Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 181 страница 190 из 281

181

Мэри Перестройка и Софья Власьевна Эндрю

Один из самых загадочных фильмов позднего СССР - «Мэри Поппинс, до свидания!» Этот фильм жутковатый - из-за его …пророчеств. Если «Гостья из будущего» много наобещала, но ничего не угадала, то, как раз, «Мэри Поппинс» - это великолепный пример случайного, но точного попадания. Такое довольно часто бывает с талантливыми произведениями (а фильм невероятно хорош - как работа авторов, как шедевр киноискусства).

В 1983-1984 годы – общество готово к «ветру перемен», а именно эта лирическая тема является в фильме определяющей. «Завтра ветер переменится. Завтра прошлому взамен. Он придет, он будет добрый, ласковый - ветер перемен». Именно ветром перемен потом называли Перестройку, а песня группы Scorpions - Wind of Change потом (несколько позже) звучала из каждого утюга: ‘I follow the Moskva’.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983).

В фильме про Мэри Поппинс мы, разумеется, видим Лондон и дети-то перед нами английские (по идее), и родственник-хиппи, поющий о плохой погоде, вроде бы тоже не из-под Воронежа. Но ощущения не обманешь – перед нами типичная «хорошая» семья позднесоветских обывателей – с родителями, уважающими быт - с детками «средне-мажорного» склада и с дядюшкой-диссидентом, который не хочет «как все», но и чётко понимает, что ГУЛАГ и даже пресловутый 101 км – это уже из области преданий.

Все они - вовсе не уроды и не сволочи – они милые и любящие уют филистеры, которым иной раз бывает скучно. Мир вокруг них (несмотря на папины неприятности) – весьма устроен. Так вот, пространство сказки про Мэри Поппинс на 90 процентов совпадает с миром другой культовой предперестроечной вещи - «Самая обаятельная и привлекательная». Безусловно, декорации иные, но энергетика – единая. И там, и тут – ощущение сытой обывательщины, изнывающей …от стабильности.

Скукота и размеренность позднего СССР нигде так не ощущается, как в этих двух картинах, одна из которых – …английская сказка. Является Мэри Поппинс – она очаровывает весь город своей высокомерной прелестью, хамоватыми, но – отточенными манерами (в духе денди), а ещё – песенкой, в которой «блаженство» рифмуется с «совершенством». Ячество и ощущение личной уникальности – это то, чего вам так не хватает, глупые и серые …совки.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983).

А я научу вас политесу и песням, свободе и мыслям. Потом, когда вы мне надоедите, я улечу в свои волшебные края под лозунгом: «Ветер переменился!» А пока – танцуйте на балах и крутитесь на волшебной карусели, ощущайте блеск огней и сладость мелодий. В этой связи мне вспоминается реальный случай – в 1991 году одна моя старшая коллега (инженер на междугородке) хвалилась, что в её районе открылась американская школа и они с мужем сумели пропихнуть ребёнка в этот цивилизованный рай.

«Представляете, они там учат язык и чтобы запомнить букву В (Би), им раздавали bananas! Ах-ах! Все предметы – в игровой форме, никаких запретов на выкрики, сидят не за партами, а на каких-то разноцветных кубах! Наш сын в восторге и мы тоже! Как вспомню свою Марьиванну с толстыми ногами в сером костюме! Брррр!» А потом ветер переменился и школа свернула свою миссионерскую деятельность – не уверена, что её «попросили» убраться – тогда иностранцев пускали везде, даже туда, куда не положено.

Просто, скорее всего, заокеанским товарищам больше нечего было тут делать – они собрали «психологические данные» для своих книжек или же просто деньги кончились. Но, так или иначе, школа проработала ровно один учебный год. Потом ребёнок мучительно и жёстко привыкал к нормальной школе с её партами и муштровкой. И никаких бананьев. Почему вспомнилось? Коллега сравнивала учительниц из буржуйской школы именно с киношной Мэри, а Мариванну из советской …«гимназии» - с мисс Эндрю. То есть с антиподом прекрасной, занимательной и точёно-изысканной Поппинс.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983).

Так вот мисс Эндрю – тяжеловесная, некрасивая и неженственная (недаром на эту роль взяли мужчину). Одетая в серый прикид, она обладает старорежимными манерами и обожает муштру с флагами и ритуалами. Всё – по свистку. Жрать, когда я скажу! Тунеядец-дядюшка – это вообще шлак и мусор. И вообще, в наше время дети были куда более воспитанными. Сами того не желая, создатели фильма состряпали типичную карикатуру на …Советскую Власть, как её рисовали потом в эпоху Перестройки.

Диссида ещё любила называть её Софьей Власьевной. Её не любят, высмеивают, но – боятся. Очкастый и косматый диссидент орёт под окнами одну и ту же строчку из недоделанной песенки: «Убирайся, Эндрю!» Потом является Мэри-денди и довольно лихо расправляется со старой и бессмысленной тёткой, предпочитающей серый колер.

...Она её не убивает и не стирает в порошок, а придумывает ей унизительное наказание, выставляя посмешищем… Финальная сцена – это бал и карусель. Феерия. Предвкушение. Мир открыт и чудесен. Софья Власьевна Эндрю больше не придёт. Мы тут поём о ветре перемен и ждём счастья... А потом наступил 1985 год.

Зина Корзина (с) 2015.

0

182

Отменённые понедельники

Слово «понедельник» оказалось едва ли не ключевым в советском культурном пространстве 1960-х. «Понедельник начинается в субботу» - так звучал призыв-лозунг, обозначавший стиль жизни космического десятилетия. Он же, этот лозунг, сделался «модным» смыслом жизни. Культ любимой работы: вкалывать интереснее чем отдыхать.

Пахать на романтически-обожаемом нейтрино-уловителе стало не просто общественно-полезным, но и актуально-стильным, как причёска-«бабетта» или нейлоновая рубашечка Made in France. Затем слово «понедельник» прозвучало в иной, гораздо менее романтической, трактовке: «Вроде не бездельники и могли бы жить - им бы понедельники взять и отменить...!».

И, наконец, в том же 1968 году вышел культовый фильм конца эпохи - «Доживём до понедельника». Характерно, что многие исследователи называют именно 1968 год - концом Оттепели. Разумеется, связывая это с событиями в Праге-68.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Тут всё гораздо сложнее - если сравнить, к примеру, журналы «Юность» 1959-1967-х годов и потом взять этот же самый журнал 1968-1969-х, то в последних номерах будет гораздо больше красивых, выспренних слов, часто скрывающих цинизм и скуку разочарованного человека. Хотя, большое дело всё ещё делалось и песни в походах пелись от души.

В «Юности»-69 вообще львиная доля публикаций была посвящена грядущему 100-летию В.И.Ленина. Посему другие исследователи говорят, что именно эта громкая, всем тогда надоевшая возня вокруг ленинского «стольника» была окончательной точкой невозврата - когда все силы уходят на митинги, работать уже неохота.

Наверное, правы вторые, потому что в 1968-м ещё многое было возможно остановить и не допустить, а Прага-68 так и вовсе ни при чём, просто в 1990-е годы среди пожилых мэтров сделалось модно говорить фразу: «Эти танки проехались по всей моей жизни! Я больше не мог верить этой власти!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Тем не менее, в «Доживём до понедельника» уже совершенно не чувствуются суровые, но свежие ветра 1960-х - в показанном мире и есть тот самый убаюкивающий, но стабильный Застой. Если бы не костюмы, можно было бы предположить, что на экране, по меньшей мере, 1975 год - этих мальчиков и девочек невозможно представить в походе или в науке - они уже опоздали на Праздник Жизни.

Они закончат школу и состарятся в поисках своего-персонального-счастья (пишем, что счастье - это труд во имя Родины, а сами - скачем доставать гарнитур-стенка). А правдолюбы выглядят либо дураками, как Огарышева, честно написавшая, что счастье - это дети; либо - подонками, как «положительный» мальчик-поэт Шестопал, идущий к Истине по головам и шеям.

Да, кстати, настоящие положительные персонажи тут начисто отсутствуют - брать пример больше не с кого. Учитель Мельников давным-давно устал, но продолжает играть роль непререкаемого гуру. Впрочем, хороший ли он человек? « —Завтра 20 лет, как Светлана Михайловна работает в школе. —Ну, соберём по трёшке, купим ей… крокодила» .

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Скажет ли это нормальный мужчина и вообще - мужчина? А мужчина ли это? Чему может научить такой учитель? Говорить Высокие Слова о Шмидте, о революции, о Герцене и декабристах, о Жизни ради Идеала, а на деле - хамить и проявлять недюжинный, выработанный годами цинизм? Также показателен диалог с матерью мальчика-двоечника. Мол, не ноги ему надо развивать, а память. Свысока, гордо, по-королевски.

Или вот - девочка Наташа, выбравшая педагогическую стезю не то из-за любви к Мельникову, не то из-за того, что ей всегда нравилось ставить оценки. Нормальные, бытовые желания - выйти замуж за любимого мужика и выставить всем оценку. Но выспренние слова всегда наготове: «А Сыромятников списывает! Чужое счастье ворует!»

Далее? Условно-отрицательная героиня Светлана Михайловна. Обычная, типовая, никакая, с высоким - по моде 1960-х, пучком. Кстати сказать, точно такой же пучок она будет носить и десятилетие спустя - в моём школьном детстве было много таких пучконосных учительниц. Она страшно боится вильнуть и сбиться с Генеральной Линии Партии. И всегда будет бояться.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Отсюда шок от слов Огарышевой - учительнице реально стыдно (и страшно), что счастье одной из её учениц не в труде и не в борьбе за. Разумеется, всё дело в Генеральной Линии Партии и в произнесении правильных слов, которые уже стали догмой. Основной конфликт фильма, на мой взгляд, даже не конфликт поколений - Шестопал борется не столько с догматичной училкой, сколько с прагматиком Батищевым.

Шестопал - мальчик, который опоздал на 10-15 лет. Его стихи уже никому не нужны - в грядущих 1970-х поэтов будут слушать не на площадях, а на кухнях. Отсюда его мерзкие поступки - он инстинктивно понимает, что будущее за Батищевым - именно они, батищевы, окончательно отменят понедельники и сделают субботу смыслом жизни. Будут в 1970-х покупать гарнитуры, машины, кооперативные квартирки, добывать всяческий дефицит, вгрызаться в жизнь хищными зубками.

Потом - уже в 1980-х Шестопал выбежит на площадь, затребует перемен, устроит митинг ...против Батищева, как обычно. Тот уже станет начальником, смотается в загранку, удачно женится - на дочери партийного босса. Ну, и прочая дача в Жаворонках. Шестопал затеет разоблачение, прокричит стихи (которые вот-вот напечатают в полыхающем «Огоньке»). Чтобы на обломках и головешках всё тот же Батищев построил свой бизнесок. Понедельник? Нет! Пятница, детки!

Зина Корзина (с)

0

183

Топ-пять хипстеров советского кино

В советском кино всё есть. Но! Есть ли в советском кино место хипстерам? Да полно! Итак... топ-пять икон стиля по-хипстерски.

1. Итак, номер один — раскованный и независимый Федул из маргинал-драмы «Афоня». Федул предпочитает унисекс — цветастый, обтягивающий свитер, какие нынче мелькают на подиумах мира; олдовые приспущенные штанишки — сразу видно, что человек познал гранж ещё в младые лета и к зрелым годам его привычка к гранжу превратилась в уверенную стильность мэтра, ну, и, как водится, кеды. Шляпа тоже не вызывает вопросов. Как все умудрённые хипстеры, Федул не чужд зависания в смузи-барах (то есть, простите, в советских рыгалетто) за чужой счёт. Образ немного проигрывает без холщово-кирзового рюкзака за 700 евро, но и так сойдёт. Для подиумов мира. Разумеется, стайл Федула был бы ещё круче, если бы он квасил не водку, а смузи. Но... нет совершенства.

Интересные факты о фильмах

2. Вторым номером у нас — свободолюбивый Серёга Сыроежкин из терминатор-муви «Приключения Электроника». У него тоже модные кеды, но и это не главное. «Вкалывают — роботы, а не человек», - пел Серёга большой любитель гаджетов и штучек. Но не любитель их чинить. Зато у него есть самый крутой на тот момент гаджет с очень дружественным интефейсом. В смысле, Электроник с Робертино Лоретти на рингтоне. Серёга креативен, как все правильные хипстеры — он умудряется создать из отцовского гаража «интеллектуально-творческое пространство», превращающееся в конечном итоге в coworking space. Отсутствие того самого дерматиново-ситцевого рюкзака ...евро за 500-700 очень обедняет образ Сыроежкина, однако, наличие у него буйных кудрей (ему далеко до хипсто-блогера Варламова, но курс взят правильно) несколько уравнивает ситуацию.

Интересные факты о фильмах

3. На третьем месте — не менее креативный и находчивый Вениамин из бытового триллера «Зимняя вишня». Напомню, что Венчик заявляется к главгероине, всерьёз восприняв её предложение «начать жить вместе». Олдово и винтажно одет, занят какой-то около-научной фигнёй, прост в общении, готов к «вписке» и, судя по выражению лица, может путешествовать автостопом. И жить в бунгало. Но. Любит жрать. И жрать вкусно. Вечно молод. Говорит банальности, хотя, полагает, что сильно умный. У него в глазах - кино не для всех. Ему бы тоже не помешал экологически-правильный рюкзачок за 800 евро из амстердамского бутика.

Интересные факты о фильмах

4. А теперь — девочки. К примеру, настоящий хипстер — это супер-олдовая Прокофий Людмилович Калугина из офисного хоррора «Служебный роман». Калугина предпочитает настоящий хипстерский прикид — дорогой, ноский, но смотрящийся, как шмотьё с помойки. Или из бабушкина сундука. Более того, её очки — старые, мужские (Алиса Фрейндлих в одном из интервью отметила, что сие были очки оператора Владимира Нахабцева — точнее, оправа его отца). Олдовость и унисекс — явная основа образа. Правда, Калугина, в отличие от true-хипстерши, зачем-то трудится. Поэтому не совсем тру. Более того, попав под влияние гламурной крокодилицы Верочки, мадам Калугина утратила своё изначально мощное to be hip. Ей уже и мешок системы «сидор» (за 900 евро) не поможет.

Интересные факты о фильмах

5. И на 5-м месте — дурковатая, но over-over to be hip Регина из шопинг-трагедии «Блондинка за углом». Регина, как положено, креативна, то есть всё ломает и — широко образована, то есть на хрен никому не сдалась со своими словесами (хотя...). Носит странные вещи, обкуренно улыбается. Но! Как все «не от мира сегошные» хипста-гёрлз не прочь кутнуть на деньги щедрого коммерса. «Ты мне нравишься — ты нестандартная!» - честно признаётся ей гламурная блондинка Надя, подчёркивая, тем самым, что хипстерши в табели о рангах значатся много выше. Да, Регина с домоткано-меховым рюкзаком за 3000 евро смотрелась бы просто coolьно.

Интересные факты о фильмах

И это я ещё сказки не упоминала...

Зина Корзина (с)

0

184

Лучший фильм о стабильности

Говоря о фильме «Влюблён по собственному желанию», критики зацикливаются на образах Веры и Брагина, хотя тут - интереснейшая игра с такой категорией, как время. Оно, а не пухлая интеллектуалка и возродившийся к новой прекрасной жизни пьяница (он же - бывший спортсмен, вечно второй, недо-чемпион). Время не в значении - эпоха. Время в философском и в физическом смысле, как мера, как некий смысл, присутствует в повествовании.

Иной раз как фон, являясь, меж тем, основным действующим лицом. Первый раз тема времени возникает, когда Вера (говорящее имя!) показывает Брагину (ну очень говорящая фамилия!), так вот, когда Вера показывает Брагину скучающего человека в электричке. Как обычно, она разражается умной тирадой. Но именно в этой её тираде есть смысл - человек, по меркам Вселенной, живёт всего лишь одно мгновение.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию».

Поэтому каждый, выдернутый из небытия, обязан радоваться. А он - тоскует. Хотя, мгновение - скоротечно и скоро его опять заберут в темноту. Атеистическое воспитание - та ещё мерзость, но сейчас даже и не об этом. Ощущение жизни, как мгновения. При том, что время в жизни героев течёт медленно, плавно, даже величественно.

В кинофильме нам показана не просто неспешная, отфильтрованная, но и неизменно-стабильная, постоянно возвращающаяся на круги своя, жизнь. Чтобы это понять, достаточно посмотреть финал картины - там тоже присутствует Время, как главный герой. Цифры на часах ...зависают на несколько секунд, а потом Вера, как обычно, произносит красивую банальность. Хотя, банальность ли? «Страшно, как начало мира. Ещё ничего нет - ни времени, на пространства». А потом - пошёл отсчёт.

Отсчёт чего? Новой жизни. Да. Нам показывают окна домов - в одном мы видим мамочку с ребёнком, в следующем - повзрослевшего мальчика, в третьем - студентку, которая готовится к лекции, в четвёртом - уже свадебное гулянье... Потом - зрелую даму, которая делает себе косметические маски. Затем - стариков. Линия жизни. Точнее - круг. Плавный и обязательный круг, непременность каждого из времён жизни, как времени года.

Фильм, кстати, начинается тоже с круга - с велотрека. Спортсмены едут по кругу. Не по шоссе, не марафон - для преодоления пространства, а именно по кругу. Если вы помните не только фабулу, но и саму картину, то, вероятно, заметили довольно большие фрагменты, показывающие то школьников, то молодёжь, то стариков. Это роднит фильм с другим культовым киносюжетом эпохи...

Со «Служебным романом», где тоже присутствует игра с временем - зрелый возраст приравнивается к осени жизни, а фоном идут картины московской жизни и - людей разных возрастов. Итак, не линия, но круг. Постоянно возрождается и умирает. Четыре времени года как четыре времени жизни. Языческая картина мира? Немножко, да?

Эта самая Эпоха Застоя была не собственно застоем. Это была особая упорядоченность бытия, которое не могло быть поколеблено ничем. И никем. Типичное традиционное общество, где ваше будущее (светлое, разумеется) расписано по главам. Как времена года. Люди знали, что после школы будет либо ВУЗ, либо техникум, либо - гарантированная работа. Обязательность обзаведения семьёй - не обсуждалась. Непременность детей - постулировалась. Ну и так далее.

Приветствовался долголетний труд на одном месте. Я разговаривала по этому поводу с людьми ещё тогда, в ту эпоху. Говорили так - хорошо, когда человек трудится на своём родном заводе, а не мечется. Не важно именно в профессиональном смысле, а именно хорошо. Это - правильный человек. Кому-то это покажется скучным, кому-то - единственно верным. С одной стороны Советская Цивилизация рвалась в Грядущее. С другой - хотела именно традиционности и неизменности.

Кстати, есть в фильме и вневременной странный персонаж, как раз, характерный для советской цивилизации 1970-1980-х годов. Это - некий гуманитарий, который говорит Верочке, что она не ширпотреб, а индпошив. Ренессансный типаж, незыблемый, как Вечный Город Рим. Нам показывают библиотекаршу с иного ракурса - не забавная толстуха, но красавица эпохи Возрождения. Типаж самого художника - комический. Даже - сатира. Потому что эти люди были непременными персонажами культурной жизни СССР.

Именно о них писал Виктор Пелевин в одном из своих романов: «Татарский изредка отрывался от вида за окном и смотрел на Гиреева. Тот в своей диковатой одежде казался последним осколком погибшей вселенной – не советской, потому что в ней не было бродячих тибетских астрологов, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним».

Такие персонажи могли жить и вообще - существовать только в мире, где нет потрясений, где жизнь течёт плавно и размеренно. Где можно думать и говорить хоть 100 лет об одних и тех же образах и смыслах. Если, конечно, здоровья хватит. Мир спокойствия и устроенности, где нюансы имеют сотни смыслов, а секунда длится вечность. А вечность может быть равна секунде. А вы говорите - застой.

Зина Корзина (с) 2013

0

185

Отсутствие дела

В эпоху Застоя цензура не видела ничего зазорного в показе не_работы на работе. Вот вам рязановский «Служебный роман». С чего, по сути, начинается повествование? С широкомасштабной, талантливо отснятой сцены дамского прихорашивания-раскрашивания…на рабочем месте. Замечу – все эти пригожие фемины даже не задумываются о том, что совершают нечто противоречащее КЗоТу. Они вовремя прибежали в свой оупен-спейс, перемигнулись с приятельницами и – давай наводить красоту. В едином порыве - всем коллективом. «Это – уже обычай, традиция, я бы сказал - ритуал», - говорит нам закадровый голос Новосельцева. Идём далее.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

Секретарша Верочка на работе вяжет, сплетничает, покупает сапоги и продаёт добытые в «боях» импортные шмотки. Симпатичная, но…активная общественница Шурочка с невероятным усилием припоминает, что она, собственно, из бухгалтерии. Блондинка Оленька Рыжова успевает не только писать длинные, прямо как в Галантном Веке, письмена «любимому Юре», но и шастать по окрестным торговым точкам. Оказывается, тому есть рациональное объяснение, полностью извиняющее Олю – перерыв в магазине трагическим образом совпадает с перерывом в родном статистическом управлении.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

Впрочем, и сама начальственная мымра Калугина – супер-профи и женщина-камень - именно во время рабочего дня совещается с мудрой Верочкой на предмет блайзеров, батников и актуальной комбинаторности. И в тот момент, когда Людмила Прокофьевна стала уже просекать все тонкости женского обаяния, в помещение нахально вваливаются посторонние фигуранты – энергичная Шура и снулый Новосельцев, изнывающий под тяжестью бронзовой лошади. То есть, они тоже «гуляли» во время работы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

В милом (и невероятно талантливом!) позднесоветском кино хождение на службу, в контору, лабораторию,... изображалось, как рутинная обязанность, которую надо срочно чем-нибудь заполнить и расцветить. Скажем, сплетенками или продажей импортных сапог. Или – служебным романом, собственно говоря. Вспоминаем монолог Новосельцева: «Как всем известно, труд облагораживает человека. Поэтому люди с удовольствием ходят на работу. Лично я хожу на работу только потому, что она меня облагораживает». Произносится это с таким сарказмом, что всем становится ясно – …денег у Новосельцева нет, но очень хочется.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

Мол, такая работка может лишь облагораживать. Ничего более. И фраза о труде звучит издевательски. Вроде как я говорю правильные словечки, как тут принято, а на самом деле в кармане у меня – громадный, сочный кукиш! Я была тогда ребёнком, но очень хорошо помню, как ржали зрители в темноте кинозала именно над этой фразой. Ещё бы не глумиться – общественный пафос к тому времени сделался попросту смешным, как, впрочем, и понятие «трудовой подвиг». Да. В газетах о труде писалось «высоким штилем»...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман».

А в НИИ-шных курилках обсуждали модного Кафку, запретного Севу Новгородцева с Би-Би-Си и, смакуя Marlboro, высмеивали дикцию «дорогого Леонида Ильича». Потом дамочки бежали примерять итальянские полусапожки немыслимого – ужасно буржуазного - колера и вида. Как же не бежать-то? Сотрудница из соседнего отдела отдаёт буквально за бесценок – ей не влезли, а ведь отстояла трёхчасовую очередь в ГУМе! Вчера днём и отстояла, пока мы в отделе кадров чью-то Burda Moden листали. У мужчин – свои интересы. «Как наши сыграли? …У тебя есть знакомый автослесарь? …Пивка? Пошли, пока начальство дрыхнет!»

Зина Корзина (с) 2014

0

186

Блондинка и орешки

Фильмы, а в особенности, комедии, снятые незадолго до Перестройки - вот лучшие источники исторической памяти. Не цифры, не документальные кадры, не разговоры об экономических и политических просчётах Славы КПСС и его подданных. Кинокартина «Блондинка за углом» была снят Владимиром Бортко в 1982 году, но выпущена только в 1984-м. Почему так поздно? Ибо слишком явно был показан тупик, а точнее - крах цивилизации. Антитеза в картине выглядит не смешной, а страшной. Не умные и духовные против хапуг и material girls, а бесполезные против разрушающих, дураки (разной степени дурости) против подонков (разной степени подлости). Соревнование сортов г-на за место на Олимпе.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Блондинка за углом».

Никому не нужные, бессмысленные и велеречивые образованцы VS безграмотные, нахрапистые торгаши-доставалы. Идиотка-искусствовед, которую блестяще сыграла Елена Соловей, противопоставлена ретивой, упитанной и при этом звеняще-стройной девушке из торговли. Рыхлый Николенька-астрофизик вроде бы антипод могучему автослесарю Геннадию. Вроде бы. А есть ли тут вообще антитеза? Есть ли конфликт? По-моему, нет. Есть итог. И те, и другие - паразиты общества, только одни прикрываются Высоким Штилем, а другие осознают свою_якобы общественную якобы_нужность.

В позднем СССР было такое понятие - «нужные люди»? Бодрые товарищи, умевшие не только обустроить своё персональное гнездо, но и знавшие, где хорошо, точнее - плохо лежит. А перед началом «великих реформ» плохо лежало почти всё. «Верхи» не хотели и не могли, а «низы» бегали по фарцовщикам в поисках импортного пойла. В фильме сочно и грубо нарисовано, что советские граждане тоже любят сервелат и баночное пиво. В начале повествования показано, как Надя даёт Николеньке опохмелиться ФРГ-шным баночным пивом, а он (лошок!) даже и не ведает, как его надо вскрывать - начинает, аки пещерный предок, работать зубами. Имя главной героини выбрано, видимо, не так уж случайно - Надежда.

Интересные факты о фильмах
И те, и другие - паразиты общества, только одни прикрываются Высоким Штилем, а другие осознают свою якобы общественную якобы нужность.

Надежда на... На что? Девушка не плохая, не злая и не подлая. Просто она желает хорошо жить и калорийно питаться. «Ой, это и есть солёные орешки?», - почти благоговейно вопрошает искусствоведша Регина, видевшая в своей жизни только Высокое, но при этом совершенно несъедобное и неудобоваримое. Regina в переводе - королева. Королева пустоты и бессмысленности. А тут Надя-надежда. Её лозунг: «Нет проблем!». Она обучилась выживать и вот теперь - учит жизни упёршуюся в тупик интеллигенцию. Главный герой - Коля Порываев порывался целых пятнадцать лет - искал разумную жизнь во Вселенной. Пока он ловил зелёных человечков, общество захотело солёных орешков.

Скорее всего, потому и захотело, что он - ловил. К услугам активной Надежды и молчаливо-понимающего Гены - всё, включая какие-то полузакрыто-элитные бани с видаком и вышколенными барменами. И на зелёную иномарку, в которой восседает Гена, дети реагируют, как их деды реагировали на лётчиков в аэропланах. Мелюзга бежит за подержанной, но импортной тачкой, как малыши 1930-х бежали по полю, завидев в небе самолётик. Солёные орешки победно хрустят на зубах. 1990-е наступили не в ночь с 31 декабря 1989-го на 1 января 1990-го года - они ковались в подсобках замызганных гастрономов и в НИИ-шных диссидентских курилках.

Интересные факты о фильмах
Актив гастронома зачарованно смотрит телевизор (!), ему не до покупателей...

В самом начале нам показывают, как нервный покупатель требует всего лишь лук. Не сервелат и не пивко Löwenbräu, а просто лук. Не обязательно даже отборный. Актив гастронома зачарованно смотрит телевизор (!), ему не до покупателей. Потом нам дают образ мясника, который забирает себе вырезку, а в зал отправляет кости и другой неформат. Он ещё при этом шутит, что подобно Микеланджело, отсекает всё лишнее. Лишнее - людям, вырезку - себе. В мире умненькой и материальной Надежды всё просто. Она уже знает, как добыть очередное благо и галопом устремляется к новой вершине. Нет проблем!

И вот ещё: «Мы все - люди будущего! Нам жить в XXI веке!». В 1960-х годах, когда астрофизик Николенька начинал грезить о тарелочках, говорилось и оралось, что в XXI веке мы будем жить при коммунизме. Оказалось, что при капитализме. Умная Надя уже тогда сие смутно предвидела. Нам даже показали, что нужные люди уже тогда учились крестить лбы, не веря в Бога. Разумеется, герой Андрея Миронова, как и положено нормальному советскому персонажу, сбегает от этой жизни ...на Крайний Север. Потому что ему сообщили - получен сигнал из Космоса, а радиотелескоп стоит именно там. И богиня торговли летит вместе с ним - а как же иначе? Она же любит! Но это фильм. А в жизни?

Интересные факты о фильмах
А нужными будут искусствоведы и астрофизики! И Кафку прочтём с Воннегутом, которые перестанут считаться дефицитом...

Перестройку горячо поддержали такие вот астрофизики - им вдруг показалось, что если они поорут за Горбачёва, а потом и проголосуют за Ельцина, то нужные люди исчезнут как вид и перестанут быть ...нужными. А нужными будут искусствоведы и астрофизики! И Кафку прочтём с Воннегутом - купив в магазине, а не у фарцовой феи с дефицитом. Вы уже забыли, что основным тезисом перестроечной кампании была борьба с привилегиями, точнее с пайками, с закрытыми саунами, с блатными мальчиками (тогда блатными называли не уголовников, а тех, кто всё хапнул по блату). Блат пронизывал всё общество - он не щадил ни дураков, ни умных.

В фильме показано, как пожилой учёный, шеф Николеньки, со стыдом вспоминает, что уже видел Надю. «Я вам тогда помогла с икрой!» А перестроечная толпа хотела, чтобы икра просто лежала и с ней не надо было обращаться к второсортным Надькам. И вот интеллигенция сначала орала на митингах, а потом дружно требовала от царя-Бориски активнее расстреливать «коммуняк» в мятежном Белом Доме-1993. А в это время любители солёных орешков открывали свой бизнес, отстреливали друг другу уши и почки, хоронили братанов и скупали малиновые пиджаки у Джанни Версаче...

Зина Корзина (с)

0

187

Служебный роман с собакой на сене

Хотелось бы ненавязчиво вспомнить два очень похожих по своей сути фильма - «Служебный роман» и «Собака на сене». Оба киносюжета созданы по пьесам, оба ставились в театрах, оба считались достаточно известными на момент создания своих двухсерийных вариантов. И при всей внешней (то есть антуражной) несхожести, эти два фильма об одном и том же - о якобы возможном гармоничном союзе властной женщины и подчинённого ей мужчины. Заметим, и Новосельцев, и Теодоро - не просто соседские дяденьки, они связаны со своими будущими невестами системой трудовых отношений.

И Диана (имя мифическое), и Людмила (имя сказочное) изначально смотрят на своих подчинённых, как на пустое место, хотя, графиня де Бельфлёр и отмечает, что Теодоро умён, грамотен и галантен. Но оба они одинаково несмелы, да что там - забиты и, как видим, довольно-таки очкасты. В начале повествования мы не можем себе нарисовать картину любовных отношений Слуги и Госпожи. Любовь начинает развиваться, как результат... проступков, когда наши мальчики делают нечто из ряда вон выходящее. Так, Новосельцев устраивает полупьяный концерт и высказывает всё, что думает о незыблемой Прокофии Людмиловне (к этой случайной игре слов мы ещё вернёмся).

Интересные факты о фильмах

Теодоро уличён в ночных похождениях, причём, изначально-то красавица Диана полагает, что некто пришёл полюбоваться на неё лично. Оказалось, что на другую - гораздо менее прекрасную. Обе дамы пошатнулись на своих пьедесталах - одна засомневалась в своей руководящей силе, другая - в своей способности влюблять в себя всех окружающих мужчин. Одна как бы воскликнула: «Что?! Меня?!», другая: «Что?! Не меня?!» Таким образом, первоначальный интерес возник из оскорблённой гордыни.

Обе женщины - отнюдь не юные (возраст Дианы не прописан, однако, Маргарита Терехова играет не 18-летнюю деточку, а зрелую даму, которая вполне самодостаточна). Обе они, можно сказать, неплохо живут и без мужчин. Одной вполне хватает платонических завываний местных кавалеров, а вторая - вся в работе. Сказать, что Калугина лезет на стену без мужика нельзя - она слишком занята делом, чтобы страдать. Она не любит именно выходные и праздники, но их всё равно не так много, чтобы по этому поводу убиваться 24 часа в сутки. Обе выглядят холодно и достаточно жёстко. Обе закрыты для любви, или делают вид, что закрыты.

Интересные факты о фильмах

Их кавалеры тоже не зелёные - Новосельцеву 38 лет, он успел жениться, развестись, оставить мальчика-и-мальчика; секретарю Теодоро тоже (скорее всего) не шешнадцать. В общем, эта любовь с Начальницей у них вполне сознательная. Они ведают, что творят. Оба-два наших героя истово боятся своих начальниц, но, несмотря на это, они время от времени выдают им по полной программе. Новосельцев высказывает сокровенное: «Мымра!», Теодоро демонстративно возвращается к Марселе. Калугина бьёт Новосельцева, Диана бьёт Теодоро. Оба делают вид, что хотят уволиться. Обе делают вид, что не прочь отпустить. Зритель благосклонно взирает.

Интересны и вторые роли - Тристан и Верочка. Герой Джигарханяна - отпетый интриган - учит Теодоро житейским мудростям и «правильному» обхождению с бабами. Героиня Ахеджаковой (тоже местная интриганка) натаскивает Калугину в женских хитростях... Циничны, но небезнадёжны, всё понимают. Оба - типовые прислужники из старинных комедий. Чтение чужих писем, переодевание, сплетни, подтасовка, ...уход от ответственности. Отличие в том, что в комедии Лопе де Вега натаскивают подчинённого, а у Рязанова-Брагинского - начальницу.

Интересные факты о фильмах
   
И вот тут мы подходим к самому главному - к стиранию граней между полами, которое имело место именно в 1970-е годы. Маргарита Терехова играет такую же начальственную особь 1970-х, как и Алиса Фрейндлих. Она тоже «хозяин...эээ...хозяйка». Она тоже Прокофий Людмилович в своём роде. И никакие пышные юбки и веера, которыми Терехова владеет по-старинному виртуозно, не могут убрать из рисунка роли современную жёсткость и нежелание ждать милостей от природы.

Диана сделала вид, что поверила в эту легенду, связанную с аристократическим происхождением Теодоро. Она захотела - ей подогнали по мерке. Людмила же и вовсе поначалу упакована в мужской футляр и, сметая на пути все препятствия, «чешет на работу». Весьма красноречива сцена, когда Новосельцев и Калугина как бы меняются местами - она в шутку изображает мужчину, он - женщину. В этих ролях они более естественны. Она - мужчина, поэтому она - выбирает.

Интересные факты о фильмах

Зина Корзина (с)

0

188

Какой же это дауншифтинг?

Как-то тут на ТВ была программа, посвящённая такому распространённо-модному явлению, как дауншифтинг. Никакого отношения к даунам оно не имеет, ибо downshifting - это уход со стрессовой и высокооплачиваемой работы на какую-нибудь простую и комфортную. Это - выбор уставшего бизнесмена, перепродающего бирюльки за другие бирюльки в пользу полного отказа от бирюлек и уход в некую низкооплачиваемую нирвану. Явление сложное и малопонятное.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Карьера Димы Горина».

Так, можно ли называть дауншифтингом уход из никому не нужного, но крутейшего офиса - на свиноферму? Стрессов при свиньях всегда много, а заработать можно даже больше, чем при перепродаже бирюлек (если заняться фермерством, например). В общем, очередной невнятно-бесполезный термин для попила бабла со стороны всяко-разных коучей. Для них и уход из гипер-пупер-консалтинга в преподавание математики провинциальным школьникам - тоже (видимо) будет дауншифтингом.

Я чего взъелась-то? Они там назвали в качестве примера «советского дауншифтинга» фильм ...«Карьера Димы Горина». Если в двух словах, то это - история банковского служащего, который бросил все свои бумажки с циферками и стал нормальным работягой в далёкой от столичного хаоса-лоска местности. Справедливости ради, стоит отметить, что всё это было сделано ради любви к девушке (а не к Партии), но это не меняет сути. То есть молодой да гладкий планктон постепенно превращается в этакого монтажника-высотника а-ля Николя Рыбников.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Карьера Димы Горина».

Он из конторы перебрался на Большую Стройку Социализма. Точнее - в большую жизнь. Вырулил в мир. Какой же это - дауншифтинг? Согласно теориям, дауншифтер уходит от стресса и высокого статуса в пользу спокойного и не пыльного дела, тем самым лишаясь этого статуса. Например, топ-менеджер холдинга, занимавшегося перепродажей недопоставленного уезжает на остров Тумба-Юмба и начинает плести там коврики. А можно и без Юмбы. Просто коврики. В родном Гусь-Бетонном.

Что мы видим в кино про Диму Горина? Зарплаты работников сберкасс были на порядок ниже тех денег, которые зарабатывали ребята в тайге. Это даже несравнимо! Стрессы? Житие в общаге с монтажниками-высотниками, холод минус 40 и удобства под ёлкой - это некоторым образом гораздо большие стрессы, чем сидение в тёплой Сберкассе. О да, статус! Поспешу напомнить, что в описываемые времена статус таёжного работяги был несколько выше, чем скромное существование работника финансовых услуг.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Карьера Димы Горина».

Я имею в виду именно общественное мнение, ибо дауншифтер отказывается именно от общепризнанных ценностей и целей (в частности от успешного инновационного супер-консалтинга в пользу вышивания бисером на фрилансе). То есть получается, что советским дауншифтингом было бы всё наоборот - если бы Дима Горин работал в тайге, делал большое дело, а потом вдруг решил бы податься в финансисты. Поменял бы романтику трудностей и суровый быт на тихое, зато стабильно-тёплое пребывание.

Зина Корзина (с)

0

189

1970-е: модное/страшное одиночество

В своё время на одной концептуальной выставке я увидела серию художника Виктора Пивоварова, которого я воспринимала, главным образом, как художника-сказочника - он был изысканным соавтором Андерсена, Погорельского, а также иллюстратором журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Главный мотив его взрослых картин и рисунков 1970-х - драма вселенского одиночества. Причём не вполне ясно — тяготится ли автор этим чувством или же лелеет его?

Интересные факты о фильмах

Как, впрочем, и все остальные фигуранты 1970-х. «Проекты для одинокого человека» - мир на сером фоне — венский стул, окно, яблоко (с подписью: «Для красоты, для утоления голода или для другого одинокого человека»), расписание дня, варианты неба, сюрреалистические формы снов и, наконец, краткая автобиография с большим количеством душевных терзаний, унылости и вывихов судьбы.

«Проекты...» возникли в середине 1970-х, когда атомизация общества сделалась не то злободневной проблемой, не то — модной темой в искусстве. По сути, об этом повествовали все кинофильмы эпохи Застоя — от рязановских не смешных, а точнее - очень грустных комедий, до утомляющих производственно-любовных сюжетов с пустыми названиями. «По Садовым Лебяжьим и Трубным / Каждый вроде отдельным путём / Мы не узнанные друг другом / Задевая друг друга идём задевая друг друга идём», - пел закадровый голос в «Служебном романе».

Им вторила печальная блондинка из «Иронии судьбы»: «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным». В прессе писалось, что современный хомо-сапиенс — песчинка в космосе, один на один со своими заморочками, и вообще - наши типовые квартиры в домах-сотах это — социальная деградация. Пивоваров задал себе вопрос «Где я?» и придумал серию комиксовых рисунков: путь человека, живущего на окраине Москвы. Он — в толпе, но он — один. Хорошо это или плохо? Это — данность.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы».

В 1970-х - начале 1980-х по экрану метались бальзаковские тётки и пожухлые доценты, они что-то искали, пели под гитару стихи Цветаевой, тосковали у окна и утверждали: «Могу весь мир я обойти, чтобы найти кого-то...» Причин искать кого-то не наблюдалось - все эти люди были неплохо устроены, упакованы, много читали и даже ездили на пленэр - бродить по пушкинским усадьбам, разбрасывая осенние листья. И - смаковать своё одиночество. Оно им нравилось, но общественное мнение было иным: эй, найти кого-то!

Фоном звучал рефрен: быть одному неприлично (как в кинофильме «Родня»), а эпизодическая героиня Ахеджаковой в «Москве слезам не верит» произносила маразматический диалог насчёт того, что одинокий человек хуже работает. Кате срочно подсовывали Гошу, Людмиле Прокофьевне - Новосельцева, а снобской Раисе Захаровне - брутального голубятника Васю. Это и был тот самый «кто-то», которого надо было хватать без оглядки. Таков был социальный заказ - не дать сапиенсу полюбить самодостаточность. Психологи тоже печалились: человеку неохота общаться.

Именно тогда начали говорить, что новые районы не способствуют соседской дружбе и всем этим вариациям из серии «зайти с тёте Маше за луком и солью». Ретро-фильмы, вроде «Покровских ворот», рисовали обаятельную картину коммуналок с милыми соседями. Но! Художники из разряда Виктора Попкова и Дмитрия Жилинского всё больше писали одиноких, задумчивых интеллигентов - им если и было скучно, так уж точно не от отсутствия за стенкой развесёлой тёти Маши, у которой всегда есть луковица.

Одиночество было модным - оно ассоциировалось не с покинутостью, а с утончённостью. То есть, с одной стороны общество требовало солидарности, коммуникабельности, семейности, а человек всё меньше хотел общаться. По большому счёту, Перестройка ненадолго сплотила людей, погнав их на митинговые площади. Примерно с 1986 по 1993 год советские (и постсоветские) граждане много и жадно общались. Потому что был повод. А ещё был страх, а страх, как известно, заставляет группироваться и держаться вместе...

Зина Корзина (с)

0

190

Зимний вечер в АССе или Мёртвый сезон империи

В комментариях вспомнился один фильм. Очень страшный фильм. У собеседницы возник логический вопрос: «А разве 'Зимний вечер в Гаграх' был снят до Перестройки?» 1985 год - год выпуска фильма, стало быть снимали, как минимум, в 1984-м. Сценарий же и вовсе писали, утверждали, переделывали до того.

Итак, на дворе - чудесное предперестроечное время - летают голуби Васи Кузякина, а Раиса Захаровна вещает о филиппинской медицине; бесприданная Лариса в платье фасона princess, рыдая, поёт стихи Беллы Ахмадулиной под взглядами кронпринца Никиты, а Самая Обаятельная и Привлекательная в контрабандной шубке спешит на концерт импортного Моранди.

Никто ещё ничего знает, но всем ужасно хочется шубок, Моранди и мартини... В своё время «Зимний вечер в Гаграх» прошёл не то, чтобы незаметно, но как-то не особо громко. Этот фильм, вслед за культовым телепроектом «Покровские ворота», замыкал серию ностальгического ретро в советском синематографе.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх».

Подвох таится в самом названии - зимний вечер в южном городе, в курортном месте, где зимой, прямо скажем, особо делать нечего. Слякоть, сырость, серое небо. История вселенской ненужности - кому сдался зимний вечер в Гаграх? Мёртвый сезон в умирающей империи. Когда империя жила, в Гаграх всегда светило солнце, даже зимой. Это перекликается с другим, более поздним, но где-то очень похожим, фильмом 1980-х - со знаменитой «АССой» Сергея Соловьёва.

Там тоже есть уныло-зимний южный город Ялта. Там тоже есть странное «воспоминание» о прошлом - только для танцора Беглова это его молодость 1950-х, а для цеховика-мафиози Крымова - книжное и как бы случайное погружение в павловскую эпоху. И там, и там - уход Империи. В обоих фильмах много угнетающе-серого цвета, цвета не имперского, не парадного, - как будто весь мир полинял.

В обоих фильмах - странные временные перекосы. Как будто время не то стоит на месте, не то идёт по неизвестной траектории - не линейно, а, скажем, по кругу. В «АССе» по сценарию - 1980-й год, но совершенно нет ощущения времени, его намеренно нет. Но если намеренно - тогда зачем? Есть перестроечная неразбериха в головах, есть Виктор Цой с требованием перемен, есть вполне современный прикид на Татьяне Друбич. Зачем нужна эта отсылка к 1980 году?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «АССА».

В «Зимнем вечере...» мы имеем чётко обозначенную современность - есть эпизод с Юрием Антоновым, поющим песню «Под крышей дома твоего» - непременный хит 1983-1985 годов. Но невероятно смущает дочка главного героя - сколько ей лет? На вид и по ухваткам не более 25. Тем не менее, обозначается, что в 1950-х она танцевала вместе с отцом. Итак, по самым нетребовательным подсчётам ей должно быть лет 35.

Причём, эта девушка без возраста могла быть Аликой из «АССы» - есть что-то неуловимо общее в этих двух не то надменных, не то - укушенных жизнью, брюнетках. Алика могла произнести: «Мой отец танцевал степ, а потом вышел в тираж». И эта песня ретро-группы «Браво» в конце - «Вчера я гостила в чудесной стране...» - как воспоминание не то об уютных 1950-х с ласковыми углами радиоприёмника «Москвич», не то...о Галантном Веке, который завершился убийством Павла I (помните эти странные вставки в АССЕ?!).

Интересный момент - забытого танцора Беглова «хоронят» раньше времени, объявив в телепрограмме, что вот, мол, блистал, не стало, немного жаль, но жизнь-то продолжается. Так и сам фильм «хоронит» советскую империю ещё до начала Перестройки. Поэтому он и кажется более поздним. И Панкратов-Чёрный, этот извечный персонаж «новорусской» кино-жвачки 1990-х, присутствует весомо, грубо, зримо, как бы разминается перед основным броском. «Зимний вечер в Гаграх» получился едва ли не пророческим фильмом - в нём цинизм большинства персонажей зашкаливает истинно по-перестроечному.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх».

Показано и то, что Беглов (беглец от...), несмотря на старания и таланты, ничего материального так и не добился - он живёт исключительно бедно. Такой показ советского бытия был не характерен для фильмов, снятых до 1987-1988 годов. В противовес потерянному Беглову показана хищная поп-звезда - их «время» с бесконечными репортажами о новых квартирах и новых мужиках - ещё не пришло.

Что интересно, главарь бандитов из «АССы» с говорящей (в данном случае) фамилией Крымов, чисто стилистически, по ощущениям ближе вовсе не нахрапистым нуворишам из поп-тусовки, а ...именно бывшему чечёточнику Беглову. Крымов - криминально-брутальная вариация на тему Беглова. Его Крым - это примерно тоже, что и Гагры для Беглова. Они - там. И не так важно, что зима. Тут - как пощёчина - сцена в квартире певицы Мельниковой, когда её гости просят Беглова «что-нибудь сбацать».

Танцор Беглов, похороненный заранее, в конечном итоге, всё-таки умирает в действительности. Он оказался не готов, он заранее убрался в Чудесную Страну, о которой пела группа «Браво». В этом фильме всё - заранее. Сумбур вместо музыки, а звукоимитирующая машинка - вместо саксофона. Люди-манекены, живущие сугубо материальными интересами.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «АССА».

1984-1985 год и ощущение странной нестыковки с реальностью. Но что-то сломалось. Мосты сожжены. Фирса забыли. Занавес...Что характерно - погибает и другой персонаж эпохи - цеховик Крымов. Тоже, видимо, заранее. Чтобы не разочароваться в капитализме и не смешаться с компанией низколобых мальчиков при подержанных Мерсах и поддельных Ролексах.

Зина Корзина (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах