Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 271 страница 280 из 457

271

Буратино и Электроник

Литературная основа «Приключений Электроника» и «Приключений Буратино» ничем и никак не похожи друг на друга, тогда как эти два фильма, созданные в 1970-е годы, во многом идентичны. Как будто авторы киноверсии «Электроника» делали свою картину в некоторой оглядке на триумф двухсерийной версии «Золотого ключика». Или у них просто так получилось?

Интересные факты о фильмах
Кудрявые блондины. Красивое совпадение.

1. Создателя Буратино и Электроника играет один и тот же актёр — Николай Гринько. Бездетный мастер творит себе сына — то из дерева «на радость людям», то из металла, чтобы молодой Терминатор выигрывал у профессора в шахматы. (Интересно, что всё тот же Гринько был выбран Андреем Тарковским на роль Профессора в «Сталкере». Тот Профессор собрал с друзьями бомбу. Электроник — та же «бомба». Впрочем, об этом — в следующий раз, ибо сегодня — о Буратино).

Интересные факты о фильмах
1. Создатель играет один и тот же актёр — Николай Гринько.

Креатура — деревянная и железная — обе сбегают от своего «папы» и направляются к людям. По ходу дела Буратино и Электроник создают проблемы себе и окружающим, но при этом — качественно трансформируя себя и мир. Оба «отца» деятельно ищут мальчиков, понимая, что их творения вряд ли сумеют быстро адаптироваться и непременно понаделают бед. Или - изменят что-то в настройках вселенной, что и происходит.

Интересные факты о фильмах
Креатура — деревянная и железная — обе сбегают от своего «папы» и направляются к людям.

2. Изысканно подан и Владимир Басов — Дуремар, превращённый в Стампа. Доросший до Стампа. От ужасно нелепой серой одежды странного покроя — до белых джинсов, буквально светящихся в ночи. Кстати, в «Буратино» именно Дуремар — главный обладатель секрета ключика. Ему известно несколько больше, чем Карабасу. И Стамп каким-то неведомым образом знает о «кнопке» Электроника задолго до того, как о нём стало известно кому бы ни было.

Интересные факты о фильмах
2. Изысканно подан и Владимир Басов — Дуремар, превращённый в Стампа.

3. Поиски артефакта. Ключика или же — пресловутой кнопки. И то, и другое даёт обладателю некие возможности. И кнопка, и ключик — это «вскрытие» чего-то принципиально нового. Для Карабаса срывание холста в каморке папы Карло — это некий качественный переход, как и срывание музейных холстов — для Стампа. И там, и там нужны отмычки. И Электроник играет роль «золотого ключика», точнее — серебряного. Серебряный мальчик — символ города, который должен проложить Стампу путь к золоту.

Интересные факты о фильмах
Серебряный мальчик и золотой ключик - путь к некоей возможности.

4. В обоих фильмах очень ярко показан контраст условно-западного (или условно-итальянского) и - советского миров. В финале «Приключений Буратино» его герои проходят через пространство и время, попадая в зал некоего детского театра — советского театра. Это и есть волшебная страна, в которой исполняются все желания. При этом она — эта страна — сугубо материальна. Без сказок и чудес. В финале «Электроника» железный парень возвращается к своим товарищам — в СССР и фоном звучит песня о человеке, который должен сам делать свою судьбу.

Зина Корзина (с)

0

272

Брижит Бардо, как советская мечта

В Советском Союзе официально не жаловали западные стандарты красоты. Вернее, они всё равно проникали, а Любовь Орлова была того же сорта и варианта, что голливудские блондинки 1930-х. Тем не менее, считалось, что там, у них — сиюминутный, актуально-модный типаж и миленькая красивость, которую не следует путать с настоящей красотой. Однако же в эпоху Оттепели и раннего Застоя (до начала 1970-х) в СССР не возбранялись к показу и даже популяризировались некоторые фильмы с участием общепризнанных секс-символов Европы и Америки.

Интересные факты о фильмах
Начёс, напоминающий стожок сена, в СССР именовался «причёска Бабетта» - в честь героини фильма «Бабетта идёт на войну» с Бардо в главной роли.

Это — Мэрилин Монро, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Марина Влади, Мишель Мерсье (Анжелика!). Но первое место принадлежало Брижит Бардо. Её не просто «разрешали». Она сделалась «героиней» советских произведений. Нет, конечно же, не она сама — её образ. Больше того - она стала грёзой, мечтой современного советского юноши-романтика. Он - образ мадемуазель Бардо - можно сказать, массово явился в молодёжной прозе и поэзии. Например, в культовом романе шестидесятников - «Звёздный билет» красавица Галка Бодрова похожа на ту самую Брижит.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Бабетта идёт на войну». Взято с сайта http://www.purepeople.com/

«Черноглазый ткнул пальцем в фотографию Брижит Бардо на первой странице и сказал Гале: – Артисточка эта на вас смахивает». Галя — разбитная девушка «современной конструкции», как называет её ей сам автор. Что ж, 1960-е годы – время ломки стереотипов, эпоха молодёжного бунта: «В сущности, Афродита - довольно толстая женщина, я видел её в музее. А Галя! Галя – стройна, как картинка Общесоюзного Дома моделей». Как видим, эталоны у героев Аксёнова не вполне «социалистические» - западная актриса и - картинка-модель ОДМО.

Интересные факты о фильмах
Брижит Бардо.

«Дайте мне сигарету, капитан. -Ты уверена, что Брижит Бардо курит? – буркнул Димка и протянул ей сигарету». Во всяком случае, в те годы Бардо курила и шикарно позировала с сигареткой. Пока советские мальчики обожали Брижит, на неё ополчались домохозяйки - не советские. Французские. У Евгения Евтушенко в «Братской ГЭС» молодой инженер держит на столе фотку француженки: «Я себя убеждала: «Да что ты! / На столе его, дура, лежит, / понимаешь, не чьё-нибудь фото, / а французской артистки Брижит». Ей противопоставлена Нюшка, выросшая на картошке и в тяготах бытия.

Интересные факты о фильмах
Брижит Бардо.

Автор жалеет Нюшку, но втайне любуется Брижит. Но главное, что сама Нюшка тоже хотела бы превратиться в ту парижанку-мечту. А вот и фрагмент из повести Георгия Владимова «Большая руда», как вы понимаете, сюжет не о бездельниках, тусующихся на пляжах Сен-Тропе, где Бардо часто позировала в бикини: «Над изголовьем он приколотил полочку для мыла и бритвы, повесил круглое автомобильное зеркальце и по обеим сторонам его, с симметричным наклоном, фото Элины Быстрицкой и Брижит Бардо». Два полюса красоты. Два смысла.

Интересные факты о фильмах
Брижит Бардо.

Приведу ещё один пример — из сатирической повести «Бега» Юрия Алексеева, ныне забытой вещи, ибо она устарела слишком быстро, как всякая злободневная сатира 1960-х. «Из дверей выпорхнула никем не заверенная, но тем не менее действительная копия Брижит Бардо Может быть, не совсем та прическа и платье не от Диора, но она была определенно из тех, ради кого сидят за растрату и лезут за эдельвейсами, даже зная, что шея не ломается дважды». Действительно, создаётся впечатление, что прелесть обаятельной актрисы считалась неким эстетическим образцом.

Интересные факты о фильмах
Наталья Кустинская и варианты «причёски Бабетта».

Можно так: недосягаемым и чуждым, но вполне разрешённым к цитированию. Начёс, напоминающий стожок сена, в СССР именовался «причёска Бабетта» - в честь героини фильма «Бабетта идёт на войну» с Бардо в главной роли. Почему это оказалось возможно в конце 1950-х - 1960-х годах? Тому причина, как ни странно, - открытость и лидерство Советского Мира. Отсутствие боязни, что парижские штучки сманят физика-лирика с коммунистического пути. Можно и глянуть в сторону Сен-Тропе. Появилась и расхожая фраза, что Наталья Кустинская — это советская Брижит Бардо. Что характерно, они даже состарились очень похоже, но это уже совсем другая история.

Зина Корзина (с)

0

273

Инфантил

Когда я была подростком, я считала, что учитель Мельников — молодец. Рубит с плеча. Всем — по морде правдой «хрясь-хрясь!» Потом я думала: какой невоспитанный, дёрганый хам. Долгое время я называла его неудачником, то есть — лузером. И только теперь я поняла: он не герой и не жертва, он — обычный инфантил. Только инфантильные люди, навсегда застрявшие в ранне-юношеских представлениях о Добре и Зле, способны всё это говорить и делать.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

И — так реагировать. Не юный учитель Мельников дожил до зрелости, но «недурно сохранился» - он всё ещё ретивое и циничное, ранимое дитя лет 14-16. Ему равен Генка Шестопал — только у Шестопала ещё будет возможность стать умудрённым и воспитанным Геннадием, а вот Мельников так и останется младым Илюхой, несмотря на то, что его давным-давно именуют Ильёй Семёновичем.

Только мальчик-старшеклассник способен, услышав, что «...завтра двадцать лет, как Светлана Михайловна работает в школе...» будет гаденько шутить. Взрослый мужчина, если ему неприятна женщина, просто игнорирует. А Илюха, как все ершистые пацаны, которых бесят тупые отличницы, типа Светки Михаллны, способен брякнуть: «Ну, соберём по трёшке, купим ей … крокодила!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Сидит такой на последней парте, именуемой на школьном жаргоне Камчаткой и — выдаёт, чтобы все гоготали. Разве что вокруг — более-менее повзрослевшие граждане и никто как-то не рад. Или — вывалить своё «фи» в отношении молодой учительницы, которая (будем откровенны) реально неграмотна. Сорокалетний коллега сделал бы ей замечание и даже выволочку, но не так, как Мельников.

Он ужасающе откровенен. Как будто — гормоны, пубертат, «девки — дуры!», я — непризнанный гений. Он, как все пацаны в этом (в смысле — юношеском) возрасте боится девочек, которые нравятся и — задирает тех, которые его бесят. Светку он размазал по полной программе. А вот Наташка. Ничего так. Но — как?! Боится. Не может. Конечно, его (как все полагают) должно останавливать именно то, что Наташа была его ученицей.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Но здесь иное. Илюшка стесняется. К тому же, зачем ему какие-то девки? Ему хорошо и так. Привык. Свыкся с инфантильным состоянием. Фактор риска — житьё при мамочке. Под эгидой мамочки. Под активным, но — мягким руководством мамочки. Мамочка — наше всё. Подотрёт сопли. Даст полезный совет. Вот тут Мельников даже не подросток (они бунтуют и сбегают от мамаши), а — пай-мальчик лет 10-11.

Взрослый человек его лет давно проживает со своей семьёй — женой и детьми. Или — один. Все эти вопли о «квартирном вопросе в СССР» - не более чем колыхание воздуха. Зрелые мужики не держались за мамину юбку — они приводили в этот дом невесту, если своей площади не было. Но не оставались «малышами» до седых волос. А для Полины Андреевны её Илюшенька — зайчонок.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Даже в 40 лет. Это нормально — мы для родителей всегда дети. Но ненормально, когда это — беспрестанно, ежечасно, вечно. Илья Семёнович так устроен. Ему никогда не будет даже 25. Если он, конечно, не разорвёт все шаблоны и не женится на девушке Наташе. Хотя, вряд ли поможет. Наш Илья Семёнович даже войну прошёл. Но, увы, не утратил пацанского восприятия.

Зина Корзина (с)

0

274

Как дожить до понедельника и не сжечь школу

Вышедший на экраны в конце 1968 года фильм Станислава Ростоцкого по сценарию Георгия Полонского «Доживём до понедельника» сразу стал, как сказали бы сейчас, культовым. Однако премьера фильма состоялась на год раньше – на Всесоюзном слёте молодых передовиков производства в Комсомольске-на-Амуре в июне 1967 года. А сценарий фильма «Доживём до понедельника» Георгий Полонский написал в 1966 году в качестве дипломной работы на Высших сценарных курсах, на которые поступил в 1965 году.

На Высших сценарных курсах Полонский учился в мастерской Иосифа Ольшанского, который является автором сценария ряда знаковых советских кинолент, в том числе «А если это любовь?» с Жанной Прохоренко в главной роли. Фильм «А если это любовь?», напомню, рассказывал о первой любви старшеклассников и грубой реакции на эту любовь со стороны учителей и родителей. Это вторжение взрослых убивает любовь в том фильме. И «Доживём до понедельника» является таким как бы намёком на «А если это любовь?», так сказать, благодарностью ученика учителю. Впрочем, об этом чуть позже.

Фильм Ростоцкого и Полонского «Доживём до понедельника» сразу же привлекает к себе интригующим названием. Название – чего просто невозможно не заметить – отсылает к культовой (опять же, в современном понимании) фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», вышедшей в 1965 году. Полонский явно находился под большим впечатлением от этой повести. «Понедельник начинается в субботу» состоит из трёх частей. И точно также из трёх частей состоит фильм «Доживём до понедельника», причём эти три части чётко привязаны к дням недели: четверг, пятница и – суббота (именно в эти дни разворачивается действие первой части «Понедельник начинается в субботу»). В конце фильма, то есть в субботу, Илья Семёнович Мельников после драматической паузы сообщает своему классу (который боится, что он уйдёт из школы), что они увидятся в следующий раз (в понедельник, если следовать названию фильма), если конечно «не сожгут к тому времени школу». В субботу он говорит о следующей встрече в понедельник. Более ясно и не намекнуть – понедельник начинается в субботу.

Интересные факты о фильмах

Этого мало. Фильм «Доживём до понедельника» начинается со сцены принесения сакральной жертвы молодой учительницей Натальей Сергеевной Гореловой своему школьному кумиру, а ныне коллеге – учителю Мельникову. Учительница Горелова, напомню, убивает чёрную ворону, которую приносит ученик с несколько странной фамилией Шестопал, т.е. имеющий шесть пальцев. Не буду сейчас рассуждать о символическом значении цифры 6, но вообще сцена эта, несмотря на то, что всё происходит в классе обычной средней школы, носит какой-то потусторонний оттенок. Что несколько странно. Но если вспомнить, что в первой части «Понедельник начинается в субботу» («Суета вокруг дивана») действие начинается, когда герой повести, Александр Привалов, попадает в сказочную реальность, завязанную на НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства), то намёк становится понятным. Это не единственный намёк. Так, в фильме «Доживём до понедельника» имеется момент, в котором учитель Мельников крайне скептически смотрит телепередачу, в которой рассказывается о том, как ЭВМ сочиняет клавесинные менуэты. Причём тут ЭВМ? Зачем ЭВМ? Но если вспомнить, что герой «Понедельник начинается в субботу» Александр Привалов в институте НИИЧАВО работает в вычислительном центре, то можно сказать, и этот намёк («пасхалку» в нынешней терминологии), можно сказать, мы вычислили.

Интересные факты о фильмах

Впрочем, не стоит рассматривать фильм «Доживём до понедельника» через призму повести Стругацких «Понедельник называется в субботу». Если я и упомянул о параллелях названий и кое-каких «пасхалках», то лишь для того, чтобы сказать, что любое произведение, тем более такое, которое стало «культовым», пишется в рамках конкретного исторического контекста и знание этого контекста позволяет лучше понять и авторов, и их героев.

Что вообще можно сказать о герое фильма – Илье Семёновиче Мельникова? Инфантил ли он? Я бы так не сказал. Всё же как ни крути, но человек, который прошёл войну, меняется сильно. Но также и факт, что когда-то он был маменькин сыночком и даже в момент событий фильма до конца не изжил этого. Мать-старушка ухаживает за ним. И это полностью устраивает Мельникова. У мамы он даже водку просит. Кроме того, мужчина, который долгое время работает в преимущественно женском коллективе, невольно приобретает некоторые женские черты. В частности, в сцене, в которой Мельников нападает на не самую грамотную учительницу начальных классов («Пожалейте наши уши! Нет такого слова – ложат!»), он ведёт себя не как мужчина. Но и не как ребёнок. Он ведёт себя, как женщина. Именно для раздражённой женщины характерно в такой ситуации накричать на другую женщину. Увы, профессиональная деформация личности. Позднее Мельников спохватывается и извиняется. Инфантил вряд извинился бы.

Наиболее загадочной во всём фильме следует считать сцену, в которой Илья Семёнович просит о длительном отпуске у своего фронтового друга, а ныне директора школы Николая Борисовича, предлагая тому взяться за преподавание вместо себя.

«Как же ты меня допускаешь преподавать? Калечить юные души? У меня эластичные взгляды, я легко перестраиваюсь, свежая газета для меня – последнее слово науки» – раздражённо бросает в ответ Николай Борисович, припоминая Мельникову слова, который тот когда-то сказал в его адрес. И продолжает: «На покой захотелось? Честность свою холить? А другие пусть строят… А ведь ты руки не подашь. Скажешь: замарали руки-то, пока строили»

Интересные факты о фильмах

«Смотря чем замараешь, – парирует Мельников, – а то и не подам»

«Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровья, не согреешься» – пытается наставлять его директор. И тут Мельников переходит к главному пункту своей программы: «Принципы не шашлык, не витамин Б12, не грелка. Некоторые чудаки жертвуют за них обедом. Бывает плата и подороже. В 41-м под Вязьмой мы с тобой это хорошо понимали. История – наука, которая делает человека гражданином.»

«Вот учебник этого года. Этого!» – восклицает Мельников.

Интересные факты о фильмах

Причём тут учебник? Директор понимает намёк. Современный зритель – нет. Мельников пытается пояснить непонятливым: «А ты никогда не задумывался о великой роли бумаги? Можно написать на ней "На холмах Грузии лежит ночная мгла". А можно – кляузу на соседа. Можно переписать диссертацию, чтобы изъять одну фамилию, один факт; чтобы изменить трактовку… Но души-то у нас и ребят не бумажные, Коля!»

О чём это они? Нет, ну общий смысл понятен – в СССР постоянно менялись трактовки не только чужой, но и своей истории, истории СССР. Дело конечно известное. Но Илья Семёнович как-то уж очень горячится. Что его так задело? И снова точно этого не понять, не поняв общественный контекст того времени. Разберёмся.

Итак, свой сценарий Георгий Полонский написал в 1966 году. Что происходило в СССР в то время, что могло вывести Мельникова из себя? Если бы дело происходило, скажем, в 1956 или 1961 годах, можно было бы предположить, что Мельников – сталинист, который переживает разоблачение культа личности Сталина. Но что такого случилось в 1966 году? А вот что.

Разоблачение Хрущёвым культа личности Сталина с высокой партийной трибуны, безусловно, было встречено с большим облегчением большей частью советского общества. И простые люди, и партийные функционеры, и офицеры армии и силовых структур вздохнули свободно, когда вечно витавшая на страной тень Большого террора исчезла. Однако наивно было бы предполагать, что десталинизацию приветствовали абсолютно все граждане и функционеры. А что вы хотите? Так устроены люди. Назовите вслух имя самого омерзительного негодяя и кровожадного убийцы, известию о казни которого будет рукоплескать большая часть общества, и вы с удивлением обнаружите, что у этого негодяя и убийцы откуда-то вылезли сторонники, славящие его. Тем более это справедливо, когда дело касается бывшего лидера государства, с именем которого связана победа в кровавой войне. Сколько бы преступлений против своего народа не совершал Сталин, но фактом является и то, что с его именем связаны не только преступления. А если ещё учесть, что хотя огромное количество людей было уничтожено благодаря Сталину, а ещё большему числу людей была сломана жизнь, но были и люди – и не такое уж малое число – которые получили массу гешефтов именно благодаря Сталину. А вот после него потеряли свои тёплые местечки. Естественно они относились с неприязнью к десталинизации. А что вы хотели? Неужели кто-то думал, что, скажем, палач, который при Сталине самозабвенно расстреливал людей и получал за это ордена и прочие ништяки, но после Сталина лишился работы и наград, не будет с враждебностью воспринимать новые веяния?

Сразу после XX съезда КПСС, который случился в 1956 году, каких-то очень энергичных изменений в жизни страны не случилось. Дело ограничилось, собственно, только секретным докладом Хрущёва. Ну и кое-какими внутренними изменениями. Но Сталин даже не покинул своего ложа в мавзолее возле кремлёвской стены. Поэтому сторонники Сталина ограничивались глухим ропотом на своих кухнях. А вот после XXII съезда, который произошёл в 1961 году, началась настоящая десталинизация, с выносом тела, сменой названий, ликвидацией памятников и т.д. А кроме того, к этому времени и отношение к Хрущёву у многих изменилось. С одной стороны он конечно переселил миллионы людей из сталинских бараков в пятиэтажные дома с удобствами, с другой, периодически устраивал вещи, от которых страну лихорадило. Карибский кризис и кукурузная кампания – первое что приходит на память в этой связи. В общем, как бы то ни было, сталинисты получили второе дыхание и стали вести себя более бойко. А тут ещё в 1965 году под протекторатом заместителя председателя Совета министров РСФСР Вячеслава Кочемасова было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое на старте имело благую цель – восстановление памятников, восстановление исторической памяти и т.д. Но вокруг ВООПИК стали концентрироваться высокопоставленные сталинисты, которым тоже захотелось восстановить кое-какие памятники. В общем, к середине 60-х в печати и просто в кулуарах разных знаковых мероприятий стали мелькать мысли о том, что «Сталин – это ого-го» и, что «Борьба с культом личности – это огромная ошибка, если не преступление Хрущёва». Собственно, эти мыслишки, хотя и изрядно протухшие, добрались в итоге и до наших дней. Но я сейчас не об этом.

Естественной реакцией на попытки «сталинского ренессанса» стала встречная реакция советской научной и творческой интеллигенции, вылившаяся в т.н. «Письмо двадцати пяти» – открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства, написанное 14 февраля 1966 года в адрес Л.И.Брежнева о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации И.В.Сталина». Это письмо среди прочих подписали такие люди, как академик АН СССР Пётр Капица, члены Союза писателей Валентин Катаев и Константин Паустовский, режиссёры Михаил Ромм, Марлен Хуциев и Олег Ефремов, актёр Иннокентий Смоктуновский и др. Это были люди, которые много сделали для советской науки и культуры и которых было крайне затруднительно записать в маргиналы. Чуть позже в том же году в адрес ЦК КПСС было написано «Письмо тринадцати», которое поддержало подписантов «Письма двадцати пяти». Среди подписантов этого письма был самый лучший советской пропагандист военной поры Илья Эренбург, математик и академик А.Н.Колмогоров, режиссёр Григорий Чухрай, артист Игорь Ильинский и др. Копии писем активно ходили по рукам, в прессе стали печататься статьи с разными намёками – как со стороны «сталинистов», так и со стороны противников реабилитации. В общем, что бы там ни планировал Брежнев, но в Политбюро поняли, что попытки реабилитации Сталина будут встречены в штыки подавляющей частью советской интеллигенции. И вопрос был до поры до времени снят.

Естественно, что Георгий Полонский находился под большим влиянием от всего этого. И также совершено очевидно, на чьей он был стороне – на стороне авторов писем против реабилитации Сталина. И вот, собственно, о чём происходит двусмысленный диалог Ильи Семёновича Мельникова и директора школы. Мельников вспоминает «Вязьму 1941 года» – то есть ужасный разгром Красной армии в 1941 году, что является одной из самых «блестящих заслуг» Сталина. Мельников не случайно вспоминает строчки «На холмах Грузии», намекая на родину Сталина, а потом тут же оттеняет эти романтические образы резким «а можно написать кляузу на соседа» – сталинское время славилось анонимками друг на друга, по которым людей хватали и бросали в концлагеря. Поминает он и переписывание истории путём изъятий фамилий и фактов – и опять же, всем зрителям второй половины 60-х было прекрасно известно, что при Сталине постоянно вымарывались имена людей, которые были репрессированы.

В общем, однозначно, Илья Семёнович Мельников высказывает своё полное неприятие возможности реабилитации Сталина. Директор школы Николай Борисович по существу с ним не спорит, а только старается его убедить не слишком обращать на это внимание. Актёр Михаил Зимин, кстати, который сыграл директора, внешне очень напоминает типичного коммунистического функционера средней руки того времени. То есть в этом диалоге – который уже почти не понятен современному зрителю – авторы показали спор между коммунистическими номенклатурщиками, которые не видят беды в частичной или полной реабилитации Сталина, и советской интеллигенцией, которую олицетворяет учитель истории Илья Семёнович Мельников, и который активно против этого протестует.

«Он не так глуп, – говорит Мельников в другой сцене про чиновника, накатавшего ему ультиматум на казённой бумаге. – Его вдохновляют воспоминания». Опять же, речь о том, что недобитый сталинский кадр, которого вдохновляют воспоминания, пытается вести себя как раньше. При этом сам Мельников относит себя к революционным романтикам – вспомним сцену, в которой он почти с восторгом рассказывает о революционном лейтенанте Шмидте. А то, что фильм был очень тепло встречен зрителями конца 60-х годов показывает, что в то время большинство людей – которые в отличие от людей нашего времени прекрасно понимали суть этого диалога – также были против реабилитации Сталина.

Если я так подробно остановился на обрисовке исторического контекста, в котором был написан сценарий, то лишь для того, чтобы показать, что учитель истории Мельников не так прост. Да, у него есть черты, которые вызывают неприятие. Или, как сказал ему директор: «уважать тебя можно, любить – нельзя». Впрочем, Мельников и не добивается ничьей любви. А когда любовь вырисовывается в лице учительницы Натальи Сергеевны, то поначалу ведёт себя так, словно он её чуть ли не ненавидит. Правда потом начинает сближение.

Интересные факты о фильмах

Я начал с того, что продекларировал, что мне фильм «Доживём до понедельника» всегда нравился. Но чем? Уж во всяком случае не сценой в кабинете директора. И если по гамбургскому счёту, ответить на этот вопрос я так сразу и не смогу. Фильм-то, положа руку на сердце, глубоко депрессивный.

Дело происходит в Москве осенью. А что может быть более депрессивного, чем осенняя Москва с этим вечным низким серым небом. Мать Юрия Долгорукова наверное и в самом деле была англичанкой. Потому что только сын англичанки мог себе для дачи выбрать такое унылое место, как излучина Москвы-реки с её частыми пасмурными днями. Однако, с другой стороны, это мой родной город и именно эта осенняя депрессивность лучше, чем что-либо ещё, напоминает мне школьные годы. Эти длительные уроки, когда за окном почти всегда одно и тоже – пасмурно или дождь. Мельников, кстати, и сам это ощущает, обращаясь к своей матери он говорит: «Ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность. Моросит. Ветрено. Темнеет…» Да и одной из музыкальных тем фильма является песня «В городе дождь». Моросит. Ветрено. Темнеет. Да, это осенняя Москва. И она является сценой, на которой разворачиваются довольно неуютные события фильма.

Интересные факты о фильмах

Линия учителя истории Мельникова постоянно переплетается с темой любви его ученика Гены Шестопала к однокласснице – красавице Рите Черкасовой. В фильме есть эпизод, в которой Шестопал и Рита остаются вечером одни в пустой школе, в спортзале. Такой парафраз на похожую сцену из фильма «А если это любовь?» Только там герои фильма оказались одни в лесу.

Шестопал маленького роста и достаточно болезненно переживает, что не интересен Рите, маскируя свои чувства показным цинизмом на уровне хамства: «Умом я понимаю, что ты не луч света в тёмном царстве». Гена Шестопал – это как бы alter ego Ильи Семёновича Мельникова, который тоже как-то странно ведёт себя с молодой учительницей, которая ему нравится и нравилась – это очевидно – ещё когда она была школьницей. Не случайно Шестопал импонирует Мельникову. Но Мельников была на войне, совершил подвиг – вытащил раненого друга.

А Шестопал? Шестопал тоже совершает свой подвиг.

Он уничтожает бумаги с фальшивым «Счастьем», символически сжигая сочинения, написанные на провокационную тему. Он не мог конечно слышать рассуждений учителя Ильи Семёновича в кабинете директора на тему того, что «бумага всё стерпит», но словно ощутил этот посыл Мельникова.

Интересные факты о фильмах

И заслужил уважительный взгляд своей любимой Риты. Ради такого взгляда можно и на плаху. И казнь начинается. Генку Шестопала уводят к директору «с вещами» – ещё одно напоминание о сталинских репрессиях. И конечно же учитель Мельников бросается спасать своего ученика.

И спасает. После чего удостаивается от своей бывшей ученицы взгляда, полного любви.

И учительница сообщает учителю тайну – Шестопал написал в своём сочинении, которого уже никто никогда не прочитает, одну единственную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают». И всё. Учитель Мельников тает.

Интересные факты о фильмах

Последняя фраза фильма: «Дядь, вставай, а то простудишься», сказанная младшеклассником обалдую Сыромятникову, которого учительница приложили по лбу дверью. У Ильи Семёновича Мельникова возможно установятся отношения с учительницей Натальей Сергеевной Гореловой. Но Генка Шестопал никогда не добьётся любви Риты. Собственно, ему она тоже может сказать: «Уважать тебя можно; любить – нет». Так что в этом смысле хэппи-энда не будет.

Так за что мне нравится фильм «Доживём до понедельника»? Не знаю. Просто нравится – и всё. Хотя депрессии там больше, чем оптимизма. Хотя нет там никакого хэппи-энда. Хотя Илья Семёнович Мельников порой вызывает раздражение. Но фильм в целом нравится. Возможно это единственный советский фильм, который вызывает у меня ностальгию по школьным годам. То есть это на уровне ощущений, а не логических рассуждений.

(germanych)

0

275

Нужно ли ему развивать память?

В фильме «Доживём до понедельника» есть характерный и отлично сыгранный эпизод, где учитель Мельников беседует с матерью двоечника-танцора. Мальчик явно не блещет. А ему и не надо. Он уже нашёл себя — в танце. Но учитель довольно грубо выговаривает его маме — измученной, рано постаревшей тётке, замотанной в платок. Мол, парню надо не ноги тренировать, а память.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Мама констатирует: «Выгонят его из этого ансамбля, куда же он пойдёт?» Она чётко понимает: в подворотню, а затем — пройдя «курс наук» в детской комнате милиции — быть может, в тюрягу. Мало перспектив у этого пацана. Точнее, одна — яркая. У него талантливые ноги. Он отыскал свой путь. А учитель Мельников настаивает, что «память и речь» надо развивать.

Представим себе, что Вова бросил танцы и стал по совету учителя налегать на историю, на речь и память. Станет он круглым отличником? Вряд ли. Даже крепким хорошистом — не станет. Годным троечником. ПТУшником. Который с горя начнёт бухать — там же сказано, что папа у Вовочки - «потомственный алкоголик». Разумеется, тут вопросы к маме: зачем она от такого рожала? Где были её-то мозги? Её речь и память — они-то где?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Но что вышло — то вышло. Мальчик вырос и его надо как-то воспитывать. А он «до полутора лет головку не держал» и все говорили, что не выживет. И — дразнили Вовку доходягой. Это — превеликое счастье, что у него хотя бы физические данные отменные. Не просто шанс. Это — подарок судьбы. Пусть уж отплясывает — как знать, быть может, солист получится. Или хотя бы — нормальный человек без ущерба.

Я видела таких ребят во дворе — их никто не водил на танцы. Зато их гнобили в школе и таскали на педсовет. Затем они перешли под опеку детской комнаты милиции. Многие — сели. За решётку. Были и другие — мягкие варианты. Когда гениальных детей-художников, которым не давалась (например) математика, ставили в условия: либо подтягиваешь «точные науки», либо — уходишь из художки.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

Знавала девочку-музыкантшу, этакую не от мира сего — она вставала на уроке и таращилась на преподавателя. Хуже всего она понимала физику и химию. Вообще доводила до истерики учителей Училась на двойки, но великолепно играла на 2-х музыкальных инструментах. Ей повезло с родителями — они «забили» на дочкины прорехи в области химии и биологии (равно как всего остального).

Тройки ей всё равно вывели, а Дина спокойно играет на фортепиано где-то в Германии. А прогнись она и — что важно — её папа-мама под крики завуча: мир получил бы дёрганую истеричку. Или ещё того хуже. Подобных детей надо пестовать ещё бережнее, чем нас-обыкновенных. Они - баловни Фортуны. Знавала я и людей, которые сами «подтягивали» то, к чему не был расположен их мозг. Да и душа — тоже.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

...Мол, у меня вот тут слабый трояк — я дожму до четвёрочки. А там, где у меня пять с плюсом, я и так знаю неплохо. В результате получалось среднее арифметическое, то есть средне-серое нечто. И там, где «дожали» - не особо хорошо, и то, что дано природой — куда-то уходило. Ибо таланты надо развивать — ежедневно и ревностно. А не кидать себя на штурм ненужной и бесперспективной крепости.

Зина Корзина (с)

0

276

Кстати, вот:

"Доживем до понедельника", яркий пример тенденций кинематографа конца шестидесятых годов.

0

277

alecSvan написал(а):

Кстати, вот:
"Доживем до понедельника", яркий пример тенденций кинематографа конца шестидесятых годов.


Не согласна с автором размышлений. "Доживем до понедельника" - это один из немногих фильмов, где герои живые и многогранные, а не картонные декорации с надписями на них, этот "хороший", а этот "плохой", тот "горячий", а тот "мокрый и сухой"... Человек - это многогранное создание, и тяжело по одному или нескольким поступкам сказать, что он плохой или хороший.

0

278

Выгодный жених

В кинокартине «Москва слезам не верит» есть несколько проходных героев, которые появляются в одном эпизоде, а потом более нас не тревожат. Это создаёт ощущение реальной жизни. Таков, например, персонаж Владимира Басова — он представляется двушкам, как Антон, юношам — как «Круглов, зам начальника главка», а своё отчество он — по его же словам — приберегает для подчинённых. Он немолод и (будем честными) не хорош собой — зато импозантен и при должности. Выгодное знакомство.

Интересные факты о фильмах

Как вы помните, Людмила более всего хотела удачно выйти замуж, в связи с чем и устроила этот смотр женихов, где собрала все свои «трофеи» на званый ужин. Чтобы поиграть и выбрать. Кстати, и Рудик-с-телевидения изначально был знакомым Людочки, а уже потом ему понравилась Катя, «младшая дочь профессора Тихомирова». Как мне думается, всех этих кавалеров не Людмила отсеяла, а они — разошлись. Одним она показалась глупой и ненатуральной, другие — просекли, что эта милашка никакая не принцесса.

Интересные факты о фильмах

А вот хоккеист Гурин единственный, кто ...остался. По факту, по правилам тогдашних матримониальных игр такая Людочка должна была выбрать именно Круглова с его статусом и возможностями. Круглов - это своя квартира, машина, дача, спец-паёк и спец-обслуживание. В те годы писалось много фельетонов на тему: очаровательная кокетка лет двадцати женила на себе начальника или профессора. Таких девушек осуждали, а начальников — стыдили.

Интересные факты о фильмах

Потому что в большинстве случаев маячила и третья сторона — первая супруга начальственного ловеласа, которую беззастенчиво бросали ради хорошенькой девушки, часто — примитивной и жадной до материальных благ. В те годы сформировался и укрепил свои позиции руководящий слой, состоящий из 45-60-летних зубров, у которых с одной стороны было всё, а с другой - их уже не могли расстрелять за ошибку.

Интересные факты о фильмах

Но Люда упустила ценного Круглова. По своей глуповатой натуре. Она из тех, кто умеет ловить, но не умеет удерживать. Более того — Круглов обескуражен. Он, судя по всему, надеялся, что найдёт Людмилу одну... Без всякой «сестры» и тем паче — без компании молодых, красивых парней. У них, конечно, нет кабинетов из дуба и кресел и кожи, зато есть наружность и перспективы — в новом, непонятном Круглову социуме.

Интересные факты о фильмах

...Оттепельном социуме. Когда не принято молчать — об этом и возникает застольная полемика. Круглову - обидно. Он из тех, кто выжил и возвысился. А его совсем не уважают эти мелкие стиляги. А Круглов так старался — приволок дорогие консервы и приличный алкоголь, да и вообще он всем видом показывает: я рассчитывал на другое! Впрочем, он, судя по всему, первым от всего этого и сбежал...

Зина Корзина (с)

0

279

Депрессивный карнавал

Замечательный и - примечательный фильм «Карнавал» именуется «лирической комедией», тогда как ничего смешного и даже весёлого в нём нет. Вообще. В детстве казалось уморительным, что персонаж Ирины Муравьёвой «подменяет» циркового медведя и - катается на роликах гораздо хуже него. Сейчас и оно представляется дикостью. Остальное же вовсе — мощная и неодолимая беспросветность. Депрессивный стиль. По радио поётся «Нам нет преград?» Вам есть преграды.

Интересные факты о фильмах
Депрессивный стиль. По радио поётся «Нам нет преград?» Вам есть преграды.

Нам специально показывают не талантливую, среднюю девушку, а не самородок. И транслируют: сидите там, где предначертано! Места в богеме и в искусстве заняты. И не такими, как вы. Вас могут пользовать — иной раз даже в качестве любовниц (временных), а потом — быстренько менять на что-то более годное (тех, впрочем бросят столь же равнодушно). Да, вы годитесь у нас тут для работы нянями, курьерами в службу быта, подсобными рабочими и да — «заменителями» учёных медведей.

Интересные факты о фильмах
Нам специально показывают не талантливую, среднюю девушку, а не самородок. И транслируют: сидите там, где предначертано!

Конечно, финал вроде бы как — открытый и в ряде статей говорится, что сценарий подразумевает грядущий триумф Нины Соломатиной. Мол, заключительная сцена — это не очередная фантазия бездарной милашки, но — блестящая реальность и мечта непременно сбудется. Но всем — в том числе и детям в зрительном зале 1981 года, было ясно — всяк сверчок знай свой шесток. Сиди в своём провинциальном болоте и трудись на фабрике. Не лезь со своим 48-м размером в калашные ряды.

Интересные факты о фильмах
От барчука Никиты ожидать порядочности было бы даже странно (он не сильно порядочен в отношении своих родственников, чего ждать здесь?).

Кстати, творческие люди в кадре показаны этакой мелкой сволочью и если от барчука Никиты ожидать порядочности было бы даже странно (он не сильно порядочен в отношении своих родственников, чего ждать здесь?), то импозантный папа, кажущийся в первой серии таким красавцем-романтиком и где-то — жертвой обстоятельств — вот он и есть подонок. Но — в пределах закона. Не вор и даже не спекулянт. Ему такая дочурка-печурка не особо интересна — она уже изначально - существо не его сорта, круга, вида.

Интересные факты о фильмах
Ему такая дочурка-печурка не особо интересна...

Да, увидев дочь впервые, он вспомнил юность и — ошибки той юности. А потом Нина стала ему опять не нужна. Он умудрился «забыть» о ней. Второй раз забыть. Ещё дивный, хотя эпизодический персонаж, - дочка друга Соломатина-старшего. Этакая равнодушно-пресыщенная хиппушка. Ленивая грация пантеры, которой даже не надо охотиться — всё принесут на блюде. Главная идея этого жёсткого и вовсе не забавного кинофильма: все красивые места заняты.

Интересные факты о фильмах
Ещё дивный, хотя эпизодический персонаж, - дочка друга Соломатина-старшего. Этакая равнодушно-пресыщенная хиппушка

Это вам не предвоенные и даже не 1940-е годы, когда шло стихийное формирование новой элиты и путь наверх казался прямым и лёгким (если, конечно, не расстреляют в дороге — за растрату казённых средств или правый уклонизм, который при ближайшем рассмотрении оказывался всё той же растратой). К концу 1960-х годов элиты сформировались, а девочкам формата Нины Соломатиной горячо рекомендовались профессионально-технические училища.

Интересные факты о фильмах
К концу 1960-х годов элиты сформировались, а девочкам формата Нины Соломатиной горячо рекомендовались профессионально-технические училища.

Безусловно, исключения были, как есть они в любом обществе — даже в условиях крепостного права люди становились великими живописцами или, например, актёрами — как легендарный Михаил Щепкин. Однако же повторюсь — в эпоху, именуемую ныне Застоем, пробиться «из ниоткуда», из ничего оказывалось крайне сложно. У того же Соломатина растёт сын - его надо пристраивать. У других мастеров околовсяческих искусств - тоже.

Интересные факты о фильмах
Карнавал в Европе — это мир-перевёртыш, когда служанка или цветочница на время костюмированного бала могла стать графиней и даже принцессой.

Карнавал в европейской традиции — это мир-перевёртыш, когда служанка или цветочница на время костюмированного бала могла стать графиней и даже принцессой. Пофлиртовать с маркизом, примерить поддельное колье и выдать его за фамильные бриллианты, потанцевать с королевским отпрыском. Возможность на пару часов или — одну ночь. А потом - карета превращаются в тыкву. Нам и показали девушку-тыкву, которой не судьба стать принцессой. Ей тесна хрустальная туфелька. Да и нужна ли?

Зина Корзина (с)

0

280

Зачем ему молодая любовница?

На этот вопрос многие современные люди ответили бы односложно: «Как зачем? Красивое, юное мясо! Возможность иметь c ней кучу крепеньких сыновей!» И будет неправ этот ярый, сексуально-заточенный современник. Ибо! Надо всегда смотреть на героя через призму эпохи. Да. В аграрно-сырьевом обществе, где курс — на почитание традиций, скреп, исторических «корней», всё будет именно так: умудрённый «патриарх» берёт к себе на ложе длинноволосую юницу с осиным станом, пышной грудью и могучими бёдрами. Или — оставляет пожухлую супругу — ради горячей любви и непременной многодетности рода.

Интересные факты о фильмах
Но герой «Полётов...» почему-то сильно привязан к девочке Алисе — непосредственной и примитивной. Не уважает, но любит. Почему?

А вот «индустриальный» менталитет 1960-1980-х подразумевал иное — женились на ровесницах, заводили романы с одногодками, уходили - но к своим. Подобно тому, как персонажи «Москва слезам не верит» ищут любовников в своей возрастной категории — Гоше не могла быть интересна Александра (например) просто априори. Потому как считалось, что любовь невозможна без «поговорить», без общего бэкграунда и совместного прошлого. Без вопроса: «Ты помнишь эту песню 1967 года?» Но герой «Полётов во сне и наяву» почему-то сильно привязан к девочке Алисе — непосредственной и примитивной. Не уважает, но любит. Почему?

Интересные факты о фильмах
Что ему делать с сорокалетней тёткой? Неслучайно, что ему тоскливо с женой.

Зачем авторам был нужен этот маркер? Посмотрите, как ведёт себя Макаров. Он не хочет работать, прогуливает, катается по городу, гоняет каких-то мальчишек, улюлюкает им вслед. Что-то болтает о «полётах» во сне и наяву. Что ему делать с сорокалетней тёткой? Неслучайно, что ему тоскливо с женой. Более того, у него была когда-то иная любовница — гораздо более красивая, чем пухлощёкая Алиса и уж точно — гораздо более умная, стильная и тонкая. Её играет Людмила Гурченко. Тоже не случайно. А он её оставил — женщина-осень до омерзения скучна мужчине, у которого майские грозы в голове и прочее буйство ритма.

Интересные факты о фильмах
Всё объясняет кухонный разговор Макарова с начальником — а точнее с бывшим институтским другом, которого теперь надо звать Николаем Павловичем, а не просто Колькой.

Всё объясняет кухонный разговор Макарова с начальником — а точнее с бывшим институтским другом, которого теперь надо звать Николаем Павловичем, а не просто Колькой. Хорошенько напившись, друзья откровенничают о жизни: ты, Сергей Макаров, был крутым в институте и я тебе завидовал. И — вразнобой, пьяненько ноют песню Булата Окуджавы. Так вот, Макаров навсегда застрял в 1960-х, когда ему всё нравилось и все ему завидовали. Даже его теперешний босс. Тогда было круто, весело, молодёжно, футуристично!

Интересные факты о фильмах
Так вот, Макаров навсегда застрял в 1960-х, когда ему всё нравилось и все ему завидовали.

Человек может психологически «застрять» в том времени, когда ему всё удавалось и потом всю жизнь сидеть в этой странной нише. Макаров до сих пор ведёт себя, как парнишка-шестидесятник, этакий «аксёновский» мальчик с ветром в голове, но — талантливыми идеями. Которые — о, ужас! - перестали быть нужными. Отсюда и тяга к двадцатилетней дурочке — она его не только слушает, полуоткрыв ротик. Она помогает ему и далее ощущать себе — студентом-гением. Не столько гением, сколько именно студентом. Но и Алиса уходит к пареньку-сверстнику — его чудесно играет Олег Меньшиков.

Интересные факты о фильмах
Но и Алиса уходит к пареньку-сверстнику — его чудесно играет Олег Меньшиков.

И главная беда «летающего» Макарова в том, что он не смог преобразовать свои таланты во что-то более-менее ценное. Конкретно эти люди — разочарованные пацаны-шестидесятники - впоследствии и поддержали Перестройку — она чем-то напомнила им буйные-шестидесятые, Оттепель. Им сделали инъекцию молодости. А пока — только младая дева, которая щебечет, подпрыгивает, смешно тупит. И мир становится на двадцать лет моложе. Можно и полетать.

Зина Корзина (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах