Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Магия растений

Сообщений 1 страница 10 из 58

1

Ландыш майский

Тонкий мир

Существует немало легенд о происхождении ландыша. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами.
Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка - горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у креста ее распятого сына.

Древние римляне считали, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки - эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики. Из другой легенды узнаем о том, что ландыши - это счастливый смех Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Кельты полагали, что это - ни больше, ни меньше, как сокровища эльфов. По их легенде, молодые охотники, устроив засаду на диких зверей в лесной чаще, увидели эльфа, летевшего с тяжелой ношей в руках, и выследили его путь. Оказалось, что он нес жемчужину на гору перлов, высившуюся под старым раскидистым деревом. Не устояв перед искушением, один из охотников решил взять себе крохотный перламутровый шарик, но при прикосновении к нему гора сокровищ рассыпалась. Люди кинулись собирать жемчужины, забыв о предосторожности, и на шум их возни прилетел эльфийский король, обративший весь жемчуг в душистые белые цветы. И с тех пор эльфы мстят алчным людям за потерю своего клада, а ландыши любят настолько, что каждый раз натирают их салфетками, сотканными из лунного света.

Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность. В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине.

С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считали символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.

После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыш. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.

Родовое название дано Линнеем по латинскому - Lilium convallium, что означает лилия долин. Английское название - Lily of the Valley (или Lily-of-the-Valley) - повторяет римское значение. Другие русские названия: ландышки, сорочка, молодило, молодильник, виновник. В 1967 году ландыш стал национальным цветком Финляндии. Стилизованные изображения ландыша размещены на полях гербов городов Вейлара (Германия), Луннера (Норвегия) и Меллеруда (Швеция).

0

2

Легенды о подснежнике

Тонкий мир

Подснежники... В этом слове звучит музыка весны, её душа и радость побеждающего зиму тепла и света. Нераскрытый бутон его, похожий на каплю молока вдохновил автора дать настоящему подснежнику название - Галантус, молочный цветок.

Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний…

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.
Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику кипельно белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучимы друг с другом, как друзья.

Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку.

Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялсь - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

А вот еще одна красивая польская легенда о происхождении подснежника.

На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Источник: florets.ru

0

3

Мифы о Первоцвете

Тонкий мир

По мифу о Первоцвете весеннем цветок появился из-за любви эльфийской принцессы к юноше. В Дании рассказывают, как эльфийскую принцессу отпустили на землю, и прогуливаясь по земле она встречает юношу и влюбляется в него. Взволнованная своей новой любовью принцесса забывает о родине и не желает возвращаться. Разозлившись на принцессу царица эльфов превратила в первоцвет, а юношу в анемон, с того времени они начинают цвести вместе и отмирают, так же вместе.

Во многих европейских странах лекарственное растение Первоцвет весенний связан с родными местами, пожалуй из-за этого и существует одна из легенд о Примуле, которая рассказывает об одном юноше стремившийся познать все на этом свете. Он побывал во многих странах, изучил множество наук, постиг тайны подземного и подводного миров. И уже не было человека более знающего чем он, более умного и более сильного. Но полученные знания ни давали ему полного удовлетворения, так как вопросов постоянно становилось все больше. И что бы ему все познать необходимо было попасть на небеса. Долго странствуя и познавая все новое он раздобыл заветный ключ от небес. Но когда он поднялся на самую вершину мира и стоял перед небесными воротами, ему нужно было сделать выбор между вечностью, всеобщим познанием белого света и своей семьей, детьми, родителями, родными местами о которых ему нужно будет забыть. И в последний момент юноша не смог смириться с потерей всего близкого ему и рука его с ключами от ворот дрогнула. Он упал с вершины на землю, когда он очнулся в его руке где были ключи от небесных ворот, в место ключей появился цветок Первоцвет весенний.

В европейских странах существует множество легенд о Первоцвете, в которых рассказывается о разных крестьянах, пастухах, которые находили с помощью цветка находили клады, а затем теряли.

Ещё одна легенда о легенда о Примуле рассказывает о богине Фрее, которая носила на себе разноцветное ожерелье. Изготовили это ожерелье богине гномы. И когда эта молодая красивая богиня наклоняется, её ожерелье касается земли и из него выпадают золотые ключики превращаясь в Первоцветы. Этими золотыми ключиками богиня и открывала ворота весне, весеннему теплу, за которым земля засыпалась яркими цветами.

Источник: ozonit.ru

0

4

Крапива-лебеда

Тонкий мир

Всем известная русская народная сказка о Василисе-Прекрасной и Иване-царевиче при вековых пересказах из уст в уста была подвержена незначительному сокращению – видимо, очередной рассказчик посчитал некоторые моменты в сказке не весьма значительными. Но именно эти «выпавшие» моменты детально рассказывали слушателю о целебных свойствах обыкновенной крапивы. А дело было так... Когда Иван-царевич отправился на поиски своей возлюбленной Василисы-Прекрасной, он, как помнится, долго шел через лес и вышел на поляну, где стояла избушка Бабы-яги. Вокруг избы росла невиданная до той поры человеком высокая чудо-трава.

И когда Иван решил пробраться сквозь нее к домику, трава уколола его своими «злыми» иголками. Поэтому юноша посчитал растение своим врагом и срубил его под корень. Баба-Яга, с незапамятных времен страдающая радикулитом, встретила Ивана весьма негостеприимно, за что и поплатилась после: добрый молодец, вместо того чтобы садиться на лопату, просто выбежал на поляну, собрал в руки охапку крапивы и по-русски отпорол злую старуху. После этой «русской припарки» Баба-Яга навсегда забыла, что такое радикулит, и стала впоследствии другом и союзником Ивана-царевича. Вот такая вот крапива-лебеда!

В народе крапива наделялась божественной силой, служащей для защиты от ведьм. Пучки этого растения вешали у входной двери и на окнах, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в жилище. В древности народ верил, что крапива является исключительно «женским» растением, поэтому мужчины опасались ее использовать, это якобы грозило им различными несчастьями и болезнями. У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы - ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы.

По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы. Следующее за Троициным днем воскресенье называют “Русальным заговеньем”, или “Крапивным заговеньем”. В этот день для защиты от русалок принято стегать друг друга крапивой. Народное эстонское название крапивы “поцелуй холостяка” как бы олицетворяет собой все жгучее и едкое. Крапива часто упоминается в русском фольклоре. Из-за ее специфических качеств, ее упоминают в пословицах и поговорках. Для детей придуманы загадки, главной героиней которых является крапива. Существуют сказки, и даже легенды о крапиве. Верить или не верить в них, дело каждого. Мы лишь знакомим вас с народным творчеством о крапиве.

Пословицы и поговорки о крапиве
- Злое семя крапива, не сварить из него пива.
- Жжется, как крапива, а колется, как еж.
- Кабы на крапиву не мороз, так бы с нею и ладов не было.
- Жгуча крапива родится, да во щах уварится.
- Крапива и молода, а уже кусается.
- Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
- С иным водиться - что в крапиву садиться.
- Старая крапива сильнее жжёт.
- Хороша слобода, да крапивой поросла.
- Не всякая мачеха - крапива, не всякая падчерица - маков цвет.
- Чужими руками легче крапиву рвать.

Другие названия: болюшник, ветрень, джидуха, дыкун, жала, жалива, жаливица, жаливуха, жалица, жалюта, жалячка, жаруха, жгучка, жегала, жегалка, жигавка, жигучница, жижка, кастырка, кригун, огонь-трава, пекучка, пекучник, сейзир, спорекуша, стрекава, стрекавка, стрекавина, стреканка, стрекива, стрекучка, стрекучная трава, шалива, юнка.

Травянистый многолетник с длинным ползучим корневищем и прямостоячим четырехгранным стеблем высотой 100—150 см. Листья супротивные, черешковые, яйцевидно-ланцетные, покрыты жгучими волосками. Каждое взрослое растение вооружено примерно десятью миллионами жалящих волосков. Цветки мелкие, зеленоватые, собраны в колосовидные соцветия.

Плоды — мелкие орешки. Цветет в июне—сентябре.

0

5

Мать-и-мачеха

Тонкий мир

Легенда гласит, что давным-давно мужчина полюбил другую женщину и ушел из своей семьи. От прежней семьи у него осталась доченька с чудесными желто - золотистыми волосами. Новая жена сильно заревновала к свое дочери и решила ту просто убить. Заманила ребенка на крутой обрыв и толкнула вниз. Мать увидела, что дома доченьки нет, и побежала ее искать. Нашла, к сожалению, мертвую. Забежала она в дом к мачехе и притащила ее к обрыву. А потом в женской борьбе обе упали с обрыва.

Вот и выросли на этом месте маленькие золотисто - желтые цветочки под стать златокудрой девочке. А листья у одной из сторон, как материнская любовь, стали мягкими и нежными. С другой, как ненависть горе мачехи - жесткими и холодными.

С глубокой древности мать-и-мачеха считалась волшебной травой и широко использовалась в магии. Например, для получения власти, ясновидения, установки контакта с обитателями тонкого мира. Дымом из мать-и-мачехи изгоняли злых духов и призывали добрых. Мать-и-мачеха особенно помогает женщинам и детям. Для здоровья и благополучия ребёнка лист мать-и-мачех зашивали в ладанку или клали под матрас ребёнка. А если сплести из цветов мать-и-мачехи венок и положить его на белое блюдо в комнате, где чаще всего собираются домочадцы, в семье воцарится любовь, покой и заботливое отношение друг к другу.

Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветных. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство.

Окрас цветков золотисто-жёлтый, цветки краевые – язычковые, средние – трубчатые, пестичные. Цветки мать-и-мачехи обоеполые. Листья прикорневые и появляются после тог, как растение отцвело, имеют округло-сердцевидную форму, немного угловатые, достаточно плотные, имеются неровные зубчики на краю, снизу и сверху листики беловойлочные. Когда прикасаешься к листьям, они кажутся тёплыми, верхняя поверхность голая, холодная. Семянки у мать-и-мачехи с хохолком.

Мать-и-мачеха растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, а также, как и любое сорное растение, может расти на полях.

0

6

Легендарный Одуванчик

Тонкий мир

Все мы привыкли к желтым цветкам «солнечного» растения но, на Кавказе, в горах, попадаются пурпурные, а на Тянь-Шане – лиловые. В христианстве одуванчик как одна из «горьких трав» стал символом страстей Господних, и именно в таком качестве он присутствует на изображениях Распятия Мадонны с Младенцем. Считается, что символизм Эмблемы Страстей Христовых, вероятно, связан с горечью листьев этого растения. В сценах Распятия одуванчик иногда встречается в нидерландской живописи. Одуванчик — традиционный символ горя вообще. В народе одуванчикам приписывали и охранительные свойства. Например, их раскладывали у детских кроваток от сглаза. Связывали с этим цветком и некоторые приметы. Так, например, считалось, что цветущие одуванчики в зеленой траве, увиденные во сне, предсказывают счастливые союзы и благополучные обстоятельства.

Существует легенда о происхождении одуванчика: В давние времена на берегу Большой реки была маленькая деревушка. На самом ее краю стоял крошечный домик, похожий на теремок. В нем жила миловидная девочка. Она пасла козу и торговала молоком. В зеленом платье и золотисто-желтой косынке она с деревянным подойником обходила дома и каждому, кто желал, наливала молока в кувшин. Девочка была похожа на добрую фею.

Веселая и улыбчивая, она для каждого находила доброе слово и каждому приносила благую весть: желала здоровья больным, мирила повздоривших супругов, а девушкам предсказывала скорое и счастливое замужество. Может быть, поэтому ее всюду и ждали с нетерпением, ибо ее приветливая улыбка несла солнце и весну даже в самые мрачные дома. Люди прозвали ее за это Молочницей-Отдуваночкой, так как она "отдувала", отгоняла от них тяжелые мысли и плохое настроение. Прозвище это звучало так мило, что ничуть не обижало девочку.

Повзрослела Молочница-Отдуваночка и горячо полюбила Жаворонка за его песню без слов. Эта песня волновала ее до глубины души. Весь мир зазвучал для девушки песней Жаворонка. Тряхнет ли козочка головой, зазвенит ли на шее у нее бубенчик, а девушка уже бежит посмотреть, не летит ли Жаворонок над прогоном. Свистнет ли на старой липе иволга, Молочница-Отдуваночка сразу же спешит на этот зов, думая, что ее ждет Жаворонок. И по ночам ей снились его песня и призыв.

Счастье переполняло сердце девушки. Но длилось оно недолго. Она сама разрушила свою большую любовь. Ей захотелось узнать слова песни Жаворонка. Он опустился к ней из поднебесья и пропел: "Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч". Охватило девушку желание удержать любимого, оставить его рядом с собой навсегда, и бросилась она к нему с мольбой об этом. Но, вольная птица, Жаворонок взмыл в небо и улетел. Только теперь Молочница-Отдуваночка поняла, что, захотев лишить Жаворонка свободы, потеряла его любовь. В отчаянии она взмахнула косынкой, и выпало из нее несколько золотых монеток. И полетели золотые, закружились на сильном, ураганном ветру с Большой реки. Долго бушевал ветер и разносил золотые по всему свету. Там, где они падали, весной появлялось много золотистых цветов, которые люди с тех пор стали называть просто одуванчиками. А Жаворонок кружит над ними и поет свою песню без слов.

На Руси об этом растении рассказывали такое: он был самым любимым цветком, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху.Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

В поэме Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» сын могучего Мэджекивиса теплый Южный Ветер Шавондази был тучен, ленив и неповоротлив. Лишь одна печаль смущала его сердце: он влюбился в девушку с гибким стройным станом, одетую в зеленый наряд, с золотыми, как солнце косами. Изнывая от любви, он смотрел на нее лишь издали.

Но однажды утром Шавондази вдруг обнаружил, что кудри у его милой поблекли и стали белыми, как снег. С негодованием обратился он к своему брату, Северному Ветру, обвиняя его в том, что он якобы похитил его возлюбленную, как вы уже успели догадаться, которая и была скромным цветком одуванчика.

0

7

Береза. Легенды и поверья

Тонкий мир

Береза – Родовое название – от кельтского «btu» – береза и латинского pendulis – повислый.

Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово, batula, от глагола batuere, переводимого как «бить» или «сечь» з напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

Обычаи древних славян, связанные с березой повествуют, что по случаю рождения ребенка необходимо сажать у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.

В восточнославянской мифологии Береза священное дерево. Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» — старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Березы, подобного прусскому Бирзулису.

Так же циркулирует сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

Белая береза — поэтический женский символ, лирический образ весны, света, девственной чистоты у славян, прибалтов, германских и многочисленных угро-финских племен. На Руси стройная «зе-ленокосая» березка всегда ассоциировалась со скромной девушкой-красавицей, да и саму Россию, освещенную белыми березовыми рощами, великий певец природной красоты Сергей Есенин недаром называл «страной березового ситца».

В мифологии славян береза предстает в виде Мирового Древа. Среди бушующих волн сказочного моря-океана лежит райский остров Березань — там и растет солнечная береза, вниз ветвями, вверх корнями. Образ Космического Древа береза принимает и у сибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа.
В языческой религии северных народов «древо света» окружено благоговейной любовью. Береза — священное дерево скандинавского громовержца Тора, исландской богини красоты Фрейи, верховных богов-демиургов народов Сибири (Нумиторума — у обских угров, Кылчина — у удмуртов, «Земной Матери—у манси и т.д.).

В азиатской части нашей страны культ березы был широко распространен. Люди верили, что в священном дереве обитает добрый дух — покровитель данной территории и местного населения. Якуты, например, выбирали объектом поклонения могучую, старую березу, стоящую отдельно на кургане или на опушке леса. Они обращались к заступнице с просьбами, украшали ее яркими ленточками, тщательно оберегали от чужаков. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву, ибо каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол — погибнет все племя.

У восточных и западных славян священная береза считалась лучшим природным оберегом. Существует предположение, что и само название благословенного дерева происходит от глагола «беречь». Сажая березку под окном, наш предок рассчитывал, что она отпугнет от дома духов зла, не подпустит к нему ведьм и колдунов, защитит от ударов молнии.
Другая группа магических свойств березы имела непосредственную связь с плодородием и изобилием: для получения обильного урожая зерновых в пашню втыкали березовую веточку; для обеспечения достатка в доме ее укрепляли под крышей; для приумножения скота березовую чурку закапывали под порогом хлева и т.д. Кроме того, славяне верили в целительную силу священного дерева. Правда, береза, как женский талисман, помогала только больным девочкам и девушкам, поэтому их водили или носили в березовую рощу, а мальчиков — в дубраву.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в обрядовой практике славян береза являлась эмблемой незамужней девушки. В лирических и свадебных песнях береза всегда иносказательно указывала на девушку. В белорусских похоронных плачах умерших девушек называли «белыми березами». В четверг перед Троицей взрослые девушки проводили в роще обряд «завивания березки», испрашивая у своей покро-вительницы пригожего жениха. Во время сватовства родители жениха, обращаясь к родителям невесты, начинали свою речь с метафор: «У вас есть березка, а у нас — дубок...»

Не все деревья хороши. Некоторые из берез фантазия славян населила демоническими существами женского пола. Белорусы считали, что в плакучей березе, чьи ветви печально опустились до самой земли, томится душа трагически погибшей невинной девушки. Суеверные поляки страшились уродливо искривленных берез, уверяя, что под таким проклятым деревом непременно лежит труп, а вместо березового сока в его стволе циркулирует человеческая кровь.

У страха глаза велики. Иной видел, как в призрачном свете луны на ветвях кривой березы, словно в гамаке, томно раска-чивалась русалка, терпеливо поджидающая одинокого путника, чтобы навязать ему свои омерзительные ласки; другой божился, что местная ведьма надоила с ветвей березы столько молока, сколько и не снилось розовощекой ударнице-доярке с ее буренкой-рекордсменкой.

Все эти и подобные им россказни, относящиеся по большей части к деревьям странной или уродливой формы, нисколько не повредили репутации белоствольной красавицы. С утверждением христианства, когда многие языческие традиции славянского мира были отринуты и забыты, отношение к березе не изменилось. Напротив, возникли новые легенды и поверья, прославляющие это замечательное дерево. Польское предание гласит, что береза однажды приютила Богородицу с младенцем — Христом, укрыв Святое семейство от проливного дождя, а русское поверье утверждало, что в ветвях березы пряталась от нечистого святая Параскева-Пятница.

В древнерусской истории береза вполне могла бы претендовать на роль эмблемы народного просвещения. В ту эпоху, когда бумаги еще не знали, простые русские люди, не имевшие возможности приобрести дорогостоящий пергамент, использовали для письма бересту. Археологические находки позволяют сделать вывод о массовом применении берестяных грамот на Руси. На бересте писали письма, вели хозяйственные записи, а детям она служила в качестве учебной тетради. Например, знаменитая берестяная «тетрадь» новгородского мальчика Онфима, сплошь изрисованная каракулями и смешными рожицами, дает нам ценнейшую информацию относительно того, что и в древности хватало двоечников и лоботрясов.

В славянском народном календаре березе отведено самое почетное место. В те отдаленные времена год начинался не 1 января, а 1 марта, и этот первый весенний месяц, когда береза начинала давать сок, носил имя «березень».

myfhology.info

0

8

Ну и.................... дорогие мои.   Как я понимаю, высшие Силы снова переиграли глупых подопытных кроликов, возомнивших себя крутыми игроками. Читаем вот эту статью

https://pikabu.ru/story/notr_dam_de_par … ni_4417731

0

9

Майский цвет

Тонкий мир

Боярышник настолько связан с Бельтейном, что его называют "майским цветом", по-ирландски - bláth bán na Bealtaine (белые цветы Бельтейна), и порой говорят даже, что не наступит Бельтейнское время, пока не покроются корявые и колючие ветки боярышника нежными белыми цветками.

У островных кельтов боярышник был одним из священных растений; связанная с ним фэда Огама Huath открывает вторую семью этого священного алфавита, а сам боярышник неоднократно упоминается в сказках, легендах и мифах. Боярышник - бабушка и сестрица, он всегда ассоциировался с женским началом, а из-за того, что боярышник зимой гол, коряв и колюч, а по весне покрывается нежнейшими белыми цветами, он стал ассоциироваться с двумя божественными ликами: с Зимней Старухой и Летней Девой. Обе они, по сути, одно, но в разное время, в разные времена года она оборачивается к нам то одним, то другим ликом, а то, что их связывает - это чистота. Боярышник, несмотря на то, что растение это приносит плоды, почти не ассоциировался с третьим ликом богини, с плодородной Матерью. Одно из значений этого растения - чистота, в том числе чистота физическая, и если Дева - еще не утратила своей чистоты и девственной силы, то Старуха - уже чиста, она уже за пределам плодородного этапа. Поэтому увенчана боярышником Майская Дева - Невеста, что вот-вот сольется со своим избранным в священном браке, потому носит боярышниковый посох Старуха.

Боярышник - растение грани, он нередко считался стражем врат между мирами, старые боярышники отмечали те места, где лежали входы в холмы, от одинокого боярышника могла начаться туманная тропа, ведущая в Иной мир. И по этой причине тоже боярышник - растение Бельтейна, который и сам лежит на границе между двумя половинами года, тёмной и светлой, между зимой и летом, и по весне распускаются его цветы, обозначая то самое время, когда распахнутся двери между мирами, и существа и той, и другой сторон вступят в великий танец, наполняющий бытие жизненной силой.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

10

Расцветает боярышник…

Тонкий мир

Деревья стоят в зелено-белой пене, похожей на пену морских волн и источают изумительный сладкий аромат. Великолепный цветущий куст манит меня, как магнит. Я подхожу к нему осторожно, с уважением. В старых преданиях говорится, что одиноко стоящий боярышник — это место обитания фейри, природных духов, и что когда дерево цветет, духи бывают особенно активны. Когда стоишь рядом с этим кружевом из белоснежных лепестков и зеленых листьев, то поневоле начинаешь в это верить.

Боярышник… Вестник весеннего прилива. Шерох листьев на ветру, как шепот волн. И этот запах… Он накатывает и накрывает меня с головой! Я не собираюсь противиться и покорно отдаю себя во власть этой стихии. Я опускаюсь на самое дно, чтобы потом вернуться очищенной и обновленной, искупавшись в белых лепестках дерева, стоящего на границе миров…

Я снимаю обувь, ставшую вдруг такой неудобной и сковывающей, и прохожу последние метры босиком, чувствуя под ногами влажную от дождя траву. Ночью была гроза. Обычно, я никогда не ложусь на мокрую землю. Не хочется пачкать одежду и волосы, не хочется расставаться с теплом и уютом… Но сегодня все не так. Сегодня аромат боярышника, словно кокон, отгораживает меня от всего мира, от всех доводов разума. Есть только чувства и эмоции, свободно льющиеся в сердце. Я ложусь на траву, среди пушистых головок белых одуванчиков, а над моей головой тихонько покачиваются цветущие ветви.

Расцветает боярышник, а это значит, что приближается время костров, время чудес, время неуловимых шепотков в траве и время множества глаз, мерцающих во тьме. Расцветает боярышник, расцветает природа и расцветают люди. Там где раньше стояли сухие стебли, теперь гудит и полнится жизнью разнотравье. Там где вздымались вверх, подобно старческим рукам, голые ветви, теперь бушует зелень листвы и радостный гомон птиц не умолкает ни на минуту. Колесо повернулось от смерти к жизни, и эта жизнь бьет через край! Искристая, яркая, многогранная и не знающая преград! Я лежу на траве и вбираю в себя это ликование. Я растворяюсь в окружающем меня мире, я отдаю себя Жизни и эту радость, этот восторг невозможно описать!

На ствол боярышника, всего в паре метров от меня, опускается дятел и деловито, начинает обстукивать дерево. Дробь его ударов смешивается с ритмом моего собственного сердца. Я начинаю улавливать странную музыку, доносящуюсь ко мне отовсюду. Пение птиц, шерох ветра, стрекотание кузнечиков… Только что все это было само по себе, но слившись воедино в моей душе, переплетаясь с мелодией моего сердца, все эти звуки стали Божественной Симфонией… Я вбираю в себя все, до последней капли, до последней детали…

Прилив сошел, и я поднимаюсь, словно рожденная из бело-зеленой пены богиня. Чары боярышника отпускают меня, поселившись во мне на веки. Я поднимаюсь и иду назад, а за мной в траве стелятся легкие шепотки и шелестящий смех зеленых духов.

Svetlana Husser

0