Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 141 страница 150 из 281

141

Продам колготки!

Секретарша Верочка – отнюдь, не центральный персонаж повествования. Однако же на ней очень многое держится. Верочка играет в сюжете примерно ту же роль, что и хитроумные слуги в старинной комедии – господа могут страдать или же – попадать впросак, но обаятельный пройдоха низкого звания - всегда в дамках. Да ещё поучит господина, как жить и во что одеться. Зрители понимают, что вот этот слуга – плут и может стырить гаджет (например, табакерку или аглицкие часы), но… он всем почему-то нравится. Типичный вариант – Фигаро. Так вот, наша Верочка. Недалёкая, но оборотистая. Типаж – древнейший, но – современный.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

Верочка нужна всем. И про модную комбинаторность тоже расскажет, и про походку от бедра. С точки зрения 1970-х годов – очень легко читаемый образ. Все помнят, что секретарша имеет «зарплату секретарскую», но, вместе с тем, «туалеты — сплошь заграничные». Как ей это удаётся? Такой вопрос благодушно задаёт некто за кадром. Потом мы узнаём, что это – голос наивного Новосельцева, который действительно может этого не знать. Да! Верочка ловит «тачку», тогда как Оленька Рыжова (например) тащится на общественном транспорте.

На протяжении всего повествования наша героиня суетится. И, как правило, не по работе. Покупает сапоги, чтобы носить или чтобы потом перепродать? Давая советы, она непринуждённо, как бы, между прочим, сообщает: «Вот сейчас, кстати, выбросили в ГУМе, батники, блайзер сверху…». На позднесоветском сленге глагол «выбросить» означал не то, что вы думаете – выбрасывали не на помойку, а на прилавок и не барахло, а острый дефицит. В этом слове – унизительная правда. Торговля владела умами и помыслами: распределительная система, помноженная на вещизм населения, превращала торгашей в негласную, «теневую» элиту.

По газетам выходило, что элита – военные, профессора, оперные примы и непременный гегемон-пролетарий. А в реале – ещё и тот, кто имеет доступ к выбрасываемым батникам и всей прочей заграничной дольче-вита. Вроде блока Marlboro, пожалованного Верочке от барских щедрот. Можно, конечно, выбиться во внешторговские боссы, а можно – в торговлю. Тихой сапой прятать дефицит под прилавок и потом продавать его всяким Верочкам. Чтобы те, в свою очередь, могли ещё наварить свою десятку на перепродаже. Не хотите заводить знакомства в среде товароведов и мясников? Не нравятся директора автосервисов и спекулянтки? Стойте в очереди и берите с боем то, что выбросили.

«Продам колготки». Эта фраза, поразившая высокоумную мадемуазель Калугину, могла бы смутить ещё только Новосельцева (они вообще идеально подходят друг другу, ибо совершенно не в курсе того, «что теперь носят» - в широком смысле этого слова, а не только в модно-шмоточном). Верочку же или, например, её подружку Алёну, такие объявления не только не шокировали, но и радовали. «Какие? Импортные? Цветные? Оооо… И почём?» Более того, столь быстро экипировать Калугину могла только Верочка (или Верочкины знакомые). Что характерно, авторы кинофильма не только не осуждают оборотистую секретаршу – они откровенно ей симпатизируют.

Как симпатизируют ей большинство зрителей. Во всяком случае, никакого осуждения нет и не было. Точно такая же героиня в 1960-х годах была бы немыслима. Точнее, мыслима в качестве резко отрицательной. Представьте - секретарша, модница, сплетница, ...мелкая спекулянтка, курящая к тому же. Что там говорить? 1980-х уже откровенный фарцовщик в кинокомедии «Самая обаятельная и привлекательная» рисовался иронично, но без всякого возвышенного моралите. Это – часть жизни, детки. К фарцовщику обращается положительная героиня! Так и тут – зрителю давали понять, что такие Верочки – норма. И прекрасная норма.

Зина Корзина (с)

0

142

Блондинка в тёртых яблочках

Она милая-милая, наивная-наивная, сладкая-пресладкая. До приторности. Её принято жалеть - она любила, а её - опозорили. Она писала искренние и поэтичные строки, а её предали по полной программе - предложили разобрать на месткоме. Какая сволочь, этот Самохвалов! Ату его, ату! А Оленьке всего-то хотелось разбить чужую семью. Или, на худой конец, переспать с чужим мужем.

Она хотела быть счастливой, а её не поняли. Ну, что с того, что мадам Самохвалова, которая упорно игнорирует тёртое яблочко, будет переживать? Что с того, что Оленькин муж - товарищ Рыжов (у которого только что оперировали язву), может получить ещё одну? Подумаешь - взрослый сын! Главное - быть счастливой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Служебный роман» .

И Оленька старается - она прижимается к Самохвалову в танце, критикует кулинарные способности его жены и напоминает о поцелуйчиках институтской юности. А потом - приглашает мотануть куда-нибудь после работы. И страшно досадует (чуть не плачет), когда «...дорогой, любимый мой Юра» тактично увиливает от этого более чем конкретного зазыва. Она ежедневно пишет письма своему начальнику (скорее всего, на рабочем месте - изображая ту самую иллюзию движения - помните мобиль в квартире у Юрия Григорьевича?).

Разумеется, Самохвалов поступил гадко, не по-мужски и, по большому счёту, Новосельцев совершенно правильно его ударил - Анатолий Ефремович заступался за Олю, как за подругу студенческой юности. Но так ли уж хороша взрослая женщина (а не девочка-дурочка), решившая перечеркнуть устоявшиеся отношения сразу двух семей - своей и Самохвалова? Надо ли вставать на её сторону? Шурочка - патентованная идиотка, но даже и она - более права, когда говорит о неприличии момента.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Служебный роман» .

Судя по всему, у «блондинки в жутких розочках» этот служебный роман не первый. Смею предположить, что она имела некоторые отношения даже и с разведённым Новосельцевым, но к моменту начала повествования и это перегорело, приобретя привычную форму старой-институтской-дружбы. Могу подумать, что Ефремыч до сих пор испытывает чувство вины. Мается. Думает. Он - такой. Рефлексирующий пролетарий умственного труда. Олик не рефлексирует. Олик - липнет и сливается, но - штурмует закрытые двери.

И что стоит за фразой преображённой Калугиной: «Заходите, посплетничаем...», которая обращена к Ольге? О чём? Может, как раз о Новосельцеве? Что же такое Оля, если не гадюка? Но! Акценты в фильме расставлены таким образом, что зритель как-то автоматически жалеет Рыжову. А зря, на мой взгляд, потому что строить своё счастьице на разрушении семей и устоявшихся социальных связей - по крайней мере, непорядочно... Эх, тёртое ты яблочко, Оля!

Зина Корзина (с)

0

143

Бойтесь Карандышева!

Полагаю, что всё зло мира – от Карандышевых с их мнимой и тусклой порядочностью, израненным самолюбием, трусостью и чудовищным желанием власти. Они готовы даже на преступление ради того, чтобы потешить свою затоптанную гордыню. Вот Генрих Гиммлер – типовой Карандышев, даже внешне похож на тот образ, какой всегда рисуют в наших книжках. Тихушник с невыраженным подбородком, с маленькими глазками за стёклами интеллигентских очков, аккуратные, почти дамские руки, узкие плечи, вялая фигура… Просто Гиммлер – это Карандышев, который сумел попасть в политический мэйнстрим 1920-1930-х годов. А то бы точно также служил бы в каком-нибудь ведомстве, подсчитывал бы пфенниги, кушал бы колбаски и отбивал бы пяткой такт какого-нибудь прусского марша... Бойтесь униженных и робких! Избегайте слабых мужчин! Ладно, вернёмся к нашему герою.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Жестокий романс».

Первое, что бросается в глаза – это чудовищная зависть Юлия Капитоныча. И надо же – назвали Юлий (Гай и Цезарь в придачу), а получился какой-то обмылок. Карандышев постоянно хочет сесть меж двух стульев – он делает вид, что презирает среду, в которой вращается ненавистный Паратов сотоварищи, но при этом делает всё, чтобы туда, в эту среду попасть. В пьесе и фильме очень хорошо показано, как он тешит свою нищенскую лейбломанию – на бутылки с невыразимым пойлом ему приклеивают феерическую «фирму́». Карандышевы вообще очень чутки к самым разным брендам и трендам. Считая себя уникальными, они ни за что не станут противостоять «сильным» (или толпе) даже на уровне своих вкусов.

Они всегда любят то, что предлагают сильные. Тайно или явно, но любят. Они не в состоянии предложить миру что-то своё, а людей с независимым нравом боятся и ненавидят. А, если подворачивается случай, то добивают. Карандышев влюбляется в первую красавицу города, в этакую куколку с гитарой, у которой, кроме осиного стана и милого голоска ничего нет. Особенно ума и денег. Но так уж случилось, что первые лица родного захолустья – у ног этой самой куколки. Тот факт, что Лариса пытается щебетать о своей душе, никого не волнует, в том числе и Карандышева. Я бы сказала, в особенности – Карандышева.

Для него главное – это колыхаться в местном мэйнстриме. В фильме, например, показателен эпизод с пистолетом – Карандышев хочет стрелять вслед за Паратовым и, понятное дело, терпит фиаско. Он слабак. Если бы в данной среде был бы популярен поэт-импровизатор, Карандышев кинулся бы судорожно рифмовать словеса, путаясь в ямбах и хореях. Карандышевы хорошо ощущают любую конъюнктуру – они всегда первыми поворачиваются, как флюгеры. Хотя нет, не первыми, вторыми – после сильного. После того, как Сергей Сергеич Паратов даст им команду... И заметьте - Юлий Капитоныч убил не Паратова, не Кнурова, не Вожеватова, но - Ларису. Женщину. Заведомо более слабую.

Зина Корзина (с)

Отредактировано Алина (2018-06-29 17:03:52)

0

144

«Москва-Кассиопея» и отроки ...из прошлого

В этом фильме удивляет буквально всё - нет, конечно же не футуристические корабли и не человекоподобные инопланетяне - этого добра в любой фантастике навалом. Что же?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильм «Москва-Кассиопея».

Вопрос №1. Кого играет Иннокентий Смоктуновский?

Пожалуй, сам факт появления в фантастическом фильме этого персонажа рождает массу вопросов. То, что Исполняющий Особые Обязанности, именуемый для краткости - ИОО обладает паранормальными способностями, никого не смущает. Он, помимо всего этого, изменяет реальность и направляет события в нужном лично ему (вернее, Кому-То) русле. Он владеет какими-то сверхъестественными каналами связи, разгуливает по всей Вселенной с письмами/телеграммами и постоянно подчёркивает, что выполняет чью-то неведомую никому Волю. То есть из банальной фантастики фильм превращается даже не в сказку, но в миф. В данном случае - в миф о спасении некоей планеты от цивилизации роботов. Введение в пространство фильма персонажа ИОО не составляло никакой необходимости.

Вопрос №. Указующий Перст?

Если Вы помните, корабль юных космонавтов был оснащён удивительной кают-компанией: нехитрым способом можно было смоделировать практически любой пейзаж или интерьер. Правда, на очень маленьком пространстве, но тем не менее. По просьбе всё того же ИОО среди прочих вариантов был предложен Указующий Перст среди пустыни. Опять-таки, совершенно непонятно назначение каменной руки, как будто предназначавшейся для статуи Ленина для несостоявшегося Дворца Советов. Но Ленин, видимо, всё-таки тут ни при чём.

Указующий перст во всех традициях трактуется, как указующий перст Высших Сил.

Опять же, в самом повествовании роль Перста более чем скромна - его обыгрывают в комическом фрагменте, когда один из героев завис над самым Перстом и кричал: «Уберите палец!!!» Там ещё, вместо Пальца ему смоделировали ванну с водой. Или всё-таки перст Ленина с Дворца Советов?! - Вместо Дворца потом вырыли бассейн Москва. Очень символическая ванна.

Вопрос № 3. Куда летим?

Вроде бы на этот вопрос ответ дан вполне однозначный - в созвездие Кассиопея. Но так ли это? Да. Полёт официально был обозначен, как «Москва-Кассиопея» - буднично и просто, как «Москва-Тбилиси». Однако туда ли направлял их ИОО? (Ведь это только с его соизволения отроки оказались во Вселенной). Всё выглядело, как задумывалось - космонавты достигли определённой точки пространства, а потом произошло нечто странное (но вполне объяснимое в рамках фильма). Хулиган Федька Лобанов устраивает так, что корабль, превысив скорость света, оказывается в точке назначения раньше срока.

Вопрос №4. Зачем?

А, может быть, это вовсе не далёкая планета, собственно, всё та же Земля, только через много-много лет? Не отправил ли ИОО детей 1970-х годов в Несветлое Будущее, где миром правят биороботы, превращающие всех живых - в своё подобие? Что представляла собой история Мира, куда прибыли подростки? 250 лет назад местное человечество принялось активно внедрять в экономику роботов. Для начала были созданы роботы-исполнители - они выполняли всё большее и большее количество работ, пока люди не создали, наконец, роботов-вершителей, так сказать, топ-менеджеров всего этого безобразия. И вот тут началось. Роботы захотели сами управлять своей (и не своей) судьбой.

Вопрос № 5. Кто?

В самом названии фильма - шифр. Не подростки, не какие-нибудь там акселераты (любимое словечко той эпохи), а именно отроки - слово древнее, славянское, библейское - какое угодно, но не «космическое», не НТР-овское. Что первое вспомнилось, так это христианская легенда о Семи Эфесских отроках, замурованных в пещере, но погружённых Господом в длительный сон. Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его. Семеро космонавтов тоже засыпают, выпадают из времени (это постоянно подчёркивается в фильме) и пробуждаются тогда, когда это стало нужно...

Да уж! Советское искусство было сложнее, чем соцреализм какой-то там!

Зина Корзина (с)

0

145

Чтобы найти... кого-то? А зачем он вообще?

Помните, какая мысль звучала в песне к фильму «Служебный роман»? Чтобы найти кого-то! Не лучшего, не единственного, а просто кого-то. Разумеется, можно возразить – имеется в виду некто неведомый и чудесный, вроде того, что «душа ждала кого-нибудь», как у Татьяны Лариной, когда она уже лезла на стенку «в глуши забытого селенья», под завязку объевшись Grandison-ом. Тане Лариной попался хотя и потасканный, но всё-таки неординарный и вполне симпатичный денди, вернее - «как денди» (а по-агитпроповскому – лишний человек).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

Тогда как гражданке Калугиной, Кате Тихомировой, гражданке Никаноровой, медсестре из «Афони», дамочкам из «Зигзага удачи», etc достались именно «кто-то». Кого заказывали – тот и явился. Разумеется, Новосельцев не так уж плох, как часто его малюют. Дал по морде подлецу-начальнику, что, согласитесь, не всякий мачо сможет. Но. Вы никогда не задавали себе вопрос: «А зачем он вообще-то нужен гражданке Калугиной?» Лох он или чрезвычайно мил – вопрос десятый. А вот просто – зачем?

Она самодостаточная женщина с размеренной, но при этом – хлопотливой жизнью. Ей постоянно некогда. Она вхожа к министру и в другие высокие инстанции. При этом – её (что неудивительно) страшно утомляют люди. Шум. На вечеринке у Самохвалова она хватает зарубежно-импортный «глянец» и с сигареткой углубляется в чтение, в листание. Новосельцев, врываясь в её бытие с коктейлем, разговорами о грибах и с финальным безумным танцем ей совершенно не нужен. В принципе.

Потом нам показывают, как женщина с устоявшимся взглядом на мир перерождается из мымры в стильную леди и, по словам самого Новосельцева, в «эффектную женщину». Ради того, чтобы. Она нашла кого-то. Не в министерстве, не в главке и не в горкоме партии. А под боком. Нам пытаются сказать, что это и есть сбыча мечт. Новосельцев с его мальчик-и-мальчик. А потом ещё один мальчик. Пока она будет сидеть в декрете, её зам Самохвалов (ой, вряд ли он куда-то денется!) приложит все усилия, чтобы спихнуть Калугину с её креслица. Да запросто.

В те годы можно было «подъехать» к жёнам больших начальников с импортными подношениями, а их детям с обещанием этаких-разэтаких перспектив. Не сталинские времена – в 1970-х всё решалось по звонку, по знакомству, или, как тогда говорили – по блату. Самохвалов это умеет – секретаршам по пачке «Мальборы», а дальше – проще. И это только деловая часть, так сказать. Что Калугина выиграет от брака с Анатоликом Ефремовичем? Я, правда, не знаю. Нет, если она, конечно, решила осесть дома с детьми и готовкой – тогда понятно. Только всё это возможно не с Новосельцевым. А с каким-нибудь Ипполитом, однако эпоха не благоволила к Ипполиту за то, что он перестал делать большие-хорошие-глупости.

Зина Корзина (с)

0

146

Алина написал(а):

медсестре из «Афони», дамочкам из «Зигзага удачи», etc достались именно «кто-то».


Медсестре Кате Снегирёвой досталось именно по ней.

Интересные факты о фильмах

0

147

Проектирующий написал(а):

Медсестре Кате Снегирёвой досталось именно по ней.


Настолько сильно Катюша запала в сердце Афони, что он даже телефон ее от счастья не запомнил... Наилучший вариант для Катеньки?

0

148

Elen написал(а):

Наилучший вариант для Катеньки?


А почему нет. У Борщёва своя квартира. У Борщёва зарплата и хорошая халтура. Сразу три рубля за смеситель. Кстати , Борщёв для пролетариата 70- х годов не так уж и много пьёт.
По крайне мере он всё время на ногах и может всегда, даже в пьяном виде, выразить свою мысль. Да, дом от тётки остался в деревне. Сам молодой ещё человек.
Ну что ещё надо советской медсестре? Нет, Катенька далёко не дура, что бегает за Борщёвым.

0

149

Проектирующий написал(а):

А почему нет. У Борщёва своя квартира. У Борщёва зарплата и хорошая халтура. Сразу три рубля за смеситель. Кстати , Борщёв для пролетариата 70- х годов не так уж и много пьёт.
По крайне мере он всё время на ногах и может всегда, даже в пьяном виде, выразить свою мысль. Да, дом от тётки остался в деревне. Сам молодой ещё человек.
Ну что ещё надо советской медсестре? Нет, Катенька далёко не дура, что бегает за Борщёвым.


Ну одна "Катя" уже попыталась, что из этого получилось?

Хотя... не стану спорить, может Катя хитрая-прехитрая, умная-преумная, и все у нее получится :dontknow:

0

150

Elen написал(а):

Хотя... не стану спорить, может Катя хитрая-прехитрая, умная-преумная, и все у нее получится


Не то что Катя такая вся из себя  хитрая. Просто сам Афоня уже  перегорел. Надо помнить, что он не просто слесарь, а ещё и победитель всяческих юношеских соревнований. Первый парень на деревне.
Последняя поездка на родину, развеяла последние замашки юности. Он понял, что он конёк - горбунок по жизни, и что он слесарь по жизни, и что Катя его жена по жизни. И не куя больше не надо  выпендриваться по жизни.

Интересные факты о фильмах

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах