Через тернии – к звёздам». Некрасивый, но весь такой псевдорациональный домик...

Сразу возникает вопрос - урбанизм или дезурбанизм? Универсального решения у кинофантастов не было. К примеру, мир Алисы и мир «Терний...» пошли по пути дезурбанизма. Помните Москву, над которой летает Коля? Нигде не наблюдается ни одного «футуристического» сооружения. То есть Москва-2084 законсервировалась в своих формах конца XX века. Все суперсовременные промышленные и научные сооружения, видимо, находятся за городом, под землёй или даже на других планетах. Я понимаю - у создателей не было экю для мощных спецэффектов, но мы сейчас не об этом! Что выросло - то выросло.

Герои фильма «Через тернии — к звёздам» занимают неуютный (внешне) домик в конструктивистском стиле, правда, внутри всё отделано в традиционно-старинном духе «а-ля поместье». И опять — много травы, моря и воздуха. А вот герои «Петли Ориона» и «Лунной радуги», напротив, избрали путь урбанизма. В «Лунной радуге» явлены многоэтажные монстры на фоне серо-стального неба. Это уже больше похоже на наши современные города, стремительно застраивающиеся высотками бизнес - центров и промышленных корпораций. В «Лунной радуге» показаны помещения, близкие по эстетике к современным офисам – виден этакий «западный» шик, в принципе, не свойственный советским административным помещениям. Там же мы видим «футуристический» круглый коридор, как на космических планетолётах. Не менее живописные коридоры в Институте Времени, по которым Коля пытается спастись от Вертера.

Интересные факты о фильмахИнтересные факты о фильмах
«Через тернии - к звёздам». Главное - много лампочек и они мигают.
«Лунная радуга». Урбанизм, сталь и стекло.

Вообще, считалось, что жилая и хозяйственная архитектура будущего должна максимально напоминать космические конструкции. В наши дни такое оформление часто встречается лишь в стильных в ресторанах и кафе, а молодые дизайнеры очень любят этот вид «продвинутого» хай-тека. Нельзя, однако же, сказать, что этот стиль – ведущий в наши дни. Большинство людей склонны выбирать традиционные формы, а не космический дизайн. А вот в «Петле Ориона», напротив, декораторы не озаботились созданием особой атмосферы – в кадре обычный чиновничий кабинет с длинным столом и унылыми стенами. Ощущение, что проводится какой-нибудь межрайонный партком, а не совещание планетарного масштаба.

Лишённые экологических проблем, люди Будущего физически здоровы и выносливы. И что особенно важно — красивы или, по крайней мере, приятны внешне. На роли «далёких потомков» всегда старались отбирать актёров привлекательных и стройных. Представить себе, что люди Прекрасного Далёка будут страдать ожирением, было попросту невозможно, а ведь эта «болезнь» прогрессирует год от года! Тщательно подчёркивалось, что у «потомков» в принципе больше умственных способностей, чем у «предков». Даже добрая и по-взрослому мудрая Алиса не лишена некоторого снобизма. «Тебе всё равно не понять», — говорит она Юле Грибковой. Да, люди космического века хотя и добры, но на редкость горделивы. Они бестрепетно вмешиваются в жизнь иных миров, следят там своими высокотехнологичными сапожками и отправляются дальше — на поиски новых «страждущих». Они совершенно не прочь загнать всех в Счастье.

Интересные факты о фильмах Интересные факты о фильмах
«Отроки во Вселенной». Портативный смыслоуловитель - наше всё.
«Гостья из будущего». Техника в стиле детских игрушек...

Их идеал — созидательный труд на благо общества. В их мире нет потребительской модели поведения, как нет и тунеядства. Их дети рано взрослеют, а пожилые люди не старятся — все обязаны трудиться! Сомнения допустимы лишь в качестве базы для научных гипотез. Вместе с тем люди Будущего общительны и открыты. Считалось, что с годами общительность в обществе будет только возрастать. На деле же мы наблюдаем обратный процесс. В будущих мирах действуют разумные роботы и киборги, предназначенные для совместного пользования. Так, человекообразный робот Вертер выполняет целый ряд низовых работ в Институте Времени — он и уборщик, и секретарь, и охранник.

В «Петле Ориона» учёные создают кибер-клонов членов экипажа тоже не для игры в подкидного дурака, а для серьёзной работы. И только у героев фильма «Через тернии – к звёздам» есть личный робот Глаша, выполняющий функцию домработницы. Фантасты полагали, что люди будущего не станут размениваться на ручной непроизводительный труд – тут их заменят киберы или автоматы. Продавцов (или подавальщиков) тоже не будет – даже в космическом порту показано полное самообслуживание – никаких билетёрш. В нашей реальности всё происходит с точностью до наоборот – ряды уборщиков, продавцов и билетёров множатся год от года.

Что характерно — никаких мобильных телефонов, никаких персональных компьютеров, никаких микро-плееров и флешек с информацией. Интернета нет и в помине, зато видеотелефоны (извечный «конёк» всех фантастов!) в избытке. Создатели кинолент не знали, что люди гораздо больше полюбят виртуально-анонимные контакты, а по видео-Skype будут общаться только с хорошо знакомыми людьми. Герои «Петли Ориона», находясь на борту космического корабля, пишут ручками в блокнотах. Робот Вертер заполняет документацию гусиным пером в обычном гроссбухе. Разумеется, это его персональный «стиль», но компьютеров-то в нашем понимании всё равно не видно. Информация о важнейших происшествиях хранится на бумажных носителях! По существу, мы, увешанные самыми разными «гаджетами» и «девайсами», выглядим куда фантастичнее. Зато у них есть портативный смыслоуловитель для общения с инопланетными и иными формами жизни...

Продолжение - следует! Завтра или на днях поговорим о моде и быте Будущего!

https://zina-korzina.livejournal.com/

0

94

Людмилы и Костики.

Есть два героя, которые очень нравятся зрителям. Точнее, эти персонажи - умиляют и радуют. Причём, до сих пор. Но есть нюанс - это фигуранты ретро-фильмов. Культовых ретро-фильмов, созданных под лозунгом «Что пройдёт - то будет мило». Это - Костик из «Покровских ворот» и Людмила из «Москва слезам не верит». И есть ещё один нюанс - в 1950-х годах именно такие типажи попадали на страницы фельетонов и разгромных статей. Но ведь прошло и стало мило. Я часто публикую отрывки из старых оттепельных кинокартин, где именно хищные Людмилы и якобы обаятельные Костики выступают в роли отрицательных персонажей. Они - поверхностны, хитроваты (под видом порхающей общительности), глубоко и накрепко, то есть неизлечимо нарциссичны. Их по сути волнует только их драгоценная персона - для достижения целей они отбрасывают лишних людей, подобно тому, как ракета отбрасывает ступени.

Интересные факты о фильмах

Костик - безо всякого душевного волнения вычёркивает (в прямом смысле этого слова) имена своих любовниц и подружек. Ибо нашлась выгодная Марго. Тот факт, что Марго именно выгодная заметно с первого взгляда - в те годы иметь такую экипировку для фигурного катания могла только дева из приличной фамилии. И Костик не прогадал - сталинская высотка всегда прилагается к таким девочкам и таким юбочкам. Вы вправе сказать, что Костик полюбил не мажорку, а просто дивно сложенную, обладающую высокой самооценкой, красавицу. Но так сие не противоречит вышесказанному. Костики всегда видят правильную цель. Для быстрых поцелуев у них есть гыгыкающие Светланы из «Трудовых резервов», а для сексуальных развлечений - малахольная Анна Адамовна. И всё это - под шуточки, прибауточки, смешочки. Он - душечка. Ему всё можно. Он везде влезет.

Интересные факты о фильмах

Людочка тоже держит при себе кучку более-менее подходящих поклонников, дабы потом оставить самого перспективного. О них она отзывается, как о товаре в магазине игрушек - ну да, какие-то кандидаты наук что ли... Технических. Поэты, хоккеисты, далее - по мелочи. Использовать людей на всю катушку, не считаясь с последствиями, - их стиль. Можно и наивную Катьку подрядить для массовки. Что там далее? Фигня. Главное - заманить хорошего мальчика в свои пленительные сети. У Тоси - какой-то рыхловатый Коля? Так Людочка с ходу обесценивает парня, говоря, что такое сокровище можно было и в деревне сыскать. Да! Вот ещё один важный момент - и Костик, и Людмила - не москвичи, а, так сказать, завоеватели. «Он пробьётся, Александра! Он надышится Москвой!» Вот они и вдыхали, пока природные москвичи равнодушно фланировали по своему городу. Что характерно - оба (в результате) не счастливы.

Интересные факты о фильмах

Не фатально. Не с петлёй на шее. А вот так - полуразбитое недо_корыто. Интересно, что именно такие люди яростно и маниакально ностальгируют по своей юности. Когда они были свежи, красивы, полны злой и яркой энергии. Костик с унылой миной приезжает в свой старый район. Людочка получила спившегося Гурина, и теперь мечется по жизни в поисках какого-нибудь генерала. А ресурс-то на исходе. Более того - профессии-то у неё по факту нет. Подруги - при деле (одна - маляр, вторая - начальник). Эта - подаван в химчистке, а это в советской Табели о рангах значилось куда как хуже, чем маляр. Намного! Остаётся только завидовать Катерине с её весьма сомнительным Гошей. Людмила и Костик - люди, привыкшие выигрывать в лотерею. До поры - до времени им это удаётся. По факту - они оба отрицательные герои своего времени. Впрочем, авторы (возможно, вполне случайно) подчёркивают, что итог у обоих - довольно тоскливый.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

95

Убийство жанра.

Отношение к убийству и, в частности, к смерти в англосаксонской культуре отличается от нашего-русского, европейского. Для них мёртвое тело — что-то, вроде замечательного арт-объекта — неслучайно там родился феномен postmortem photo, когда викторианские леди заказывали фотографии своих только что умерших дочек — в цветах и рюшах, с широко раскрытыми глазами. Для нас убийство — это мрак и хладный ужас. Для них - любопытнейший эксперимент, - как для преступника, так и для судьи. Типаж бесстрастного сыщика — плод англосаксонского разума. У обывателя - повышенный интерес к теме. Кого там нынче потрошат на такой-то стрит? И что — уже отловили и скоро вздёрнут? Первостепенно важен не фактор справедливости и воздаяния, но ответ на вопрос: «Кто — убийца и зачем он это совершил?» У Рэймонда Чандлера эссе о детективах именуется недвусмысленно - «Простое искусство убивать». Отсюда — близко до хоррора, триллера и прочего саспенса. Кстати, словечко suspense вообще невозможно перевести дословно. Это — часть их натуры. Любая попытка объяснить — многословна и — неточна. Мы тоже привыкли к особой эстетике британской жути и даже пытаемся получать от неё удовольствие. Хорошо знаем и любим Холмса, Пуаро, старушку Марпл и отца Брауна. «Ничего, что мы чужие, вы рисуйте!», - как пел бард, правда, по иному поводу.

Интересные факты о фильмах

«Убийство в Восточном экспрессе» - один из самых востребованных сюжетов Агаты Кристи. Российскому зрителю хорошо известна экранизация Синди Люмета 1974 года с Альбертом Финни и серия из проекта «Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше. И вот — новый, как ожидалось, шедевр. Кинокритики полагали: этот фильм будет событием года, открытием, прорывом. Знаковый режиссёр (Кеннет Брана), притом что он же — в роли Пуаро, шикарные декорации, погружение в эпоху, россыпь «звёзд» первой величины. Но здесь-то и подвох. Чересчур много плюсов часто обращаются в один пребольшой минус. Гора опять родила мышь. Хватая раскрученный первоисточник, опозориться - проще простого. Всем сразу же видна претензия. Тут или пан, или пропал. Коллизия - многоизвестна, и потому свежая версия «Убийства...» — это примерно, как очередной «Гамлет», благо, Кеннет Брана в своё время прославился, как нетривиальный принц Датский. От него и ждали откровения или, по крайней мере, значительной работы.

Интересные факты о фильмах

Кроме самого Кеннета Браны, мелькают Мишель Пфайффер, Джонни Депп, Уиллем Дефо, Джош Гад, Пенелопа Крус. Хотя, лицедействуют они довольно кисло — на этом месте могли быть средненькие статисты с подходящей наружностью. Брана, увы, не производит впечатление. Можно сделать великолепного Гамлета, но «провалить» бельгийского сыщика. Пуаро-Брана хорош исключительно усами и умением носить костюм. Безусловно, мастерски подаёт монологи. В остальном он — скучен и тускл. Не живёт в кадре. Ходит, глядит с прищуром, выказывает милые чудачества (как написано!) и ни разу не проявляется. Он особо ничего и не расследует — зрителю, не знакомому с текстом, вообще сложно понять — как Пуаро добрался до столь поразительного итога. И - ни грамма саспенса! Прочие тоже — фигуры, но не фигуранты. Немного выделяется Джонни Депп в роли Рэтчетта-Кассети. Умело и заученно рисует образ жулика предвоенной эпохи, но его так быстро убивают, что искромётный Депп не успевает раскрыться.

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

96

Традиционщина.

У канадской писательницы Маргарет Этвуд есть совершенно чудовищная антиутопия - «Рассказ служанки». Изображённый мир настолько безумен, что даже оруэлловская фантазия выглядит, как вполне сносное обиталище для хомо-сапиенса. Впрочем, и замятинский рациональный ад кажется премилым технократическим парадизом, где всегда светит мягкое солнышко. «Рассказ служанки» - это победившие «скрепы». Традиционность, возведённая в абсолют. Следование заветам и приметам. Культ предельной естественности и детородной функции. Домострой-hard в его англосаксонском изводе, что уже больно само по себе. Действие происходит в не светлом будущем — на территории некоего теократического государства Галаад (несмотря на библейское имя, это всего лишь ряд штатов Северной Америки). Комендантский час, истерия целомудрия — то бишь юбки в пол и, как водится, конфликт со всем цивилизованным миром. Откуда дровишки?

Интересные факты о фильмах
Кадр из сериала «Рассказ служанки» (2017).

Читателю показывают, что дорога в преисподнюю была вымощена благим намерением — когда-то экологи да социологи с докторами выяснили: живём отвратительно, жрём — гадость, вдыхаем — её же. И — бабы, вместо, чтоб рожать — учатся на юристов и менеджеров, а потом до сорока лет скачут на дискотеках. Опять же — вредный фитнес. Вымираем! Крышка! А давайте убьём промышленность, науку, интернет, высшее образование, культуру, а ещё - гламур и глянец. Потому как и физика с кибернетикой, и Дольче с Габбаной — одинаково поганые для праведного жития. По сюжету лишь одна из ста женщин может забеременеть, а потому фертильных женщин отправляют в специальные лагеря, где их готовят к исполнению единственной цели — зачатию и рождению детей для функционеров, чьи жёны-коряги не способны на это. В общем, какое-то странноватое (точней — бесноватое) у них «целомудрие» получилось — вроде как фемина вся в длинном и глаза - долу, но — будь любезна спать с «хозяином», у которого по документам — законная половинка, и она (сия половинка) ещё и обязуется на всё благосклонно взирать. Задача-то — возвышенная! Не дать человечеству сдохнуть. Сохранить экологию. Протоптать широкую, торную дорогу к матери-традиции.

Интересные факты о фильмах
Кадр из сериала «Рассказ служанки» (2107).

Лютый-лютый мир, из которого невозможно выбраться, ибо он поглощает и засасывает, подобно болоту. Оруэлловский или замятинский «парадиз» выглядит хрупко — его можно уничтожить. Здесь — вбиты сваи, но воля — парализована. После той книги (и особенно — после сериала, который ещё ужаснее) остро начинаешь ценить блага современного общества — несовершенного и дурацкого, но хотя бы внятно устроенного. Разумеется, книжка мадам Этвуд — сугубо тенденциозная. Она пропитана духом западного феминизма, а это — не самый благолепный запах. Написанная в 1980-х годах — в эпоху яппи — история служанки вызвала горячую полемику в Канаде и США. Однако же канва — ясна и безжалостна. Люди — какими бы образованными ни были - могут быстренько вернуться в пещеру, к шкурам и кострам. Или хотя бы — к «традиции», которая зачастую ещё страшнее пещеры, ибо пещера — это территория чистого инстинкта, не обременённого словесами о «возвышенных жертвах» и «праведных устремлениях»... Бойтесь тех, кто агрессивно зовёт что-то возродить. Это всегда - регресс. В лучшем случае.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

97

А сейчас этот фильм - символ времени...

Всегда интересно читать кинокритику, касающуюся фильмов, ставших впоследствии ...нет, не культовыми, но хотя бы «народными». При том, что никогда не угадаешь, какая лента выйдет в дамки, а какая - вылетит в трубу. Так случается, что фильмы-события довольно скоро забываются, а те, что считались конъюнктурными однодневками, спустя много лет всё так же крутят на телеящику. Более того, если учитывать, нашу информационную эпоху. Вот этот фильм до сих пор любят, хотя в 1980-х о нём говорили: ничего, но так себе. На него ходили, но он не казался вещью на все времена. И - символ своего времени. По нему узнают, как жили и чем увлекались позднесоветские обыватели. Итак, статья в журнале 1986 года о проходной, симпатичной кинокомедии...

Журнал «Советский экран» (№1, 1986).

Интересные факты о фильмах
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

98

Новогоднее кино: о личном и общественном.

Этот текст тоже был в прошлом году на сайте газеты «Завтра». Но ничто не поменялось - эти фильмы опять будут на ТВ. И это - прекрасно. Итак...

...Каждый год 31 декабря Женя Лукашин ходит в баню, вечно-молодая Гурченко поёт про пять минут, а НИИшные чародеи пытаются сварганить волшебную палочку для нужд системы обслуживания. Так было и так, вероятно, будет очень долго – пока существует новогодняя телепрограмма. В этих фильмах зашифрованы культурные коды советского мировоззрения — не только официального, но и народного. Если хотите — обывательского, ибо Новый Год считался «неформальным» праздником.

Интересные факты о фильмах

Во всех новогодних кинолентах мы прослеживаем отношение социума к дилемме «общественного» и «личного». Неслучайно оттепельные герои справляют Новый Год в своём рабочем коллективе, интеллигенция времён Застоя – в уютных, но при этом - стандартных квартирах, а предперестоечный коллектив опять стремится в банкетный зал, на грандиозную дискотеку... Итак, наша «Карнавальная ночь» (1956) случается в разгар Оттепели - то была эра коллективизма, когда как всё персональное и частное задвигалось, считалось малоценным. Точнее — мещанским, тухлым. Фестивальные танцы на площадях. Чтение стихов в громадных аудиториях. Пение авторских песен в походах и загородных электричках. Встречи друзей в молодёжных кафе – чтобы к любой компании мог подсоединиться всякий посторонний гость. Просто так. До хрипоты спорить о кибернетике, а на выходе - затянуть про «солнышко лесное». Весёлая суета и бесконечность дружбы. Энергичная потребность быть вместе, танцевать в большом зале, устраивать курьёзы и розыгрыши. Не просто так — с особым «оттепельным» смыслом.

Современные киноведы склонны видеть в Огурцове – характерного сталинского чиновника, боящегося сделать или хотя бы сболтнуть лишнее; полагающего, что праздник – дело нешуточное. Даже его секретарша выглядит, как стандартная блондинка с «тоталитарных» плакатов предыдущего царствования. Её тонко противопоставляют диоровской лёгкости Крыловой-Гурченко. Смех без причины стал чем-то, вроде знаковой детали времени. Одно дело – развенчать Большой Стиль с трибуны и совсем другое – в новогодней кинокомедии. Доходчивее, живее, …вкуснее. В мелодраме «Карьера Димы Горина» (1961) восприятие смещено в сторону лирики и романтики. Тайга, строительство ЛЭПов, бывший клерк Дима Горин и — фантастическая девушка из грёз, у которой даже имя сказочное — Галя Берёзка. Они — наедине. Однако же - наедине со всеми. Принудительная коллективность новогодней ночи. Тосты, посвящённые свершениям. Но становится ясно - люди вместе не только потому что им некуда деться. Им хорошо в тёплой компании. Радиоприёмник «Турист» выдаёт задушевное: «...А снег идёт, а снег идёт / И всё вокруг чего-то ждет..."

Новогодний фильм «Зигзаг удачи» (1968) каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской – Рязанов талантлив; не актёрской – в кадре мы видим филигранную игру, а …всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье, помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасного Далеко, вильнули в сторонку, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В том фильме кошмарно всё: от феерического предновогоднего соцсоревнования - до метаморфоз, происходящих с людьми при виде купюр. Логичный финал 1960-х. Модерновая стекляшка фотолаборатории с не менее зовущим названием - «Современник». Провинция, где откровенно скучно. Тоска буквально разлита в атмосфере. В круге первом. И ничего – никогда. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока ещё не смеет жрать салаты, как в «Иронии судьбы».

Громыхать и трубить о доблестях – требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться импортными трофеями ещё не вполне комильфо. Поэтому приходится уличать и подличать. И друг друга фотографировать для выполнения плана. Если человек не знает, чем заняться и куда плыть - он всегда пребывает в унынии. Фильм про зигзаг удачи - талантливое отражение социальной кручины. И снег - валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести? Огневую радость коллективизма попытались воссоздать и в претенциозной комедии «Эта весёлая планета» (1973), когда приём давным-давно не работал. Натужное веселье молодых интеллектуалов, песни-пляски, цирк и маскарадность. Прибытие инопланетян — они вливаются в кутерьму празднования. Примечательно, что их в общем-то никто не замечает, и это тоже — маркер времени. Ощущается усталость — друг от друга, от общения. И от всей этой шестидесятнической суматохи, которая хороша только в юности, когда у тебя нет квартиры, машины и детей.

Разгар 1970-х – это вовсе иное. Материальная суть вещей оказалась интереснее космических идеалов. Бородатые физики-лирики закрылись на шестиметровых кухнях, чтобы спорить о Булгакове и Кафке, а их заскучавшие жёны (бывшие скалолазочки) выстроились в очередь за импортными батниками, блайзерами и шузами. Новогодняя сумятица «Иронии судьбы» вся пронизана культом быта. Насмешка над тезисом «чтоб всё, как у людей» превращается в гротеск: одинаковость квартир, мебели, …судеб, желаний, интересов. Бесконечное смакование французских духов и домашних выпечек, салатиков, заливных рыб (которые, конечно, гадость, но без них уже никак не возможно). Компания — это для пацанов и студенточек. Лукашин не хочет ни к каким Катанянам, а Галя бездарно врёт про ресторан «Седьмое небо». Зачем — друзья, когда можно жевать вдвоём? Остаётся только баня, как некий жест старинной традиционности – вы можете себе представить положительного героя Оттепели, который бухал бы с друзьями в бане?! Здесь же всё на своих местах – банька, водочка, а дома — телевизор и наряженная ёлка. Даже, попадая в передрягу, наш Лукашин оказывается… в точно такой же квартире, но уже в Ленинграде.

То бишь выбора-то и нет – всё та же мебель фасона «стенка» и модная электробритва страдающего Ипполита. Налицо социальный конфликт, хотя, он и подаётся в формате борьбы за красивую женщину. Ипполит – он из породы негнущихся, правильных, всё запрещающих людей, которые испытывают сложности при столкновении с любой иррациональностью. Его главный враг – тот самый «смех без причины». Он для него, как в русской пословице – признак дурачины. Забавная деталь — фоном прокручивается «Соломенная шляпка», где повзрослевшая, но всё ещё искромётная Людмила Гурченко выплясывает в пышном кринолине. Печальный монолог Ипполита: старое уничтожить просто, а вот новое создать – очень и очень трудно. Лукашин – этот нечаянно-негаданный, но закономерный разрушитель, выпрыгивает, как чёрт из табакерки. Типичный кухонный интеллигент с бардовским настроем и гонором образованщины, воспетой, как раз, в те годы Александром Солженицыным. Когда из всех щелей прокричат: «Перемен! Требуют наши сердца!» Лукашин пойдёт и растопчет, а пока он всего лишь увёл блондинку...

В 1980-х снова затеялась эра тусовок, больших компаний, дискотек и сборищ. Люди хотели выйти на улицу, а молодёжь начала собраться в стаи. Это произошло не в момент Перестройки, а задолго до. В 1981-1983 годах организовывались юношеские объединения «по интересам»; стали активно создаваться молодёжные кафе — как и в 1960-х, а комсомольские лидеры делали себе имя на организации диско-клубов. В программу тщательно вписывались «беседы о высокой культуре и опасностях современной поп-индустрии», а под шумок устраивались танцплощадки с маленькими барами. Но даже не в этом суть – в 1980-х люди испытывали острую потребность в коллективности, которая не была бы связана с типичной советской риторикой. Дискотека VS демонстрация. Диспут о рок-музыке VS сбор металлолома. Клуб любителей фантастики при районной библиотеке VS вечер политпросвещения при ЖЭКе.

Именно это общественное бурление мы и наблюдаем в «Чародеях» (1982) - всем кажется, что быть вместе, отмечать новые рубежи в шикарном зале – это остро и волнующе. «Этот мир ослепительно молод – столько лет ему, сколько и нам!» - поют герои в финальной песенке и кажется, что всё-всё будет хорошо!... «Чародеи» - творение братьев Стругацких. Вещь написана как продолжение знаменитого «Понедельника…» Вроде бы всё на месте - сказочное НИИ, волшебные палочки, говорящие коты. Но смысл катастрофически поменялся. В 1960-х годах культ любимой работы постулировался и не обсуждался. Вкалывать оказывалось интереснее, чем отдыхать. Понедельник из «дня тяжёлого» становился днём праздничным, а работники фантастического института даже в новогоднюю ночь срывались из дома, чтобы сегодня, сейчас - ещё немножко поработать.

В «Чародеях» всё иначе – «поумневшие» доктора околовсяческих наук с ленцой фланируют по коридорам монструозного здания и увлечённо готовятся к новогоднему балу. Модно одетые, динамичные, амбициозные. Воюют друг с другом за начальственные кресла, делают карьеру, подсиживают. Реально работают во всём этом нарядном гадючнике только двое - Брыль и Ковров — этакие последние «могикане» 1960-х. Ещё одна занятная деталь — волшебная палочка. Она материализует объекты и услуги, которые по идее должны выпускаться легкой промышленностью и предоставляться сферой обслуживания. Безо всякого чародейства! Палочка не бесплатно раздаёт конфеты — там всегда прилагается товарный ценник. Однако вызвать такси без помощи волшебства становится затруднительно, как, впрочем, получить сдачу у таксиста. В «Понедельнике...» учёные занимались, по их же словам, «счастьем человеческим», а нынче — колдуют с целью получения обыденной вещи. Целый НИИ работает над проблемой! Потому что... не работает система.

Но главное, что все эти фильмы (за исключением «Зигзага удачи») давали стойкое ощущение радости, причём радости — перманентной, явной, не обсуждаемой. Они транслировали: «Мы живём хорошо, а завтра будет ещё лучше!» Всё идёт по плану. Поэтому мы до сих пор так любим старое новогоднее кино.

Отсюда.

0

99

Что объединяет три главных новогодних кинофильма?

Это моя старая статья, которую я традиционно ставлю в Новый Год. Тема: что же объединяет три главных новогодних кинофильма?

...В центре повествования находится красивая женщина, воплощающая актуальный западный тип внешней привлекательности. Напомню, что в СССР сосуществовали два противоположных варианта красоты – первый базировался на общемировых трендах и реализовывался в иллюстрациях фэшн-прессы, второй же имел социально-этическую сущность и воплощал образ «идеальной советской труженицы». Так, Людмила Гурченко превосходно вписывалась в господствовавший с конца 1940-х годов «диоровский» стиль – очень тонкая талия, покатые плечи, изящные запястья, но при этом – никакой костлявости. Эстетика послевоенного десятилетия базировалась на изысканной плавности линий – взгляните тогдашние …телевизоры, машины и холодильники, чтобы понять. Всё должно зазывать уютностью – звуки музыки, форма кресла и - фигура женщины.

Интересные факты о фильмах

Именно такие примы блистали на парижских подиумах, мелькали в голливудском кино, призывно улыбались с обложек глянцевых журналов. Замечу походя, что в СССР подобная тонкость-звонкость, искромётная джазовость не служила общественным идеалом – на экране царили многочисленные «девчата» разной степени упитанности: от крепкой Инны Макаровой до дюймовочной Надежды Румянцевой. Все они были серьёзны и одновременно – романтичны, боевито изображали трудовые порывы, с лёгкостью примеряя на себя кирзачи, ватники и шапки-ушанки. Гурченко же выпархивала из каких-то нездешних кущ, как райская птичка – в ней была чарующая двусмысленность буржуйского варьете. И именно эта девушка – Лена Крылова – становилась «мозговым центром» атаки на косного чинушу Огурцова.

Интересные факты о фильмах

Далее – белокурая богиня импортной сборки – Барбара Брыльска. И сам Эльдар Рязанов, и популяризаторы-киноведы не раз говорили, что этот странный, на первый взгляд, выбор оказался довольно мучителен и уж точно неслучаен – замысел картины не позволял взять на роль типичную советскую кинозвезду – все они оказывались…слишком простыми и не сказочными для концепции. Засияла именно великолепная иностранка остромодного типа. Напомню, что в 1970-х годах музой всех модельеров сделалась грациозная, неюная блондинка со светлыми глазами и высокими скулами. Именно – не юная, а чуть за тридцать, ибо как утверждалось, женщина в этом возрасте умеет быть загадочной и разумной одновременно. Уверенный и при этом немного усталый взгляд опытной (в житейском смысле) женщины. Брыльска наилучшим образом олицетворяла этот броский, но утончённый вариант красоты. Безусловно, у нас водилось очень много подобных манекенщиц - и в Общесоюзном Доме Моделей, и в региональных центрах моды, однако, найти нечто подобное среди актрис оказалось сложным делом. Но зачем-то ведь было нужно предоставить Лукашину именно модно-модельно-заграничный тип фемины?

Интересные факты о фильмах

И, наконец, жёсткая и динамичная Александра Яковлева. Стройная, сильная, точно созданная для популярной на тот момент аэробики. Спортивно-деловой (sic!) яппи-стиль господствовал во всём мире – то были девушки с позитивным настроем и цепкой хваткой, с идеальной красоты ногами и тренированными бицепсами. Их движения были резки, но вполне изящны – в духе дискотечных па, ибо настоящая современница 1980-х много работала и размашисто отдыхала. Ей предписывалось всё успевать – и любовь, и карьеру, и спортзал, и хобби. В кадре героиня Яковлевой пела: «Должна быть в женщине какая-то загадка, должна быть тайна в ней какая-то…». Реальность была куда как грубее – дамская загадочность не значилась в списке тогдашних трендов. Наверное, именно поэтому Алёнушка-стерва смотрелась куда как убедительнее Алёнушки-зайки. Подводим итог - все три новогодних фабулы вертятся вокруг «нездешне» красивых, и, по факту недоступных для простого обывателя, женщин. Это было нечто с обложки импортного ширпотреб-каталога – получалось, что Сказка с большой буквы С должна выглядеть именно так...
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

100

Зигзаг неудачи.
Люди в ленте обсуждают вот эту вещь. Поэтому ставлю отрывок из своей статьи - отдельным текстом.

...Кинофильм «Зигзаг удачи» каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской – Рязанов талантлив, не актёрской – в кадре мы видим прекрасную игру, а …всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье (sic!), помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасного Далёка, вильнули в сторону, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В этом фильме чудесно всё – от феерического предновогоднего соцсоревнования до метаморфоз, происходящих с людьми при виде денег. Рязанов всегда был бытописателем, причём таким, который «что увижу – то пою». Поэтому мы и любим нагнетать смыслы, придумывать резоны всем его Женям-Ипполитам – сам же Эльдар Александрович просто писал с натуры. Итак, финал 1960-х – стильная стекляшка фотолаборатории с не менее модерновым названием. Провинция, где откровенно скучно – тоска и унылость буквально разлита в атмосфере кадра. В круге первом. И ничего – никогда.

Интересные факты о фильмах

Просто влачить вериги скуки и пытаться выполнять план, смысл которого никому не нужен, не понятен, фиолетов и параллелен. Маразм зашкаливает – сотрудники лаборатории обязуются фотографировать сами себя, чтобы дотянуть до показателей. Как тут не вспомнить «Эдем» Станислава Лема, где космонавты находят на одной из планет странное «производство», которое создаёт какие-то штучки ради самих штучек и потом их же – уничтожает, превращая в массу, а из неё, в свою очередь, опять клепаются загадочные штучки. Персонажи картины выглядят жителями такого вот Эдема, точнее – ада. Им невыносимо, но они привыкли. Они – смешные обыватели, которых долгое время приучали к мыслям о высоком, но у них нет к этому никакого природного расположения – оттого и скучища.

Зато деньги – это стимул. Это нормально, господа. Просто советский Агитпроп хотел из всех состряпать аристократов-бессребреников, а их невозможно стряпать. Ими рождаются. Или притворяются всю жизнь, ради получения всё тех же сребреников. Хорошо, если имеются в виду не библейские 30. На наших глазах милый увалень Орешников превращается в куркуля, а его товарищи – в оголтелую свару. Сюжет построен на какой-то коллективной аномалии – Орешников берёт из общей кассы деньги и покупает себе облигацию. Потом коллектив его осуждает и требует раздела суммы. Выяснив, что местная фифа не сдавала ни копейки в кассу, её тут же, со гневом, выкидывают из числа претендентов… Орешников, влекомый статями фифы, вступается и тогда их изгоняют вместе… Уродливая смесь жанров и смыслов.

Безусловно, советская новогодняя кинокомедь обязана увенчаться хэппи-эндом, но happy тут не ощущается, в принципе. Все эти люди – безупречно и хрестоматийно несчастливы. Им не нравится жить в провинции (предвкушение денег порождает мысли о Москве). Их не устраивает семейный расклад (фифа презирает мужа-тюфяка и готова пасть в объятия не менее тюфячного мужчины, лишь бы он был побогаче), а уж светлое чувство героя Евстигнеева к героине Талызиной откровенно выглядит как жест отчаяния (с её стороны – тоже). Да и любовь Орешникова к милой, но простоватой Оле – тоже не от безумной страсти (как верно и обратное). Персонаж Буркова и вовсе всё переводит-пересчитывает на количество бухла. Все они хотят иной жизни, просто не знают, что им нужно.

Ребятки из «Карнавальной ночи» желали смеяться, вершить и стремиться. Интеллигенты из «Иронии судьбы» хотели уютной стабильности. Я не просто так называю два других новогодних рязановских фильма – всё это пунктики социального развития, а точнее, честнее - деградации. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока не смеет жрать, как в «Иронии судьбы». Громыхать и трубить о коллективных доблестях – требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться польтами ещё некомильфотно. Поэтому приходится уличать и подличать… И друг друга фотографировать. Когда человек не знает, чем заняться и куда плыть - он всегда пребывает в тоске. Фильм про зигзаг НЕудачи - талантливое отражение этой социальной кручины. И снег - валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?
https://zina-korzina.livejournal.com/

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах