Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Девочкам на заметку


Девочкам на заметку

Сообщений 51 страница 60 из 65

51

Королевишна в драных чулках.

На самом деле, образ очень жизненный. Мама рассказывала, что подобные фифы обитали в каждой коммуналке. В кинокомедиях и фельетонах их звали Инессами и Нелли, иногда - Лёлечками и Тусечками какими-нибудь. В жизни они были Нюрами и Тамарами, ничего экзотического. Но смысл был всё тот же - бигуди, сладкие ароматы, романсы, фотографии артистов, фасоны, манерность. И - драные чулки. Они как-то странно сочетали в себе неряшливость и стремление к нарядам. Могли не смывать на ночь косметику, чтобы с утра навести стрелки по вчерашней размытости. Запудривали и замазывали то, что принято смывать. Мама рассказывала о такой даме-соседке... Она работала где-то по снабжению.

Там шкаф ломился от тряпок, но в комнате стоял вечный, непроходимый хаос - железные бигуди валялись на трюмо, средь замызганных флаконов с благовониями. Помад было много, но все - какие-то заляпанные. Искусственные цветы, вороха старинных кружев, красивый резной секретер - весь в пылище. Моя мама дружила с дочкой этой фемины. У дочки было много интересных штук, которых не наблюдалось у обычных советских девочек - открытки Серебряного века, древний фарфор (впрочем, с отбитыми ручками), что-то трофейное и нездешнее.

Девочкам на заметку
Это было интересно! Впрочем, картина! Живая. Насмешливая. Автор - Репринцев Леонид Антонович (1917-1987). «У зеркала». 1957 год. (Может, Непринцев, но у kykolnik было именно так написано).

0

52

Топ-пять героинь.

Мы уже составляли списки наших любимых киношек и мультиков, а вот теперь давайте поговорим о героинях советского (а также индийского, буржуазного и современного российского) кино. Я, как всегда, буду писать о советских кино-девушках, Вы в комментариях - о каких хотите, хоть о Ранетках, Прекрасной-Няне или Не-Родись-Красивой (Катя что ли её звали?). Есть ли у Вас излюбленные персонажи дамского пола, «встреча» с которыми для Вас всегда в радость? Разумеется, это могут быть и персонажи сугубо отрицательные с точки зрения общественной морали - например, воровки в трофейных нарядах или просто гадкие жёны, пилящие своих безответных мужей по кличке Муля. Вообще, советское кино всегда создавало мощные характеры - оно выписывало сочными, иной раз грубоватыми мазками, не всегда предлагая искомые соцреализмовские образы, но по каким-то неведомым причинам являло шедевры большевистского неоклассицизма, красного маньеризма и колхозной dell'arte. Но люди получались цельные, интересные и, несмотря на агитпроповские догматы, весьма колоритные. Я назову пять своих любимых киногероинь из разных эпох советской истории - тут будут и положительные, и отрицательные персонажи.

Девочкам на заметку

Итак... Первым пунктом у нас знаменитая дама полусвета из Марьиной Рощи Мария Афанасьевна Колыванова - сценический псевдоним Облигация. Потомственная уголовница и любительница острых ощущений. Дама приятная во всех отношениях, душевная, где-то даже небезнадёжная. Глеб Жеглов относится к ней с некоторой долей симпатии, отдавая должное Манькиному незлобивому характеру. Легкомысленная, порочная, яркая. Живёт одним днём и пытается взять от жизни всё. Всё, что дают. Браслетик эпохи Ар Нуво? А почему бы нет? Воровскую любовь? А другую она и не видела. Трофейно-ворованный шифон из-под иглы Верки-Модистки? Ну, для такой фигуристой дамы при фильдеперсовых чулках только шифон и предназначен. Угостите даму спичкой, гражданин начальник! Ибо Маня - девушка грамотная -умеет читать и писать. Всё-таки, в Стране Советов...воспитывалась, хотя и на обочине бытия. В какой ещё стране воровская девчонка может призадуматься над написанием слова «о(а)блигация»? Да только в той, которая занимала 2-е место в мире по уровню образования. В других странах (где буржуазно и холодно) девушки-малины были куда проще и безнадёжнее...

Девочкам на заметку

Вторым пунктом у нас выплывает повелительница кастрюль и половников Антонина Кислицына, она же Тоська - очаровательная инженю-советикус, прошедшая основательную школу жизни в детском доме, а потом в кулинарном училище - этом рассаднике соблазнительниц при помощи картофеля-фри. Знает толк в таком мероприятии, как «тёмная» (яро описывает соседкам, что у них в детдоме сотворяли с гадами и куркулями). Храбрая, как камикадзе - едет на лесоповал с мешком унылого скарба и в детских ботиночках, после чего вызывает пламень страсти у местного де Вальмона - у лесоруба Илюшки Ковригина. Знает, что путь к сердцу мужчины лежит через столовку. Готова прямо теперь в коммунизм и сходу распаковывает заначки в соседских тумбочках. Наивно жрёт макро-бутерброды и не боится ничего, кроме поцелуев. Лёгкая, нахальная, но чистая. По настоящему чистая, без грязновато-порочного ханжества, когда под скромными юбками веселятся злые черти. Не даёт, потому что так надо. Антипод красивой, томной и тяжёлой Анфисе. Хотя, Анфисе я тоже сочувствую, ибо она была телефонисткой, как и я в юные лета.

Девочкам на заметку

Третьим номером нашей программы значится Ляля, которую все знают, как Мулю. Суровая, но чувствительная супруга беспонтового дядьки. До одури хочет завести бэбика и даже не задумывается над тем, что, по сути, крадёт Подкидыша из-под носа рабоче-крестьянской, родной милиции. Судя по всему, дядя Муля был последним шансом, но и он не оправдывает доверия. Скорее всего, Мюлю даже и не допускают до богатого тела, предлагая ему платоническую патетику и бытовой триллер 24 часа в сутки. Одета по последней моде - на ней красивый летний комплект, состоящий из платья и короткого жакетика той же ткани. Это было очень популярным трендом во второй половине 1930-х. Вздорная, трогательная Ляля, light-вариант Золушкиной мачехи, ибо лишена мачехиной подлости, но, скорее всего, ужасающа в коммунальной жизни. Иметь такую соседку на общей кухне - это тушите свет, сушите вёсла, берегите голову. Судя по репликам, любимая дочь старенькой мамы (постоянно грозится несчастному Муле, что обидится навсегда и свалит к родительнице). Если у них с Мулей всё-таки народится крошечный бэби, Ляля так его залюбит, что лучше бы ненавидела вовсе...

Девочкам на заметку

Четвёртым пунктиком подмигивает нам Раиса Захаровна, красивая и увлечённая дама пост-постбальзаковских лет, но с шикарной фигурой и модными прикидами. Как и положено советской полу_интеллигентке 1970-1980-х знает толк в йоге, в филиппинской народной медицине, в нравах инопланетных пришельцев и в правильном питании. Держит при себе гламурную собачку кошачьего размера. Считает, что хлебушек - это отрава, а редисочку с капусткой нужно кушать без белого яда под завуалированным названием «соль» . Не умеет печь пироги, которые (если честно) очень любит. Страдает под высокую тоску Жюля Массне. Предполагаю увлечение стихами Серебряного Века, Мастером & Маргаритой, собиранием модных-продвинутых книг. Ей не только не шешнадцать, у неё Вася - далеко не первый. Потому что она красивая и говорит о прекрасном, причём постояно. Но пироги! Вот, что главное. Люди любят есть еду. Поэтому Вася собрал монатки и пошёл обратно - травиться горбушечками. На самом деле, Раиса - вполне самодостаточная тётка и, скорее всего, попробовала Васю, как другие пробуют деревенское молочко из-под коровки. Экзотика а-ля рюсс, это как в те же годы интеллигенция собирала произведения народных промыслов. К корням тянулась.

Девочкам на заметку

И под занавес - классическая отрицательная героиня - Ангелика Бюхер в исполнении Аллы Демидовой. Кстати, мне и герцогиня Мальборо понравилась, как персонаж, только благодаря Алле Сергеевне. Жестокая, циничная, рациональная. Типичное дитя межвоенной эпохи, когда в «благополучные» 1930-е молодым европейцам всё ещё аукались страхи Первой Мировой. Делает карьеру, как может и где может. Были бы коммунисты - носила бы красный платок и товарища-маузера. Был бы кайзер - стремилась бы ко двору, чтобы плести интриги подле раззолоченного трона. Цитирует Бисмарка, презирает слабых. Считает, что мир жесток и люди имеют право быть жестокими. Единственная фашистка в мировом и советском кинематографе, которая в состоянии быть интересным персонажем. Остальные - унылый и подло-отвратительный отстой, что, разумеется, полностью совпадает с реальностью. Кстати, в книге В.Кожевникова Ангелика - скучный второстепенный персонаж, который заметен не более, чем описание мебели, автобанов или ещё каких-нибудь портретов Фридриха Великого в бункере.

Вот написала и поняла, что мне нравятся, интересны именно эти героини из-за актрис. Потому что мне симпатичны все персонажи Румянцевой или той же Демидовой. А Ваш топ-пять? На кого смотрите с интересом, со смехом, с умилением, с пониманием? Повторюсь, что можно и нужно называть героинь не только советского, но и любого другого кино. Хоть несчастно-трогательных крошек в исполнении Мэри Пикфорд.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

53

Диана де Пуатье: охотница на королей

При французском королевском дворе с XV века существовала беспрецедентная «должность» - maîtresse en titre (буквально - официальная фаворитка). Это была даже и не должность, а некий статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. В отличие от всех остальных красавиц, побывавших в королевских объятиях, официальная фаворитка имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже - во внутрисемейные отношения правящей фамилии.

Девочкам на заметку

Таким образом,  король Франции в своей приватной жизни был подобен восточному владыке - помимо жены-королевы, у него была maîtresse en titre, имевшая самые разнообразные привилегии, а если король отличался любвеобильностью, то в эту своеобразную «семью» входили многочисленные, часто меняющиеся наложницы.
Что характерно, королевские maîtresse en titre (за малым исключением) были женщинами неординарными, яркими и достойными, если не восхищения, то хотя бы - интереса.

Диана де Пуатье - одна из них. Блестящая красавица, она имела возвышенный ум и, вместе с тем, была расчетлива, и как говаривали её недоброжелатели - на редкость скаредна. Широта взглядов уживалась в ней с религиозным мракобесием, а любовь к изящным искусствам и красоте - с жестокосердием и ханжеством.

Диана стала не только музой и возлюбленной, но и наставницей короля Генриха II. Вспоминая о жизни Дианы де Пуатье, всегда стóит помнить об одном немаловажном факте - её достойной соперницей была Екатерина Медичи, женщина, надолго ставшая образчиком великого ума и столь же великого коварства...

А началась эта история в 1499 году, когда в благородном семействе Жана де Пуатье де Сен - Валье родилась дочь Диана. (Некоторые историки, правда, называют другую дату - 1500 год, но для нашего повествования это не так уж и важно). Когда девушке исполнилось всего 15 лет, её выдали замуж за сенешаля Нормандии Луи де Брезе. Как и положено, супруг был намного старше прелестной Дианы - на 40 лет! От этого, вполне гармоничного, несмотря на громадную разницу в возрасте, брака родились две дочери -  Луиза и Франсуаза и, казалось, эту семейную идиллию может нарушить только смерть.

В 1531 году Луи де Брезе умирает, оставив свою немолодую (по меркам XVI века) супругу горевать во вдовстве. Но не тут-то было! Диана вовсе не собиралась хоронить себя заживо! К тому же, тридцатилетняя вдовица была сказочно хороша и мало того - неправдоподобно юна. Учёные до сих пор спорят, что же было причиной женского долголетия Дианы - здоровый образ жизни или отсутствие у неё некоего «гена старения». Но, так или иначе, спустя несколько лет Судьба свела прекрасную вдову с юным дофином Генрихом - он был на 20 лет моложе Дианы.

Дофин был мрачен, нелюдим и чувствовал себя глубоко несчастным - в детстве Генрих находился при дворе Карла V Испанского в качестве заложника, и перенесённый в связи с этим стресс пагубно отразился на характере будущего монарха. Кроме того, в возрасте 14 лет Генрих вступил в брак со столь же юной Екатериной Медичи, которая, увы, не отвечала его представлениям о Прекрасной Даме.

Ещё будучи в испанском плену, Генрих запоем читал рыцарские романы и мечтал, подобно книжным персонажам, преклонить колено перед той, единственной и неповторимой. Итак, героиней его романа стала вдова де Брезе - умная, красивая и понимающая. Кроме того, она давала Генриху и его молоденькой жене мудрые житейские советы. Так, существует вполне авторитетное мнение историков, что посещать ложе Екатерины Медичи Генрих II стал именно по настоянию своей мудрой Дианы. Разумеется, направляя дофина в спальню его законной жены, фаворитка вовсе не думала о благочестии - умной и хитрой Диане хотелось упрочить положение своего возлюбленного. Каким способом? Франция нуждалась в наследнике - законном сыне Генриха от Екатерины, а при дворе уже поползли слухи, что дофин вообще не может иметь детей. И  в 1544 году Екатерина Медичи произвела на свет первенца - Франциска (будущего короля Франциска II). Теперь красавица Диана могла спокойно ждать своего звездного часа.

Девочкам на заметку

...Весной 1547 года скончался отец дофина - король Франциск I. Отныне всё принадлежит Генриху и ей, Диане, которая не только подчинила себе волю французского монарха, но даже сделала невозможное - превратила мрачного мизантропа в остроумного собеседника и ценителя изящных искусств.
В честь Дианы устраиваются пышные празднества, балы, турниры и охоты. Художники часто изображают королевскую maîtresse en titre в образе античной Дианы, богини-охотницы. Именно она, прекрасная фаворитка, а вовсе не насупленная умница Екатерина Медичи, подлинная королева Франции!

Знаменитый бытописатель нравов французского двора Брантом так писал о Диане: «Один из владык мира сего крепко любил очень красивую, честную и знатную вдову, так что говорили даже, будто он ею околдован. Сие изрядно сердило королеву. Пожаловавшись на такое обращение своей любимой придворной даме, королева сговорилась с ней дознаться, чем так прельщает короля та вдова, и даже подглядеть за играми, коими тешились король и его возлюбленная. Ради того над спальнею означенной дамы было проделано несколько дырочек, дабы подсмотреть, как они живут вместе, и посмеяться над таким зрелищем, но не узрели ничего, кроме красоты и изящества».

В 1548-ом году король даровал Диане титул герцогини де Валентинуа и приказал построить для неё дворец Анэ. Другим, гораздо более известным обиталищем фаворитки стал замок Шенонсо.

Кстати, возникает вопрос - почему вдова де Брезе, ставшая к тому же герцогиней Валентинуа, вошла в историю под своей девичьей фамилией «де Пуатье»? Дело в том, что она сама предпочитала это громкое имя, ставившее её в ряд с королями Европы - род Пуатье был древнее, чем даже правящий во Франции род Валуа. Не говоря уже о «каких-то» Медичи!

Кстати, красавица Диана вовсе не желала довольствоваться одними только почестями и наградами. Она всегда была слишком честолюбива, чтобы просто принимать подарки, путь даже из рук самого значительного властителя Европы. Де Пуатье присутствовала при рождении королевских отпрысков, лично выбирала для них кормилиц и воспитателей. Более того, она давала Екатерине деликатные советы сексуального характера - именно от Дианы королева узнавала, каким способом лучше развлекать супруга в постели! Эта «любовь втроём» стала настоящим испытанием для Екатерины Медичи, но открытая борьба с влиятельной фавориткой была ей не под силу.

Возможно, это покажется странным, но Диана де Пуатье была невероятно набожной особой - она истово ненавидела Реформацию и, как утверждают многие исследователи, именно де Пуатье привила Генриху II ненависть к гугенотам. Сам Папа Римский, Павел III, относился к Диане вполне приветливо... Доходило до того, что служители церкви искренне восхваляли её благочестие. Что ж, ханжество - частый спутник пороков!

Начиная с 1550 года, госпожа де Пуатье заправляла работой всех королевских служб, ведала смещением и назначением должностных лиц. Такого могущества сумела впоследствии достичь только маркиза де Помпадур при Людовике XV. Своих дочерей Пуатье выдала за Клода Лотарингского герцога де Майен и за Робера де ля Марка, маршала Франции. Казалось бы, жизнь удалась...

Девочкам на заметку

Историки и романисты часто задаются вопросом: «Как Диане де Пуатье удавалось так долго быть первой дамой королевства? Неужели при дворе не было других умниц и красавиц, способных покорить королевское сердце?» Или, может быть, Генрих был однолюбом? Увы, нет. Слишком хорошо известна его интрижка с Мэри Флеминг, девицей из свиты Марии Шотландской. Однако Генрих всегда возвращался к Диане... Думается, основной причиной столь длительной привязанности было то, что Пуатье, как никто, умела быть нужной. Она отлично знала все привычки, страхи и сомнения короля Франции. Она могла его развеселить, увлечь и вселить в него уверенность. Более того, Диана управляла королём безо всякого давления на него - ему-то казалось, что это он - умный и храбрый -  принимает судьбоносные решения.

Наступления 1559 года Диана ждала со страхом - астрологи предрекали её возлюбленному «удар в возрасте 40 лет». Она, как и Екатерина Медичи, была суеверна.

В конце июня 1559 года начались торжества по случаю обручения королевской сестры. Горячий поклонник рыцарских турниров, Генрих II объявил, что желает сразиться с любым желающим. Молодой граф Монтгомери решил потягаться в силе и ловкости с сорокалетним королём. Рыцарская потеха закончилась трагедией - наконечник копья Монтгомери пробил королю голову...

Со смертью короля закатилась и звезда фаворитки. Екатерина могла праздновать победу! Она даже решила отобрать у Дианы прекрасный замок Шенонсо, символ ненавистной связи её мужа со «старухой» Пуатье. Однако ей это не удалось, и королева была вынуждена обменять Шенонсо на замок Шомон.

Диана де Пуатье умерла в 1566 году, разумеется, не от болезни и не от старости. Причиной её смерти считают падение с лошади.

Что ж, достойная гибель для богини-охотницы.

Зина Корзина

0

54

Ну, и при чём тут феминистки?

Иные дамы пишут: «Скажите спасибо феминисткам, иначе Вы бы до сих пор не могли работать, делать, что хотите и ездить в выбранном направлении». А ещё мне почему-то часто пишут, что если бы не победы суфражизма, то женщин до сих пор укпекали бы в монастырь. Интересная концепция, будто бы из параллельного мира. Люди-феминистки часто мыслят какими-то устойчивыми (то есть, попросту сектантскими) категориями - они начисто отрицают общественный прогресс и власть денег, полагая, что мир прогибается под чьи-то вопли.

Девочкам на заметку
Старинная карикатура на суфражисток.

Миром правят экономические процессы, а не вопли и даже не сопли. Так вот. Женщины массово двинулись покорять конторы и коммутаторные цеха телефонных станций вовсе не потому, что феминистки выбили для них это право. А потому что это сделалось выгодно. Увеличение во второй половине XIX столетия числа предприятий вызвало активный поиск свободных рабочих рук. Почему бы не женщины? Тем паче, не все из них хотят быть ласковыми жёнами и милыми маменьками - пусть вкалывают на благо корпораций.

Появление принципиально новых отраслей, вроде всё тех же телефонных станций, породило дамские профессии, вроде телефонисток-барышень. Более того, в появлении этой профессии виноват ненавистный феминисткам всего мира мужланский сексизм. Абонентами первых линий были крупные дельцы и прочие сильные мужчины - им хотелось, чтобы их соединяли благонравные девушки с приятными голосами. (К этой работе изначально пытались привлечь и молодых мужчин, но это не имело успеха).

А потом так и повелось, что за коммутаторами сидят исключительно девушки, дамы. И женщины получили избирательное право потому что политическая борьба подразумевала привлечение всё большего количества голосов, а женщины - это серьёзная и многочисленная, но при этом - эмоционально-заряженная (чего уж там!) масса.

Феномен раскрепощённой женщины 1920-х годов - девушки-флаппера - тоже связан не с победами суфражисток, а с ...войной. Пока мужчины воевали, женщины окончательно оккупировали многие отрасли промышленности и плотно засели в конторах. Не выгонишь! И, разумеется, получив свободу, девушка больше не захотела быть просто мамой. Она ломанулась в сторону аэроплана и авто, примерила мотоциклетный шлем и отрезала свои чудные локоны. Сама заработала - сама прогуляла. Хочу курю - хочу в теннис играю.

Почитайте Фицджеральда - у него столько тоски по ушедшей милой невинности довоенных красавиц... Развивается экономика - растёт число женщин-менеджеров и женщин-юристов (например). Если мы вдруг повернёмся лицом к деревне и массово выберем дезурбанизм, женщина снова вернётся к очагу. Это неминуемо. Мы же активно бежим в сторону мегаполисов, в сторону разукрупнения городов. Больше фирм => больше народу нужно привлечь и завлечь в офисы.

Поэтому культивируется образ самостоятельной и самодостаточной леди-босса. Феминистки тут ровно ни при чём. Одни вопли, что им опять чего-то там недодают. Девочки, вас никто не загоняет в монастыри. Туда - только по желанию. Туда уже очень давно только по желанию. Да и не возьмут - вера ваша слаба, а мысли суетны.

Так вот, женщины в офисе - это чья-то выгода, а не чьё-то завоевание. Женщины на заводе - тоже выгода. И даже в Советском Союзе женщина-вагоновожатый и дама-профессор были частью индустриальной концепции. Зачем нужна женщина-домохозяйка, когда требуется единый трудовой порыв и, как следствие, построение экономически развитого общества? Так что, милые девочки, борющиеся за не_бритьё ног и за женское равноправие в иных, ещё не вспаханных, отраслях, займитесь делом. Вам дано это прекрасное право - работать.

Зина Корзина (с)

Порядочные люди... не заставляют жену работать :)

Отредактировано Алина (2018-06-30 14:48:27)

0

55

Девочка сегодня в баре...

Тот, кому довелось жить и рассекать в «золотые-восьмидесятые», наверняка, помнит песенку Юрия Лозы «Девочка сегодня в баре». Помню потёртую кассету TDK, на которой безобразным, ах, простите - скупым и суровым мужским почерком было написано «гр. 'Примус'». И ещё рядышком помечено маленькими зелёными буковками «Дев. в б.», то есть, чтобы не перепутать, на какой стороне помещена эта самая девочка. Запись была заезженная, с шумами - нынешняя молодёжь и не представляет, насколько иной раз было трудно слушать любимые песни. Да, замечу, что огромное количество актуальной музыки (для советского эфира она считалась, мягко говоря, неформатом), распространялось в СССР кустарным способом (брали переписывать у друзей и знакомых) или же через официальные, но какие-то очень уж полуподпольные на вид студии звукозаписи.

Девочкам на заметку
Карикатура из журнала «Крокодил».

«Девочка сегодня в баре, девочке пятнадцать лет...». Ну и там по тексту: «Девочка, конечно рада, что на ней крутые штаны, девочку щекочут взгляды - те, что пониже спины». В общем, в СССР было как две музыкальных культуры - одна официально-разрешённая, приглаженно-добродетельная, другая - нежелательно-полуподпольная, где что-то слушалось, вопреки запрету, а что-то - вопреки морали. Тем не менее, из мафонов советской молодёжи песни Людмилы Зыкиной с Эдуадром Хилем никогда не раздавались, а вот «Девочка в баре» - частенько. Весна, открыты окна, девчата-пацанки в штанах-бананах (фирма, разумеется!), сочно накрашенные, с начёсами, залитыми лаком «Прелесть» сидят возле подъезда и смолят «Космос». Или «Яву» (явскую, а не дукатовскую!).

Девочкам на заметку
Карикатура из журнала «Крокодил».

Авторам карикатур очень хотелось рисовать модные, шикарные образы, девиц в итальянских штанах, а дозволялось всё это только в виде карикатуры. И всем тоже хотелось западной музыки, гремящих дискотек, Sharp-ов - двухкассетников, всяких жувачек, наклеек, импортного пойла и импортного же ширпотреба. К 1980-м всем окончательно разонравилось строить коммунизм, зато слово «бар» заимело особую магию. Бармен, особенно в местах массового скопления иностранцев - престижная профессия. Бар - место, где нет привычной обыденности, а построение коммунизма отступает перед коктейлями, вертящимися стульчиками, светомузыкой. Бар - как образ другого мира. Помните, в фильме «Любовь и голуби» бабка Шура произносит примерно такую фразу: «Что он там хотел-то? Бар? ну вот побарствует и приедет!».

Девочкам на заметку
Карикатура из журнала «Крокодил».

Карикатурные девицы были не только шикарны, как cover-girls, они были ярко противопоставлены своим стареньким, усталым мамам и бабушкам. Чаще всего антиподом выступала древняя старушка или же - замотанная жизнью и перевыполнением плана, женщина. Матери никогда не рисовались ухоженными дамами, а такие были, правда, они выглядели немолодо и не особо модно - при лисьих воротниках, при духах 'Climat', при массивных перстнях. Или же - отвественные работницы, которые летом предпочитали стиль сафари, а зимой - добротные импортные костюмы. Таких матерей не рисовали в журналах. Непременно - тётка с комбината или ветхая старушка, - бабушка, которую зазвали из деревни и прописали в Москве. Карикатуристы - подспудно - давали понять, что либо шикарная гёрл, либо вон та тётка с лишним весом (от макарон, а не от бланманже) и в застиранном фартуке. Что получалось на выходе? Яростное нежелание юных быть хорошими, но очень уж непрезентабельными...

Зина Корзина (с)

0

56

Музейные тётеньки: Музы, Церберы и Сфинксы

Мир разнообразен. В нём обитают паяльщики и стоматологи, сантехники и космонавты, пианисты и роялисты. Есть место в нём и для особого дамского вида под названием «музейная тётенька». Как правило, это женщина преклонных лет или, во всяком случае, находящаяся на пороге того чудесного возраста, когда нам многое прощается. Почти как в детстве. Кстати, в моём детстве были точно такие же музейные тётеньки.

Музейная тётенька - вечна, как вечны музеи. И название-то у них красивое - смотрительницы залов. Не надзирательницы и не даже не смотрящие (как иногда хочется их определить), а именно так - смотрительницы. Хранительницы. Музейная тётенька может быть умной и глупой, рафинированно-принаряженной и неряшливой, злобной и очаровательной. Но, так или иначе, всех женщин этой славной профессии можно разделить на три условных типа - Музы, Церберы и Сфинксы.

Девочкам на заметку
Станислав Шаронов «Смотрительница зала» (с) Как выразительно!

1. Итак, типаж под названием Музы. О, они обожают предмет, который стерегут. Если музей посвящён Пушкину, то они обожают Пушкина. Если вдруг тема экспозиции - водопроводные краны, будут обожать и краны. Они не просто обожают - они ревниво и по-бабьи привязчиво пестуют память о предмете или о человеке. Их рефрен, точнее девиз: «Вы ничего не понимаете!». Они настойчиво ходят за посетителем и зорко следят, чтобы он внимательно и благоговейно осмотрел все положенные ему экспонаты. «Что же вы подгузники Дантеса пропустили?! Их нашему музею французы подарили за валюту!» - спрашивает она, транслируя, тем самым, что мы проигнорировали целый пласт истории и нам должно быть стыдно. Она непременно расскажет, что вот этот веер, расписанный купидонами и рокайлями, некогда принадлежал Екатерине Великой, а во время войны за ним охотился некто из Ahnenerbe! Потому что тут была тайнопись самого графа де Сен-Жермена.

2. Следующим пунктом у нас идут Церберы. Эти - гавкают. Они стерегут сокровища, будучи равнодушными к самому содержимому. Просто вы их страшно бесите. Им всё время кажется, что ваш ребёнок тянет за нос античного героя, а вы сами решили вытереть руки о Ван-Гога. У Церберов - злые перекошенные лица. Они затыкают тех, кто радостно рассуждает о художниках и об оформлении залов. Их бесит толпа экскурсантов. Особым образом Церберы ненавидят школьников. Опять притащили этих двоечников? Сейчас всё загадят и натопчут. Лозунг Церберши: «Всё ходят и ходят! И чего они всё ходят?!». Тётки этого сорта обожают делать замечания - их искажённые от иррациональной ненависти физиономии на миг озаряются злорадством! Ещё бы - они громко тявкнули на очкастую аспирантку, позволившую себе махать руками возле Сурикова или рядом с комодиком эпохи Ар Нуво.

3. Ну и, наконец, тип третий - Сфинксы. Вот этим вообще всё равно, где торчать. Они неподвижно сидят на своих местах и со вселенским спокойствием сторожат Вечность. Они равнодушны к Рембрандту, их не тревожит Врубель. Перебросят сидеть возле чудовищных концепций какой-нибудь арт-группы «PIZZ_дец» или очередного полу-гения, малюющего в стиле кубический фаллизм, так и что? Будут кемарить и возле этого актуальствующего низкохудожественного merde. Она тут просто сидит. Потому что сидеть с внуками ей в лом, а сидеть с другими бабками на лавке не дозволяет совесть - она же советский человек, тридцать лет протрубила начальником смены на Центральном Телеграфе. Это, признаться, лучшие из музейных тёток - они кидаются в бой только тогда, когда на пол начинают лететь обёртки от жвачек, а восторженная искусствоведша так увлеклась, что полезла обниматься с Аполлоном...

Зина Корзина (с)

0

57

Дева белого теплохода

По радио до сих пор звучат песни, где особым образом фигурирует «белый теплоход» и вообще - теплоход. «Ах белый теплоход гудка тревожный бас...». «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу». Речь пойдёт не о музыке, а о символе - белый теплоход, как символ красивой жизни для простой девушки. Свадьба или торжество на борту оного, фата, музыка, бокалы, жених (или кавалер) в белом.

И непременно красавец со скулами Джонни Деппа и манерами вымершего Бурбона. Я по жизни знавала самых разных тёток - но вот, что удивительно - чем хуже та или иная тётка жила (в широком понимании этого самого «хуже»), тем сильней у неё была тяга к бело-теплоходистости. Я бы даже вывела такую породу тёток - БТД (белотеплоходистая дева), которая ждёт Прекрасного Принца (далее - ПП-ц).

Девочкам на заметку
Оформление MAC Cosmetics 2014 года (с)

Как правило, об этих самых ПП-цах мечтают девушки, у которых отнюдь не аристократическое окружение. Та, которая с детства дружит с будущими академиками (или с будущими бизнесменами), не будет рисовать в своём воображении ПП-ца с ворохами орхидей и коленопреклоненной позой. Чем сильнее пьёт папа и чем чаще бывают судимы брательники, тем чаще девушка превращается в БТД. Ну, конечно, криминал - это крайности. Реальность - это бедность и незамысловатость бытия. Тараканы, хрущобы, вид из окна на помойные контейнеры или на азотно-туковый комбинат. Зато придёт время и будет белый теплоход и шампанское!!!

Потом приходит черёд фантазиям о колоннах, люстрах, белых фраках, а также о питии того самого шампанского из нежной туфельки. Это - защитная реакция. Потому что милый и красивый Принц просто обязан увезти её из хрущобы в свой Дворец! А то, что это будет именно Дворец, БТД не сомневается, ибо у неё совершенно фантастическое представление о богатстве. То бишь для БТД невероятно важен антураж - её ПП-ц не имеет права быть неказистым или там бедным. Всё должно вариться в едином флаконе - ум, красота, богатство, романтика отношений, доброта, жертвенность... Капитан Грей - наше всё.

Для БТД слово «романтика» не имеет ничего общего с походными буднями Хибин и культовым фильмом «Вертикаль». Это ж не романтика, а чистый лохизм - лазать по грязным склонам и жрать тушёнку под звуки Визбора. Ибо романтика - это шёлковые простыни и лепестки роз. В детстве будущая БТД рисует сердечки, пронзённые стрелкой и переписывает в песенник всякие двустишья: «Люби меня, как я тебя». В юности настоящая БТД считает себя прехорошенькой - она часто смотрится в зеркала, сравнивает свои ушки с ушками топ-моделей (или актрис) и находит, что всё не так уж плохо. БТД - это не просто Ассоль, а некая помесь с Эллочкой Щукиной.

Однако реальность бывает жестока, ибо настоящая БТД твёрдо знает, что замуж надо выходить, как можно раньше - по крайней мере, до 22-х лет. Искомые ПП-цы ту самую БТД почему-то не замечают - у них, вероятно, есть свои женщины. Поэтому разочарованная БТД выходит замуж за Васю-с-раёна. Ну там, конечно, свадьба с гиканьем и поножовщинкой, местное кафе, пахнущее советским общепитом, песни Ирины Аллегровой из колонок и прочий милый сердцу антураж, имеющий мало общего с капитано-Греевским хэппенингом. Но истинная БТД не сдаётся - она от мечт уходит к созерцательности... Хрустит чипсами и ждёт 128 серию очередного мыла.

В мыле (особливо маексикано-бразильском)... там - много страсти, изысканных Педров да Хуанов-Антонио и тех самых орхидей, которые Вася-с-раёна, вероятно, опять не донёс ей до спальни. БТД алчно приникает к источникам красивых слов и красивых ощущений и хрен её оттащишь от монолога прекрасной горничной в объятиях мускулистого миллиардера. В другом сериале горничную поменяют на посудомойку, а миллиардера - на эрцгерцога. Но для БТД это не главное, потому что базовую мечту не задушишь - не убьёшь!!!

Зина Корзина (с)

0

58

Девушка - хлопушка

Каждая эпоха порождает свой уникальный тип женщин - то пацанистую оторву мегаполиса (как в 1980-е), то либертинку Галантного Века, то ещё какую-нибудь тургеневскую девушку 1860-х. А вот 1920-е породили особую породу под названием 'flapper'. Девушка-хлопушка, девушка-сумасбродка, девушка-вечный праздник. Фла(э)пперы могли появиться только в момент, когда все покровы сброшены, мир веселится, а музы ушли в подмастерья к Ле Корбюзье.

Девочка-флаппер, существо с длинными ногами и невнятной талией, стриженая как мальчик, но с ярким и сочным ртом. Она постоянно готова к приключениям - протанцевать всю ночь напролёт, уехать с любовником на раскопки, прыгнуть откуда-нибудь и куда-нибудь (хотя бы и в чью-нибудь постель). Можно прыгнуть, а можно и не прыгнуть. Как в том анекдоте: «Могу копать... Могу - не копать».

Девочкам на заметку
Актриса Клара Боу создала на экране эталон девушки-флаппер.

В одной европейской передаче про 1920-е прозвучала интересная мысль: девочка-флаппер могла быть разнузданной, а могла быть совершеннейшей льдышкой. Она была почти свободна в выборе деятельности, в выборе любовников и - видов спорта. Могла и не выбрать. Любовника. Иные флапперы были асексуалками и выбирали танцы на крыше или вело-марафон. Потому что если всё дозволено, можно и не выбрать запретный плод, а взять широким жестом другой, свежий, пахнущий риском и ветрами автострады... Флаппер - фанатка моды и богиня джаза. Она - дитя больших городов (в маленьких - затравят длинно-юбочные кумушки с их лживой набожностью и тайным развратом). Флаппер появилась на обломках Прекрасной Эпохи, на руинах европейских монархий.

Девочкам на заметку

Она могла не выходить замуж, показывать ноги, не опускать глаза при разговоре с мужчиной. Флаппер была своим парнем - давала прикурить и сама стреляла сигаретки. Могла опрокинуть стакан виски и уехать в ночь. Флаппер - внесословный тип. Если те же либертинки были сплошь аристократками, то флаппером могла стать и телефонистка, и дочь лорда, и студенточка, и актриса. Главное в жизни - драйв. 1920-е любят скорость, высоту, глубину и все стихии мира - солнце, воздух, H2О... Загорать на пляже, рассекать волны стройным андрогинным телом, не бояться гор, пустыни и бессонных ночей.

Девочкам на заметку

Флаппер наивна и по-детски бросается в водоворот событий. И, потерпев крах, не очень-то и плачет - впереди столько всего привлекательного. Для одной - мальчик на авто, для другой - само авто. Гедонизм и свобода - вот её выбор. Спорт и курение, джаз и альпинизм... Это был настоящий бунт юной леди, которой вдруг разрешили всё или почти всё, даже мотоцикл и радио-кружок. Неизрасходованная энергия била через край. В Советской России флапперов, кажется, не было. Вернее, их не было, как социального типа, хотя актрисы Анна Стэн и Анель Судакевич пытались что-то такое изображать на экране и даже по жизни.

Девочкам на заметку

Но флаппер-стиль - это всегда поиск объекта для приложения неуёмной энергии, а в СССР мощная энергия стриженых комсомолок (с папиросками в уголке рта) направлялсь в нужное русло. Были и автопробеги (которыми ударяли по бездорожью и разгильдяйству), и оголённые ноги на пляжах и спорт-площадках (потому что Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья (с)), и даже свободный выбор мальчика-комсомольца (или не_выбор, что также бывало довольно часто, ибо классовая борьба могла накрывать по полной программе).

Девочкам на заметку

Женщина 1930-х тоже занималась спортом, но она уже не курила и не меняла любовников! Потому что мир в следующее десятилетие изменился до неузнаваемости - исчезли круговерть и безобразие, а также поиск и эксперимент «золотых-двадцатых», а девушки опять притворились хорошими. Кстати, в нацистской пропаганде девушка-флаппер объявлялась одним из основных врагов европейской цивилизации и - Расы. Она же не хотела замуж, любила джаз и спокойно (а не трепетно) относилась к мужчинам. В 1930-е драйв закончился - пора было готовиться к войне. Отныне фотомодели уже не позировали с мундштуками, ибо здоровье перестало быть частным делом отдельной взятой девочки...

Зина Корзина (с)

0

59

Плоская грудь богинь Ар Деко

Гений Ар деко - мистер Фицджеральд писал и восторгался: «Её загорелая спина походила на атласную мантию, украшенную жемчужным ожерельем...» или так: «Нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар». Классика стиля Шанель - чёрное платье и обязательная нитка жемчуга. Тема - старая. 1920-х годов. Откуда эти бусы? Точнее - зачем они вдруг? Почему именно они? Для этого вспомним силуэт 1920-х. Что, помимо загара, подчёркивали нити жемчуга? Худоба 1920-х - это костлявое, точёное тело городской кошки, любящей раскалённые крыши. Парижанин Виктор Маргерит создаёт образ современной женщины в романе-обличении «Моника Лербье».

Девочкам на заметку
Модные силуэты 1920-х годов. Справа - рисунок Жоржа Барьбе.

Героиня передвигается на длинных, породистых ногах, у неё плоская грудь и никакого женственного изгиба между талией и бёдрами. Плечи её узки, как и бёдра. Она похожа на те правильные, логичные, футуристично-конструктивные прямоугольники, которые рисуют архитекторы, желая заселить весь мир в дома-коммуны и накормить стандартной котлетой из фабрики-кухни. Маленькая голова, короткая стрижка - добавление к сухому силуэту. Отсекаем всё лишнее. Всё тот же Фицджеральд писал о таких: «Она была стройная, с маленькой грудью, с очень прямой спиной, что ещё подчеркивала её манера держаться — плечи назад, точно у мальчишки-кадета».

Девочкам на заметку
Идеальный силуэт 1920-х годов.

Длинные ряды бус - иной раз во всю длину платья (впрочем, короткого) - должны были не топорщиться и подпрыгивать, но - лежать на плоской груди настоящей современной красавицы! Идеально-отсутствующий бюст проверялся именно жемчужным ожерельем - с маломальской возвышенности он предательски съезжал вбок, делая фигуру комичной. Чем изысканнее силуэт, тем лучше на нём смотрелись бусы. Такого рода девушек часто рисовали Жож Барбье и Роман Тыртов (Эрте). Реальность же была куда как скромнее - большинство девушек той эпохи отличались короткими пухлыми ногами и ярко выраженной талией. Страдали, голодали. И даже бинтовали бюст, чтобы только выглядеть, как на картинке из Vogue.

Зина Корзина (с)

0

60

Блеск и небытие куртизанок

Когда я была очень юной - мне было что-то такое лет шесть - по нашему советскому TV демонстрировали французский мини-сериал 'Splendeurs et misères des courtisanes', то есть «Блеск и нищета куртизанок». Тогда, в 1970-х, было такое время - все смотрели всё, поэтому когда советскому человеку несколько вечеров подряд показывали куртизанок, он их тоже потреблял. Взрослые - смотрели обличительную драму, снятую по бессмертному произведению Оноре нашего де Бальзака, а дети - крутились рядом. Мне что? Я умудрилась даже не спросить, кто такие куртизанки, ибо там было главное, ради чего нужно смотреть кино - шляпки, кружева и локоны. Потом были книги Золя и Мопассана, где тех куртизанок - пруд пруди. Там всё понятно и даже объяснено. Как говорится, «их нравы».

Девочкам на заметку
Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.

Что интересно, когда я начала собирать винтажные открытки Серебряного Века, я тоже не задумывалась, кого там изображали - просто очень красивые или очень пикантные дамы в умопомрачительных нарядах. И подписи - Отеро, Кавальери, Клео де Мерод, Лиан де Пужи, Роза Сахарет. Кто такие - пока было не очень интересно, волновали, как обычно, шляпки и розы. И умопомрачительные талии. Таких шляпок, не говоря уже про талии, теперь не делают. Женщины-цветы, эталон Серебряного Века - времени, называемом у историков моды не иначе, как Belle époque - Прекрасная эпоха.

Девочкам на заметку
Каролина Отеро. Открытка из личной коллекции.

Потом я узнала, что все эти женщины с открыток - всё те же куртизанки, дорогостоящие предметы, товары престижного потребления. Отеро говорила, что прогулка с нею под руку увеличивает вес мужчины в обществе. У этих дам всегда было интересное положение - ими восхищались, они купались в роскоши, они просыпались рядом с королями, но общество (в целом) их презирало. Demimond, полусвет. Светская жизнь, но без прав на так называемое честное имя. Что интересно, эти дамы могли быть вульгарными и распутными, как Отеро и довольно-таки тихими, как Клео де Мерод, вообще не считавшая себя куртизанкой, скорее - фавориткой короля Леопольда II.

Девочкам на заметку
Клео де Мерод. Открытка из личной коллекции.

Но в глазах общества, всё тех же хороших женщин из предместий, все они были ужасными, падшими, неисправимыми. А в глазах богатых и пресыщенных богачей - престижными, брендовыми товарами. Некоторые бездельники, вроде всё того же Леопольда II или Эдуарда VII (сынка святоши Виктории) и вовсе соревновались за право обладать всеми и сразу. В то же время, и сами дамы любили приврать о себе. Так, Отеро, уверяла, что через её постель прошли все государи Европы, и Николай II тоже, хотя это было неправдой. Но такая уж была у них судьба - выдумывать себе интересные биографии. Не можешь называться дочерью магараджи, будь хотя бы любовницей самого-самого.

Девочкам на заметку
Лина Кавальери. Открытка из личной коллекции.

Лина Кавальери, прекрасный цветок оперных подмостков и героиня скандальных хроник, впоследствии писала, что была не просто любовницей князя Барятинского, но и его законной супругой. Правда, это заявление уже прозвучало в тоталитарно-солнечных 1930-х, когда Кавальери была пожилой красавицей, живущей в непонятной ей мусолиниевской Италии. Что интересно, все эти женщины прожили долгую жизнь, разве что Кавальери погибла во время Второй Мировой войны - в её домик угодила бомба, а так бы жила до ста лет, как и Отеро. А Клео де Мерод, которую жёлтая пресса похоронила уже в эпоху джаза, вдруг выплыла из небытия в 1950-х, чтобы судиться с писательницей Симоной Бовуар.

Девочкам на заметку
Роза Сахарет. Открытка из личной коллекции.

Та обозвала её дамочкой полусвета вместе с этими ужасными простолюдинками, вроде Отеро и Сахарет. А какая же она куртизанка, если спала с одним только Леопольдом II? А может и не спала, а просто принимала от него жемчужные нити и бриллиантовых бабочек работы Жоржа Фуке... Но дорогостоящие куртизанки, как и фаворитки уже в 1920-х годах сделались немодными - вожди скрывали своих пассий. Безумные траты Прекрасной Эпохи казались бессмысленными. Впрочем, изысканный разврат - обесценился. В 1920-х его можно было получить и за менее крупную сумму. Сама же Белль Эпок поражала - издали - своим непотребным и бестолковым роскошеством. Марсель Пруст догонял утраченное время, смакуя наряды госпожи Сван, списанную с высокопоставленной камелии - Лиан де Пужи...

Девочкам на заметку
Лиан де Пужи. Найдено где-то в Интернетах.

Зина Корзина (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Девочкам на заметку