Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 301 страница 310 из 392

301

«Весёлые ребята» - фильм про Америку

Кинокомедия «Весёлые ребята» отличается не только от прочих шедевров Григория Александрова, но и вообще от остальных советских фильмов. Главным образом тем, что она ...не советская, не русская и не европейская. Она — американская. Общеизвестно, что Александров бывал в США и, в частности, в Голливуде, но «Весёлые ребята» - это не просто вещь, созданная по голливудским лекалам, она — глубинно, по духу — американская. Авторы придали её героям повадки и привычки жителей Нового Света. Но всё по порядку.

Интересные факты о фильмах
Герой Леонида Утёсова не только «обычный парень», но именно cowboy, хотя среди его подопечных есть не только лишь коровы.

Но и с голливудским каноном всё — сложнее, чем кажется. На поверхности — история простака и лузерши, которые благодаря талантам становятся звёздами столичного шоу. Фоном — шумит джаз-банд. Блондинка бродвейского типа демонстрирует ножки. Американизмы — в другом. Например, герой Леонида Утёсова не только «обычный парень» (допустим, токарь), но именно cowboy, хотя среди его подопечных есть не только лишь коровы. Ковбои уже в 1910-1920-х сделались культовой темой в USA-синема. Потом Анюта — верхом на быке — демонстрирует нам чудеса и ужасы классического родео.

Интересные факты о фильмах
Далее Костя Потехин, переодевшись в сюртук и цилиндр своего учителя-немца, становится похож на плакатного Дядю Сэма...

Далее Костя Потехин, переодевшись в сюртук и цилиндр своего учителя-немца, становится похож на плакатного Дядю Сэма — вплоть до обшлагов, стоячего воротничка и красного банта. Не говоря уже о светлом цилиндре. Девушка Лена и её маман (в сценарии она значилась вообще, как мачеха) вообще непонятно, какого статуса. В 1920-х их можно было бы принять за нэпманш, а вот к 1934 году подобный образ жизни — но главным образом образ мысли (со служанками, приживалками и тунеядством) — это уже нечто потустороннее.

Интересные факты о фильмах
В 1920-х их можно было бы принять за нэпманш, а вот к 1934 году подобный образ жизни — но главным образом образ мысли (со служанками, приживалками и тунеядством) — это уже нечто потустороннее.

По ту сторону границы. Я как-то пыталась разобраться — кто же они? Да, похоже на жену и дочь крупного хозяйственника (см. Валентину из «Судьбы барабанщика») или учёного (см. булгаковскую Маргариту), но даже у них бытовые условия в 1930-х были скромнее (в 1950-х — могло быть и так, как изображено). Вот на оборзевших мисс и миссис из семьи какого-нибудь мистера Твистера они потянут. Но и это не самое забавное. Ну, допустим, что семья работника Торгсина действительно так жила.

Интересные факты о фильмах
Но — отношение к сокровищам — ровно такое, какое было у американских нуворишей к европейским ценностям, скупаемым в 1990-1930-х у обедневшей аристократии Старого Света.

Но... Откуда у них — бюст молодого Николая I работы Кристиана Рауха (его чистит Анюта) и — бюст работы Ивана Шубина? Его бездарная Лена и вовсе использует по сомнительному назначению. Хорошо, пусть натащили в Революцию. Но — отношение к сокровищам — ровно такое, какое было у американских нуворишей к европейским ценностям, скупаемым в 1990-1930-х у обедневшей аристократии Старого Света. Именно американка, дочь миллионера «из простых», поднявшегося после Первой Мировой войны, могла бы уродовать старинный шедевр, не понимая его сути.

Интересные факты о фильмах
Далее в кадре Большой Театр, который тоже используется примерно так же, как бюст работы Шубина.

Но и это не самое удивительное! Хабалка из семейства продвинувшихся Шариковых могла и в Брокгауза с Эфроном селёдку заворачивать. Общество! Социум, где есть богатые и бедные, а этот факт даже не обсуждается и не осуждается. Напомню ещё раз - это уже не НЭП. Далее в кадре Большой Театр, который тоже используется примерно так же, как бюст работы Шубина — в нём джаз-банд в драных портках играет какую-то новаторскую композицию — причём, не на саксофонах (инструменты промокли), а на губах. Трам-пам-пам. Анюта выплясывает в такт частушкам. Типичное made in USA.

Интересные факты о фильмах
Мюзик-Холл по статусу даже выше, чем Большой Театр - именно он является центром изначального притяжения главгероя.

Американцы возвели поп-культуру в разряд цивилизационных достижений, а потому весёлое show с рваниной и простонародной музыкой — must go on. В реальном Большом этого не могло быть в 1930-х уж точно. Александров и его коллеги создали беспрецедентный кино-образец: не проамериканский, а - штатовский фильм, где Мюзик-Холл по статусу даже выше, чем Большой Театр - именно он является центром изначального притяжения главгероя. В кадре - типично-голливудская картинка, с огнями реклам. Электрическая Америка, о которой писали Ильф и Петров. Страна равных и - разных возможностей...

Зина Корзина (с)

0

302

Герой ещё ненаписанного романа

Многие жулики и воры в советских детективах изображались, как существа, живущие «вопреки» Системе — они кутили в ресторанах, ездили на курорты с дамочками лёгкого поведения (как правило, из манекенщиц, продавщиц и маникюрш), предпочитали импортные вина и прочий «ямайский ром с коктейлями пряными», как в той песенке из «Бриллиантовой руки», но везде эти люди именно что «воевали» с Системой. То есть — активно выражали ненависть по отношению к экономической модели общества.

Интересные факты о фильмах
Козодоев живёт не «вопреки», а так, будто советской власти вообще нет в природе.

Их раздражала невозможность делать бизнес, покупать дорогую недвижимость, мотаться в бизнес-классе за границу — на «приличные» курорты. Допустим, Семицветов из «Берегись автомобиля» даже выдаёт, стеная: «Когда всё это кончится?» И его тесть чеканит: «Никогда», в чём оказался исторически неправ. Но вот другой персонаж Андрея Миронова — как раз из фильма, где поётся про ямайский ром — живёт не «вопреки», а так, будто советской власти вообще нет в природе.

Интересные факты о фильмах
У него — своя реальность, где он — этакий бонвиван и аристократ (по сценарию у него кличка Граф).

Геша Козодоев её (сов.власть) не замечает, и это даже не двойная жизнь Шефа - тот вынужден играть роль скромного труженика-середнячка, которому просто повезло найти клад. При всех. При хорошо знакомых людях, и они — эти люди — с удовольствием аплодировали Шефу на банкете в честь находки. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич», - гордо и честно произносит Шеф. Привычка жить в двух ипостасях.

Интересные факты о фильмах
Геша вальяжно «работает» манекенщиком (одна из самых не уважаемых в СССР профессий, особенно для мужчины), любит хорошо одеться и красиво выступить.

Геша особо не заморачивается — он, скорее всего, не стал бы сажать деревья на субботнике, как это вынужден делать бедняга-Шеф. Геша вальяжно «работает» манекенщиком (одна из самых не уважаемых в СССР профессий, особенно для мужчины), любит хорошо одеться и красиво выступить (конечно, не на свою смешную зарплату, составлявшую в те годы 65-80 рублей в зависимости от статуса дома моделей). У него — своя реальность, где он — этакий бонвиван и аристократ (по сценарию у него кличка Граф).

Интересные факты о фильмах
Козодоев живёт так, будто он — герой ещё ненаписанного романа «Остров Крым» Василия Аксёнова...

Интересно, что у ещё одного мироновского героя в «Достоянии республики» кличка Маркиз. Поведение - примерно такое же, как у Геши. Да, Козодоев живёт так, будто он — герой ещё ненаписанного романа «Остров Крым» Василия Аксёнова. Напомню, что по сюжету есть некая альтернативная реальность с «белогвардейским» Крымом, ставшим впоследствии капиталистической державой. Советский мир для него — заграница, а у них — сочетание псевдорусской лепоты и модернового буржуйского стайла — с автобанами, барами и девками, резвящимися в голубых бассейнах. Аксёнов — пижон с неразвитым вкусом, а потому вышла претенциозная пошлятина.

Интересные факты о фильмах
Шёлковая повязка - на подраненный глаз (как у полководцев галантных столетий).

Ровно такая же, в какой обретается наш Геша. «Отель 'Атлантик'», - с французским прононсом, а в квартире — милое созвучие западного минимализма с той самой лепотой (часть стены «под бревенчатый сруб», иконы, прялка). Странная - точнее, карнавальная - религиозность. А ещё — шикарный барский халат, в котором приятно выпить чашечку кофе после того, как принял ванну (слово «ванна» тоже выдаётся с прононсом). Шёлковая повязка - на подраненный глаз (как у полководцев галантных столетий). Да, Геше, в отличие от Шефа, не особо интересно быть жуликом.

Интересные факты о фильмах
Контрабанда предоставляет ему возможность пить шампанское, когда хочется, но при этом — не вкалывать с 9 до 17.

Он — плохой жулик. Без особого энтузиазма. Лёлик — тот хотя бы упёртый профессионал. Геша — нет. Для него жульничество — даже не драйв, как могло бы показаться с первого взгляда. Контрабанда предоставляет ему возможность пить шампанское, когда хочется, но при этом — не вкалывать с 9 до 17. Жульничает он с ленцой. И поёт об острове Невезения, где по ошибке очутился — ему бы на аксёновский «остров Крым», а он — тут, в странной реальности, где ему даже не прислуживают. Но он наловчился жить так, будто всего этого нет. Потому и снятся кошмары про «одну зарплату».

Зина Корзина (с)

0

303

«Интердевочка» как предсказание

Фильм «Интердевочка» сделан так себе, да и сюжет на троечку (повесть ещё хуже, написана коряво, скучно, плоско). Зато кино-вариант интересен ...в качестве предсказания. Но — всё по порядку. Перед нами — история ленинградской путаны Зайцевой, девушки не только красивой, но и целеустремлённой. Её задача — выйти замуж за обеспеченного иностранца и наконец-то свалить из обшарпанного Питера в какие-нибудь сказочные кантоны. Да ладно — хотя бы в соседнюю Финляндию, откуда наезжали симпатичные финны — бухнуть на Невском.

Интересные факты о фильмах
Однако же помыкавшись на чужбине, Зайцева взвыла. Скучно ей стало в стерильной Швеции.

Но Татьяне повезло чуть больше — ей сделал предложение целый швед. Пусть и лысоватый не Ален Делон. Однако же помыкавшись на чужбине, Зайцева взвыла. Скучно ей стало в стерильной Швеции. Не душевно у них там и материально. Всё кончилось трагически. Обычно мораль рисуется так: где родился, там и пригодился, а в подтверждение нам показывают любовь Татьяны к водителю международных перевозок — Виктору, который не просто из родного ей города, но и с одной улицы. Мол, к чему так далеко мотаться, когда Виктор был рядом всегда?

Интересные факты о фильмах
Ходил по той же улице. Ставил свою машину аккурат возле её подъезда. Это даже не увлечённость, а — ностальгия...

Ходил по той же улице. Ставил свою машину аккурат возле её подъезда. Это даже не увлечённость, а — ностальгия. Но всё чуть сложнее. Зачем Татьяна пошла на панель? За красивой жизнью. Шмотки, лейблы, шубки, импортные сапожки, всякая французская помада и обворожительный парфюм. В те годы публиковалось много статьей о феномене валютный «камелий» (точнее «дам с камелиями») и везде проводилась одна и та же мысль: девицы идут на подобные риски из-за вещей, которые можно купить исключительно на валюту.

Интересные факты о фильмах
И вот ради этого (простите) дерьма люди шли, как минимум, на унижение...

Сейчас тот список дольче-вита смотрится просто уморительно — вплоть до американских сигарет, японских плееров, импортной выпивки, продуктов питания — да-да, приобретаемых в валютных «Берёзках» - ассортимент в них был круче, нежели в «Берёзках» за чеки Внешпосылторга. И вот ради этого (простите) дерьма люди шли, как минимум, на унижение. Но — шли. Больше того! Ради импортных жвачек и джинсов советские люди (не проститутки, что характерно) отказались от социализма.

Интересные факты о фильмах
В те годы публиковалось много статьей о феномене валютный «камелий» (точнее «дам с камелиями»)...

Вот тут-то и соль. Танька Зайцева и ей подруги «работали» для того, чтобы иметь не_советский ширпотреб, ибо ничего элитарного у них (и на них) там не было. Их уровень — каталог «Отто» или «Квелле», картинки из «Бурды» и желания — оттуда же. Замуж за иностранца — это стремление уехать в страну, где можно купить баночную ветчину (ура!), блескучие туфельки (ура-ура!), миксер и двухкассетник (вообще —атас!). А уж колье и автомобиль, которые Ларсен дарит своей Татьяне, это вообще — круче полёта на Марс. Да-да. Круче.

Интересные факты о фильмах
А уж колье и автомобиль, которые Ларсен дарит своей Татьяне, это вообще — круче полёта на Марс. Да-да. Круче.

В тот момент люди были так заморочены страсть к лейблам, загранице и шикарным (то бишь — попсовым) штучкам, вроде брелков-наклеек-нашлёпок, что большинство населения выбрало бы поездку в Америку, нежели какие-нибудь созидательные приключения. И Татьяна заскучала и вспомнила Питер именно тогда, когда наелась. Купила всё, что могла. Обошла все кафешки и бутики. Устала от буржуйского ТВ с его 150 программами. И вот тогда ей стало тошно. Муторно. Тухло.

Интересные факты о фильмах
И Татьяна заскучала и вспомнила Питер именно тогда, когда наелась...

Да, человек развитый стал бы книги читать и страну изучать, но Танька — такая, как большинство. И этому большинству надо было дать, кинуть, сунуть все эти «Марсы» и «Сникерсы», чизбургеры и хот-доги, джинсы вырвиглазовых цветов (линяют при первой стирке) и серебристые босоножки (на картонной подошве). И тогда это большинство стало тосковать ...о Марсе. О том, что было-было. Но им надо было обожраться до омерзения. Как Таньке Зайцевой.

Интересные факты о фильмах
Возникает вопрос: была бы Зайцева (и не только она) счастлива, если бы ей оставили всё, как есть?

Возникает вопрос: была бы Зайцева (и не только она) счастлива, если бы ей оставили всё, как есть? В Ленинграде, с дефицитом барахла и пойла. Нет. Потому как она поняла, что шмотки и сто-пятьсот сортов сыра — это неважно, а с Ларсеном ей скучно только после того, как получила все эти блага. И, как сказал другой знаковый перестроечного кино: «Носи [пальто] и мечтай о чём-нибудь великом». Пальто — первично. Оно — базис. И коммунизм — это не аскеза, но удовлетворение материальных и духовных потребностей. И эту «войну» СССР проиграл Западу.

Зина Корзина (с)

0

304

Синдром Милы Руткевич

В кинофильме «Гостья из будущего» есть такой персонаж — Мила Руткевич, стабильная отличница без особых примет. В том смысле, что не блещет. Просто делает уроки и слушается взрослых. 70 процентов прилежания, 30 процентов — знаний. Такой тип отличниц — самый любимый у преподавателей. Ничего плохого. И хорошего тоже. Выучила — ответила. Шаг вправо — шаг влево и — паника. «В учебнике этого нет!» и «Мы это не проходили!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Гостья из будущего».

Поэтому круглых отличников никогда не посылают на Олимпиады — тот, кто стандартно учит, всегда стандартно излагает. От сих до сих. Для пятёрки. На Олимпиаде надо включать мозг на полную катушку, а у Милочек Руткевич всё по канону, без всплесков. У них даже любимых предметов не бывает. Ну, почти. Потому что надо успеть вызубрить и географию, и геометрию. Без эмоций. Эмоции - от пятёрок. Не от постижения.

Милы Руткевич страшно ревнивы — если они видят другую отличницу, они начинают закипать. Если отличника — ещё сильнее закипать, ибо мальчики — en masse умнее. Милы постоянно меряются пятёрками. Не знаниями! Но самый жуткий час, когда появляется талантливые Алисы. Безусловно, такое диво, как Селезнёва — это фантазия, точней — фантастика. Обычно это способности в какой-нибудь одной области — например, в физмате. Приходит юный гений и «бьёт» Милочку по самолюбию.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Гостья из будущего».

Как же так? Всегда она, а тут — вон та. Решает в уме, чувствует пространство (а не тупо учит доказательство очередной теоремы), знает в 6 классе какие-то неведомые формулы. Стараешься-стараешься, а в итоге продвигают не тебя. «Ничего особенного не вижу», - раздражённо бурчит Мила на уроке английского, когда Алиса шпарит про Лондон. Хотя, почему-то Алис и не особо любят учителя — напротив, они вгоняют в ступор вопросами и ...знаниями.

Весьма часто училками становятся такие вот Милы — сначала они любят свои пятёрки и оценивают мир с точки зрения аттестатов, а потом хотят и сами выставлять баллы. Так им ли обожать всяких Алис? Интересный момент — когда космические пираты убеждали Милу, что Алиса — ненормальная, та — поверила. Точнее, ухватилась за информацию, как за некое спасение. Ура! Всё становится на свои места. На это её купили.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Гостья из будущего».
Таких не бывает — всё дело в исключительной болезни, которая столь интересно проявляется. Конечно, Руткевич — не гадина. Однако зависть в ней — крепка и мощна, как вторая натура. Самое главное для таких девочек (мальчики не так заморочены, даже зубрилки) — это вовремя спохватиться и перестать быть Милой Руткевич, иначе — крышка. Точнее — никакой радости от учёбы. По себе знаю. Но мне удалось! Я когда-то вырвалась. Урррра!

Зина Корзина (с)

0

305

Почему забылся «Плюмбум»?

Когда этот фильм вышел, о нём писали все, кому не лень. Кому лень — те тоже писали. У одной перестроечно-креативной учительницы даже сочинение по литературе «на свободную тему» было: считаю ли я Плюмбума приличным человеком? Или он — сволочь, каких мало? Да-да, именно сволочь и садист. Но — как? Почему? Обо всём по порядку. Лента «Плюмбум или Опасная игра» совпала с началом Перестройки, а этот процесс был направлен (изначально) вовсе не на реставрацию капитализма, а на оздоровление уже существующего общественного порядка.

Интересные факты о фильмах
Авторы «Плюмбума» нас предупреждали-пугали: юный «свинец» (Pb) - наш современник и он в своей пламенной борьбе использует самые крайние средства.

Людей призывали бороться с бюрократией-кумовством-взятками, говорить правду, вспоминать ленинские нормы и уничтожать на корню привилегии. И вообще - биться со скверной и переть дорогой верной! Так жить нельзя! Мы - погрязли! Поэтому возник образ злого мальчика-борца, с одинаковой непримиримостью относящегося к посторонним и — к своим. «Павлик Морозов жив!» - орали магнитофонные колонки времён Гласности. Авторы «Плюмбума» нас предупреждали-пугали: юный «свинец» (Pb) - наш современник и он в своей пламенной борьбе использует самые крайние средства.

Интересные факты о фильмах
Руслан Чутко (так его зовут! Чуткий...) воспринимает мир с враждебностью малолетки, пересилившего себя, и потому решившего исправлять других...

Руслан Чутко (так его зовут! Чуткий...) воспринимает мир с враждебностью малолетки, пересилившего себя, и потому решившего исправлять других. Вернее — топтать. Со смаком. Парень становится этаким «санитаром общества» и добровольным помощником милиции — выслеживает преступников, сдаёт бомжей, ловит собственного папу, любителя рыбной ловли в неположенном месте. Больше того - он его бесстрастно допрашивает. Что его подвигло? Только ли не проходящая обида на взрослого парня, когда-то отнявшего магнитофон? Или собственная непрезентабельность? Всё вместе. И - ещё...

Интересные факты о фильмах
Его родители — псевдо-романтические шестидесятники, ноющие под гитару свои походные песенки...

Его родители — псевдо-романтические шестидесятники, ноющие под гитару свои походные песенки. Люди-схемы, произносящие какие-то общие фразы. Жутко лживые. Такое чувство, что у Плюмбума папа-мама — какие-то биороботы, в нужный момент улыбающиеся и — затягивающие очередное «визборо-окуджавство». Плюмбум — копия Железной Кнопки из «Чучела». Просто брат-близнец - жестокость, правдолюбие, металлическая кличка. Их можно поменять местами без ущерба для сюжета: Свинец-Чутко мог бы сжигать пугало, одетое в платье Лены Бессольцевой; Железка-Миронова могла бы допрашивать своего отца.

Интересные факты о фильмах
В середине 1980-х возник социальный запрос на такой типаж, но он же — таил в себе опасность...

В середине 1980-х возник социальный запрос на такой типаж, но он же — таил в себе опасность. Своей — не то комиссарской, не то сектантской лютостью. Нас как бы предупреждали: перестраиваемся, боремся с гадами, становимся чище, перестаём врать, но не перегибаем палку. Писались статьи на тему: разоблачаем сталинизм, но не сталинскими методами! Не скатываемся в жесть! То есть — в свинцовость. Все опасались, что в процессе Перестройки начнутся «разборки» в стиле партийных «чисток» и опять начнётся махание шашкой. Или - свинчаткой.

Интересные факты о фильмах
Но нет. Павлики Морозовы новой формации не получили подпитку.

Однако всё вышло самым противоположным образом — такие, как Плюмбум, остались на обочине. Их металлическое правдолюбие никому не сдалось, ибо перестраивать сделалось неинтересно. И — не нужно. Боялись, что вся молодёжь обратится в армию Плюмбумов и пойдёт крушить мир отцов. Но нет. Павлики Морозовы новой формации не получили подпитку. Борьба с жлобами и ворьём увязла в разговорах. Лучше уж открыть кооператив и нанять пару-тройку бывших снайперов. Интересен аурум, а потому — чего бояться плюмбума? Его и забыли довольно скоро - пришли иные типажи.

Зина Корзина (с)

0

306

Парижский шик «Карнавальной ночи»

Кинофильм «Карнавальная ночь» - это не просто комедийно-музыкальный фильм; это — некий манифест новизны, которая воплощается в публичном унижении косного дундука Огурцова. Но есть в этой кинокартине 1950-х ещё один важный аспект — демонстрация модного стиля, и его носительницей показана Лена Крылова, героиня Людмилы Гурченко. Ещё в конце 1940-х в Париже возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность.

Интересные факты о фильмах
Возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность.

Типаж появился, как отрицание «спортивной ярости» 1930-х-1940-х, а в ещё большей степени — как воспоминание о точёных женщинах былого времени, когда у дамы не было иной заботы, кроме как подобрать ленточки для шляпки и кружево на манжеты. Изобретение, точнее — возрождение этого образа приписывают Кристиану Диору с его New Look-ом (опять же, взгляд вовсе не новый, а как раз намеренно ретроспективный). Типаж перестанет будоражить уже в конце 1950-х, сменившись подвижным и тощим силуэтом, но пока царил именно он.

Интересные факты о фильмах
Все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство...

В Советском Союзе New Look был, по факту, невозможен — до середины 1950-х держался довоенный формат красоты, связанный с выносливостью и деторождением, а все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство. Не как образ жизни, а как некий очаровательный идеал. Мечта. Выйти замуж за миллионера и выбирать колье. В 1950-х в журналах демонстрировались изысканные молодые леди в манто, длинных юбках и в — утягивающем белье.

Интересные факты о фильмах
Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен.

Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен. Не в качестве основного (кстати, в США или, например, в Италии этот вариант тоже не рассматривали в качестве единственного — там царили мощные формы Мэрилин Монро и Джинны Лоллобриджиды). Героиня Людмилы Гурченко — лёгкая, но не легкомысленная. Созданная для порхания, но — лишённая «стиляжной» лености.

Интересные факты о фильмах
Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами.

Найти «золотое сечение», чтобы остро-западный стиль мог казаться жизнеутверждающе-советским, сверх-советским. Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами. Обе красавицы как бы воплощают «тоталитарный» и — новый, западнический варианты. Неслучайно, персонаж Тамары Носовой — не просто работница клуба, но именно личный ассистент Огурцова.

Интересные факты о фильмах
Героиня Людмилы Гурченко и типажи из пособия по кройке и шитью.

Вообще, «Карнавальная ночь» - это о войне стилей, как и другой фильм раннего Эльдара Рязанова - «Дайте жалобную книгу» - при общей сюжетной несхожести, тут явное сходство в главном - в мотивах этой борьбы. И если мир Леночки Крыловой ещё как-то мирится с лепниной и балюстрадами сталинского ДК, то герои «Жалобной книги» и вовсе ломают стены. Директор Огурцов - не просто слон в посудной лавке, он - устарел, как вид и формат.

Зина Корзина (с)

0

307

Калугина: выдавить из себя «совка»

Можно ли было себе представить, что героиня «Девчат» бывалая Анфиса учит несмышлёную Тосю правилам ношения брошек-рюшек-манишек, и только после этого Илья Ковригин влюбляется в преобразившуюся повариху? Или чтоб рабочий Савченко из «Весны на Заречной улице» уходил от учительницы — к яркой мещанке Зиночке? Потому что первая — мымра и не умеет носить модные платья. Или — так: монтажница-высотница Катька из комсомолки-общественницы превращалась в лёгкую девицу, предпочитающую броские расцветки и рискованное прикуривание у всякого кавалера? Нет, правда?

Интересные факты о фильмах
Они и смотрятся этакими дурами. Никого не восторгают. Пока не переоделись. Ну, или хотя бы не поплакали, как это сделала мадам Калугина.

А теперь вспомните культовые комедии эры Застоя, где работящую, забывающую о себе, труженицу (Людмила Прокофьевна Калугина) или — честную общественницу (Надька Клюева), ну или, допустим, правильную, скромную библиотекаршу (Вера Силкова) считают мымрами и пытаются сделать из них «нормальных», то есть — по сути — мещанок. Им говорят: будь проще, люби себя, не живи для других. Они и смотрятся этакими дурами. Никого не восторгают. Пока не переоделись. Ну, или хотя бы не поплакали, как это сделала товарищ Калугина.

Интересные факты о фильмах
Даже сама Калугина говорит: «У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать»

Я вовсе не пытаюсь сказать, что мода — это плохо. Вопрос в расстановке смыслов. До конца 1960-х были одни акценты, потом явились — иные, точнее противоположные. Тося не нуждалась в косметике, чтобы привлечь местного мачо Ковригина, тогда как Анфисе та косметика вовсе не помогла. Напротив. Её всей бригадой уговаривали не рыдать - мол, даже такая, как ты, найдёшь любовь. В 1970-х наоборот шло осмеяние активисток — на примере той же месткомовской фурии Шурочки. Быть общественником — глупо, а иной раз — гнусно.

Интересные факты о фильмах
А вот Калугина, которая знает и любит своё дело — мымра. Одевается в какую-то хламиду с намёком на «деловой стиль», бровки не щипает, «и вот чешет на работу...»!

Вот секретарша Вера или мадам Рыжова, мечтающая разбить семью Самохвалова — те свои, родные. Бегают по магазинам во время рабочего дня. А вот Калугина, которая знает и любит своё дело — мымра. Одевается в какую-то хламиду с намёком на «деловой стиль», бровки не щипает, «и вот чешет на работу...»! Потому что чесать надо в ГУМ — за дефицитом. За импортными батниками и блайзерами. Калугина — наивная овечка; она возмущается, что в сортире висит объявление: «Продаю колготки». Это - вполне достойное занятие - продавать колготки на работе.

Интересные факты о фильмах
Потому что чесать надо в ГУМ — за дефицитом. За импортными батниками и блайзерами...

В позднем СССР проталкивалась нехитрая мысль: быть «совком» - смешно и бессмысленно. С точки зрения обычных людей. Всё перевернулось, и уже «положительной» героине вменяется всё то, что не так давно порицалось. Даже сама Калугина говорит: «У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать». Репутация — не так уж и важна. Точнее — совсем не важна. У Верочки репутация — кошмарная, а наряды — сплошь заграничные. Как ей это удаётся? Потому и удаётся. Продаёт колготки.

Интересные факты о фильмах
В этом замечательном и талантливом фильме показано, что гореть на работе — это проживать скудную жизнь, лишённую смысла и радости.

В этом замечательном и талантливом фильме показано, что гореть на работе — это проживать скудную жизнь, лишённую смысла и радости. А бытие - оно другое. Это романы, платья, разговоры, косметика и даже сплетни. Здесь можно трактовать двояко: 1) советская идеология и культ работы, аскезы, «репутации» - всё это не жизненно, а потому ещё до того, как СССР рухнул, подвергалось осмеянию или своеобразному осуждению; 2) вот такие мысли-фильмы-насмешки и развалили СССР! И, что самое интересное, оба ответа — правильные.

Зина Корзина (с)

0

308

Два варианта будущего

Сразу в двух знаменитых и — любимых по сию пору фильмах начала 1980-х звучит тема будущего. Это - «Блондинка за углом» и, собственно, «Гостья из будущего», но если со вторым фильмом всё ясно — там грядущее явлено в реале — как неизбежность, то «Блондинка за углом» - это лишь намёк. Торговый работник Надежда постоянно произносит эту фразу: «Мы все — люди будущего» и этот её рефрен чем-то напоминает рекламный слоган. Тем паче, милая девушка беспрестанно что-нибудь рекламирует — то импортную газовую плиту с «кранТиком», то — нержавеющую мойку, а то и вовсе - баночное пиво.

Интересные факты о фильмах
Сразу в двух знаменитых и — любимых по сию пору фильмах начала 1980-х звучит тема будущего. Это - «Блондинка за углом» и, собственно, «Гостья из будущего».

Но вот, что интересно — в те годы будущее мещаночки Нади — с её кульками и «нужными людьми» казалось несбыточным, эфемерным — земная и несколько тяжеловесная героиня Татьяны Догилевой выглядела комически. Её наивное стремление обустроить быт высмеивалось, хотя, и воспринималось, как «нормальное поведение». И финал «Блондинки...» был нарочно выписан канонически — она бросала всё и устремлялась на север за астрофизиком Порываевым. То есть Надя (якобы) осознала, что пристойное будущее, оно другое — без импорта и дефицита, бассейнов и саун «для своих», а вот так — на зимовке с любимым.

Интересные факты о фильмах
Её наивное стремление обустроить быт высмеивалось, хотя, и воспринималось, как «нормальное поведение».

С другой стороны, Прекрасно Далёко, указанное Алисой, выглядело, как должное. Да, вот ты, мальчик, изобретёшь машину времени, а вот ты, девочка, будешь врачом и к тебе будут прилетать с других планет. Как рассуждали? Мир 2084 года с «флипом до космопорта» и красным знаменем над Москвой — это, если не точный прогноз, то очень близкий к истине. А потому он — обыденный. Примерно, как свадьба, запланированная родителями, когда жених и невеста знают друг друга с детства, а потому никакое подвенечное платье не вызывает феерии чувств. Всё равно - это наступит. А тогда чего радоваться?

Интересные факты о фильмах
Мир 2084 года с «флипом до космопорта» и красным знаменем над Москвой — это, если не точный прогноз, то очень близкий к истине. А потому он — обыденный.

Будущее Нади «исправлялось» росчерком Алисы и мы бы ни за что не поверили, что именно «блондинки за углом» окажутся правы. С их желанием обычных вещей и банального достатка. С их импортными мойками, которые — о, счастье! - более не нужно «доставать». Всё — спокойно лежит в продаже. И этот путь мы выбрали сами. Мы его хотели. Мы его приближали, как могли. Космозоо и полёты на Венеру — да, конечно, круто. Но спокойно приобрести финский сервелат — оно оказалось важнее. И — нужнее. И — честно! - интереснее. Будущее Алисы виделось предрешённым. Будущее Блондинки — несбыточным.

Интересные факты о фильмах
Будущее Алисы виделось предрешённым. Будущее Блондинки — несбыточным.

Путешествие на другие планеты? О, естественно. Скоро будем. Поехать в Париж на каникулах? Такого не бывает! Москва-2084 была светлой и радостной. Современный Лос-Анджелес — желанным. Будущее Алисы опоздало лет на 15, ибо развилка — где-то году в 1968-1973-м, тогда как Будущее Блондинки оказалось современным и своевременным. Зато уже в конце 1990-х, когда все наелись, принарядились, а некоторые ещё и — постреляли, фильм про Гостью наполнился этакой ностальгической грустью. Тоской по не случившемуся. А мы ведь могли бы! Но выбрали вон то. Сами-сами. Никакой Горбачёв не толкал.

Интересные факты о фильмах
Путешествие на другие планеты? О, да. Скоро будем. Поехать в Париж на каникулах? Такого не бывает!

Однако же тосковать об альтернативном мире-2084 можно было только в одном случае — если попробовать на вкус «дефицитные» орешки и немецким пивом, покрутить кранТики шикарной техники, затовариться и — заскучать. Отсюда вывод, точнее, ответ на вопрос: почему фильм об Алисе сделался культовым? Потому что он помогает многим людям сказать самим себе: мы были много лучше, но, что-то пошло не так. А всё пошло - так. Как надо. Выбрал - иди. Да! Подлинная прелесть всех этих Космозоо возникла только после отвращения к очередному номеру «Космополитена», а до того — увы.

Зина Корзина (с)

0

309

Переодеть Катьку!

В кинофильме «Высота» есть примечательная сцена: сознательный пролетарий Коля Пасечник приходит к своей подруге — Катюшке с целью пригласить её на культурно-массовое мероприятие, и она выходит к нему в самом своём лучшем наряде — в оранжевой атласной блузке с зелёной юбкой в обтяжку (с разрезом) и — с зелёным же платочком на шее. Коля изумляется и выдаёт ироничный текст по поводу малой уместности таких сочетаний. Оскорблённая Катя выгоняет насмешливого парня.

Интересные факты о фильмах
Коля изумляется и выдаёт ироничный текст по поводу малой уместности таких сочетаний.

Вообще, если проследить карикатуры тех лет, то прослеживается тенденция — стиляги, тунеядцы, хищные дамочки, беспечные модницы «предпочитают» именно зелёное с оранжевым. В пособиях «Одевайтесь со вкусом» и «Эстетика поведения» (в главах, посвящённых моде и подбору одежды) указывалось, что это «созвучие» ярких цветов — не просто вызывающе, но и уродливо. Неслучайно, в ретро-песенке группы «Браво» обыгрывается «стильный оранжевый галстук».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Высота» и карикатура 1950-х, изображающая охотницу за богатыми стариками.

Кроме того, писалось, что оранжевый — хорош исключительно в детско-подростковом и ранне-юношеском возрасте. Потом уже — поздновато носить очень уж весёленькие ситчики. Да, малышам и школьникам — нормально и в сочетании с зелёным. То есть, высмеивая эту «морковь с зелёным горошком», карикатуристы и фельетонисты преследовали сразу две противоположные цели: 1) показывали, что носитель этих вещей — инфантил; 2) чрезмерно ярок, привлекает внимание, раздражает. Попугай, одним словом.

Интересные факты о фильмах
Карикатуры на стиляг и модниц.

А в СССР быть вечным дитятей и — ярким, беспечным попугаем — одинаково провальный путь. Это символ ничегонеделания, дольче-виты, отдыха. Потому что и для тех, кому всё это можно и — красиво, оно — в праздник, на пляже, в пионерском лагере. То есть, когда человек отдыхает. Носишь оранжево-зелёное? Стало быть, мечтаешь о шике-блеске курортной жизни. В случае с Катей из «Высоты» - она железно не тунеядка. Отлично работает и не боится никакого труда.

Интересные факты о фильмах
Типичная карикатура на отщепенца.

Зато она — разболтанная, курящая не_комсомолка. Да ещё и «надкусанное яблочко» (в смысле общения с кавалерами). В 1950-х дидактика была прямолинейной, с чётким указанием на «хорошо» и «плохо», в многочисленными маркерами соответствия и несоответствия. Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья и вот тогда ей подходит шарфик, подаренный ей Пасечником. Одежда — как символ становления. И — высоты. Название-то у кинокартины - многосложное.

Интересные факты о фильмах
Поэтому, когда Катя исправляется, она начинает носить скромно-элегантные, но - модные (это - важно!) платья.

Зина Корзина (с)

0

310

Главный мотив фильма «Москва слезам не верит»

В кинокартине «Москва слезам не верит» постоянно присутствует один безмолвный персонаж. Точнее, целый ряд персонажей, объединённых общим смыслом. Его (точнее, их) постоянно обсуждают, к ним стремятся, они — цель. Кто это? Правильно, это — московские квартиры. Жилплощадь. Своя. Отдельная. То, ради чего. Тема квартир звучит не так сильно, как тема любви и слёз, но она — генеральная. Любовь невозможна в шалаше, то есть в общежитии. Вырваться из него — задача каждой из героинь.

Интересные факты о фильмах
Любовь невозможна в шалаше, то есть в общежитии. Вырваться из него — задача каждой из героинь.

Итак, 1950-е — элитная высотка профессора Тихомирова, где авантюристка Людочка при поддержке наивной Катерины устраивает матримониальные смотрины. Таких женихов невозможно встречать на пороге комнатки — только в хоромах, где есть телефонный аппарат и придличные виды из окна. Где — стеллажи. Где — холлы. Где — возможности. Людочке нужен не просто москвич, но с жилплощадью. Иначе — зачем? Москва - это лотерея, где разыгрываются призовые метры.

Интересные факты о фильмах
Итак, 1950-е — элитная высотка профессора Тихомирова, где авантюристка Людочка при поддержке наивной Катерины устраивает матримониальные смотрины

Мамаша Рудика оправдывается перед Катей: «Тесновато у нас...» и тут же делает комплимент: «Вот у вас квартира действительно прекрасная». Потому что у мамочки уже возгорелись глаза и — возникли феерические планы — спровадить любимого сына к перспективной невесте. Но — увы. Тётка, выясняя отношения с Катей, выпалила главное: «Аферы с профессорскими квартирами» и «Вы не получите ни метра». Картина ясна: девица решила захомутать влюблённого дурачка из-за тех самых «метров».

Интересные факты о фильмах
Потому что у мамочки уже возгорелись глаза и — возникли феерические планы — спровадить любимого сына к перспективной невесте.

О юношеской страсти молодых людей — ни слова. О чувствах — мимо. Неужели маман так низко оценивала своё чадо, что в него было невозможно влюбиться «просто так»? Тут именно — самосохранение. Семейство Рудольфа, судя по всему, так настрадалось в этой жизни... их до такой степени испортил квартирный вопрос, что включились пещерные привычки: оградить свою территорию от любых посягательств. Да и Рудольф тоже был уверен, что его хотят окрутить «ради прописки».

Интересные факты о фильмах
И практически сразу констатирует: «Жить, я надеюсь, будем вместе».

Потом нас переносят в 1970-е — у всех девчонок (они уже сами — тётеньки и дамы) — свои апартаменты. Все три — устроены и упакованы в меру своих вкусов и способностей. Никто не остался в общежитиях или в коммуналках. Ура! Так что произносит Гоша, когда попадает в дом Катерины? Хвалит её квартиру, конечно же («Годится!»). Сам-то он живёт в комнатке, заваленной и заставленной. С какими-то престарелыми соседками. Они, конечно, не особо мешают. Но — беспрестанно подслушивают.

Интересные факты о фильмах
Кстати, странно, что Гоша не удивился богатым апартаментам «простой работницы», пусть даже и выдвинутой «по профсоюзной линии».

И тут — такое диво. Кстати, странно, что Гоша не удивился богатым апартаментам «простой работницы», пусть даже и выдвинутой «по профсоюзной линии». И практически сразу констатирует: «Жить, я надеюсь, будем вместе». Нет, Катя понравилась Гоше сама по себе, а умудрённая и — побитая жизнью Катя не стала искать в Гошином поведении каких бы то ни было манипуляций. Она-то любила Рудольфа просто так...

Зина Корзина (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Интересные факты о фильмах