Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » «Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри


«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Сообщений 11 страница 20 из 35

11

Фандом: фанфики

29.48 КБЭкспансия директорской линейки в смежные медиа была лишь одной из форм продвижения сериала на рынок, традиционно пренебрегавший научной фантастикой - геттоизированным жанром «низовой» культуры. Особую заботу шоураннеры «Директора» уделяли культивированию питательной среды для фандома.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

С марта 1974 года –прямо посреди первого Большого сезона – в «Литературной газете» стал печататься «директорский» фанзин под названием «Если бы Директором был я». Бессменный ведущий фанзина, известный журналист Анатолий Захарович Рубинов, перелопачивал тонны фанфиков, присылаемых в редакцию, отбирая для публикации в рубрике «Патентное бюро» самые безумные и невероятные идеи (например, о сокращении числа часовых поясов, переходе на зимнее время или о выдаче пассажирам бесплатных багажных тележек на вокзалах и в аэропортах) для будущих приключений Директора.

Авторам лучших предложений (в 1983 году часть их была собрана в книгу, переведенную на 8 мировых языков) редакция присуждала "Диплом Директора" вместе с квитанцией на годовую подписку "Литературки". ...

К сожалению, в начале 90-х новое руководство «Литературной газеты», освобождая помещения для сдачи в аренду, распорядилось вынести полумиллионный архив писем, пришедших в адрес фанзина – бесценный источник по клинической антропологии Русского мира - на свалку. Анатолию Захаровичу удалось спасти большую часть вымокшего под дождем и засыпанного строительным мусором архива, и после долгих мытарств «коллекция Рубинова» заняла достойное место в отделе рукописей Библиотеки Конгресса США, получив признание в качестве базы сюжетов для новых сайфай-сериалов.

moskovitza (с)

0

12

Фандом: косплеи

"Диплом Директора" был лишь одним из множества знаков благочестия «хувианцев», как на иностранный манер называли себя некоторые фанаты. Большой популярностью пользовалась колючая бижутерия с символикой сериала, которую выпускали партийные, профсоюзные и хозяйственные органы. Кто из хувианцев не мечтал бы появиться на директорском косплее со значком ЦК ВЛКСМ «Мастер-умелец» или памятной медалью «Мастер – золотые руки»!

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Косплеи «Директора Кто» проходили регулярно на всем протяжении Больших сезонов – под эгидой ежегодных Конвенций (т.н. всесоюзных совещаний молодых передовиков производства; следует отметить, что английским хувианцам удалось собрать свою первую конвенцию - Паноптикон - только в 1977 году) или в рамках многочисленных и чрезвычайно популярных среди участников директорского фандома деловых (имитационных) игр.

Одна из таких деловых игр, кстати, возобновившихся в СССР практически одновременно с перезапуском «Директора» (первая кафедра деловых игр была создана под руководством профессора Жукова при одном из отраслевых НИИ в 1972 году) была показана в эпизоде «Обычный месяц»: в Институте кибернетики ее проводит соратник Директора (Кирилла Лаврова), безумный профессор Тищенко (мутная взвесь из академика Глушкова и методолога Щедровицкого).

Идеи фанзина «Если бы Директором был я» и игровых конвентов были использованы также в эпизодах «Хочу быть министром» (BS05е12) Екатерины Сташевской, работавшей еще на съемках первой версии классического «Директора» (CDW-30) с Евгением Урбанским, «Если бы я был начальником» (BS08е13) маэстро ужасов Альберта Мкртчяна и «Дублер начинает действовать» (BS11е20) короля психоделии Эрнеста Ясана.

moskovitza (с)

0

13

Фандом: рекапы

26.53 КБФанзин «Если бы Директором был я» не был единственным литературным прибежищем фандома. С первого же года выпуска (1965) свои страницы для обсуждения любимого сериала предоставило хувианцам ежемесячное рекламное обозрение «Спутник кинозрителя», входившее в медиахолдинг Госкино.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Пионерское вертикальное программирование «Директора Кто» с регулярными промежутками между эпизодами и сезонами способствовало развитию уникальной культуры рекапов – одного из высших проявлений вовлеченности зрителя во вселенную сериала. Появлявшиеся по горячим следам в «Спутнике» записи с кратким содержанием каждого нового эпизода позволяли десяткам тысяч фанатов синхронизировать свои переживания: хувианцы ждали рекапов от любимых киноблогеров – Софьи Дуниной, Михаила Белявского, Ирины Рубановой, Андрея Зоркого, Нонны Светловой – с не меньшим трепетом, чем очередных выпусков «Директора», и зачастую бывали вознаграждены уровнем анализа, не уступающим разбору в профессиональной печати.

Достаточно сравнить вышедшие одновременно – в январских номерах «Советского экрана» и «Спутника кинозрителя» за 1975 год - рецензию Татьяны Ивановой на эпизод «Твой первый час» (BS02е14) бакинского режиссера Арифа Бабаева и рекап Татьяны Хлоплянкиной (Странноватые эпизоды «Директора» от мастеров «Азербайджанфильма» - Атамалибекова, Бабаева, Исмайлова, Оджагова - всегда пользовались большим успехом у фанатов: ведь на берегах Апшерона «плановая» - это не экономика, а «симпотичная такая, стройная девчёнка из Баку», знающая, как и чем сдвинуть «точку сборки» для лучшего восприятия «параллельных» директорских миров).

moskovitza (с)

0

14

Фандом: фансервис

В отличие от многих своих коллег и подчиненных, надменно игравших в авторское кино, «кино без зрителя», Лапин и ФТЕ отлично понимали, что за преданность фандома надо платить. Начиная с середины 70-х годов создатели «Директора» генерируют зашкаливающее количество фансервиса на любой вкус. Есть в сериале и традиционное простенькое панцу от королевы жанра Ксении Мининой в сцене девичьей драки подушками из чик-флика «Наследники» (BS04е01) по одноименному роману Николая Трофимовича Сизова, бывшего ментовского начальника, отслужившего все Большие сезоны на посту генерального директора «Мосфильма».

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Любителям фапать на «обнаженку» Юлий Райзман в «Частной жизни» (BS09е22) – последнем эпизоде с участием Первого Директора Михаила Ульянова - предлагает по одной сиське от Ии Саввиной и Татьяны Догилевой. Есть и откровенный слэш, как в эпизоде «Эта мужская дружба» (BS10е13) или в любой из серий с участием самого слэшевого из Директоров Александра Парры (например, «Место действия» (BS11е07) или «Стратегия риска» (BS06е09)). Фанаты фем-слэша получают свое в эпизоде «Голубка» (BS05е13), где Мастера Голубеву (красавица Проклова) затаскивает в койку общаги ее злобноватая подруга Вера (крутолобая скуластая Ольга Науменко, известная как Галя из «Иронии судьбы»).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Но самый откровенный фансервис, конечно же, содержится в многочисленных эпизодах типа «Porn without Plot», выстроенных по одной и той же схеме: бесконечно одинокий Директор оказывается в командировке/проездом в незнакомом городе, случайно встречает неприкаянную Спутницу с неустроенной судьбой и проводит с ней романтическую ночь, чтобы утром незаметно уйти, оставив на память только мятые простыни.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Начавшись с «классического» эпизода «Срочно требуются седые волосы» (CDW-28) с Вторым Директором – Кириллом Лавровым (и его позднейшего ремейка «Поздняя встреча» (BS06е19) с Алексеем Баталовым), PwP кочевал из серии в серию («Дождь в чужом городе» (BS07е14) с Геннадием Фроловым и Людмилой Зайцевой, «Транзит» с Михаилом Ульяновым и Мариной Нееловой (BS 09е20), «Проездом» с Владимиром Заманским и Натальей Фатеевой (BS09е24), и т.п.), достигнув апогея в «Путешествии в другой город» (BS08е04) Виктора Трегубовича, вынесшем целевой аудитории мозг постельными сценами с участием обнаженного Кирилла Лаврова в эффектных татуировках.

moskovitza (с)

0

15

Фандом: фэйспалм

Одним из секретов эффективности «директорского» фансервиса было то, что Лапин и ФТЕ смогли убедить постоянных исполнителей роли Директора в необходимости целенаправленно работать на фандом, например, из эпизода в эпизод разыгрывая пластические этюды на заданную тему.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Актерское мастерство в дисциплине «фэйспалм» с видимым удовольствием демонстрировали директора Ульянов («Обратная связь», «Факты минувшего дня», «Частная жизнь»), Лавров («Обычный месяц»), Ефремов («Активная зона», «Комиссия по расследованию» (BS06е18)), Заманский («Здесь наш дом»), Парра («Проводы» (BS06е13)) и даже Альбина Матвеева в «реверсивном» эпизоде «Единственный мужчина» (BS08е27), в котором Игорь Васильев попробовал себя в роли Спутника женщины-Директора (первое появление женщины-Директора в сериале состоялось еще в эпизоде Виктора Трегубовича «Старые стены» (BS01е12) с участием Людмилы Гурченко; если, конечно, не учитывать «Сибирячку» (Cyberwoman, CDW-44) Алексея Салтыкова, в которой героиня Валерии Заклунной только начала мутировать из Парторга в Директора).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Но непревзойденным мастером фэйспалма по праву считался один из ведущих Мастеров сериала Всеволод Сафонов, практиковавший помимо традиционного «ёбаного стыда» такие редкие дисциплины как групповой фэйспалм (в семейном дуэте со Спутницей Эльзой “Кибрит” Леждей («Быть братом», BS04e23) и форсированный обратный фэйспалм aka «шмась» («За все в ответе», BS07e06).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Капитан Пикар не случайно решился на свой первый фэйспалм только в 1987 году, на исходе последнего из Больших директорских сезонов. Создатели «Звездного пути» побоялись вступить в открытое состязание с командой «Директора», хорошо зная, что она любит и умеет отстаивать свой сериальный приоритет.

moskovitza (с)

0

16

Холивар: Гостелерадио vs ВВС

32.29 КБОбщеизвестно, что эпигоны с ВВС не раз заимствовали новаторские идеи у создателей «Директора», порой не гнушаясь прямым копированием. Например, специальный эпизод, в котором принимали участие все пять (на тот момент) актеров, исполнявших главную роль в английской версии DW, вышел на экран спустя пять лет после премьеры «Обратной связи», в которой Трегубович собрал на экране одновременно Ульянова, Лаврова, Владимирова, Гурченко и Янковского (повторить успех эпизода 1982 года «Свидание с молодостью» (BS10e02), в котором Директор (Кирилл Лавров), приехав в провинциальный город, случайно встречает свою взрослую дочь, о существовании которой он даже не догадывался, решилась только новая команда английского DW в 2008 году).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Колкости в адрес «одалживающихся» английских коллег можно встретить практически в каждом эпизоде «Директора». «Зеленые лужайки Лондона выглядят невесело, город кажется серым и мрачным», - неожиданно сообщает ведущий телевизионного прогноза погоды не верящему своим ушам Директору строительства тоннеля в Заполярье, обезумевшему от бесконечных сполохов северного сияния (Игорь Васильев в эпизоде «Линия жизни» (BS08e22)). Эпизод «Право первой подписи» (BS06e08) открывается каскадом пугающих непременную Наталью Фатееву сообщений подобного же рода с телетайпной ленты ТАСС: « Лондон: Драка на карнавале в Ноттинг-Хилл, вызванная расовыми волнениями. Лондон: Иностранные туристы спешат обменять валюту в связи с резким падением курса доллара».

«Девушка, вы, наверное, из Москвы?», – пристает скучающая шоферня к потенциальной Cпутнице Директора металлургического комбината (Галина Микеладзе скрашивает одиночество мужественного Александра Михайлова в эпизоде «Обретешь в бою»), и, услышав в ответ: «Не угадали, из Лондона!», ужасается: «Скажите пожалуйста, из такой глуши!»... В 1975 году, когда с голубого экрана прозвучали эти слова, Лондон действительно мог показаться глухой сериальной провинцией любому, кто сравнил бы фантастические вселенные «Директора Кто» и его английской версии.

moskovitza (с)

0

17

Мультивидуум в Мультиверсе

30.04 КБКардинальным образом различаются в двух версиях DW семантические конструкции возможных миров и, в первую очередь, место, занимаемое в них главным героем и отведенное для наблюдателя.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Если сценаристы ВВС, идя на поводу у традиционных «рациональных» представлений о линейности истории, наделяют своего героя свойством регенерации, оправдывая тем самым его последовательные появления в новых обличьях (обычно совпадающие с началом нового сезона или цикла), то Директор с первых же эпизодов заявлен его создателями как Мультивидуум в Мультиверсе – принципиально новый для научной фантастики бессмертный герой, существующий одновременно во множестве воплощений и в любых временных точках бесконечного числа ризоматически устроенных вселенных. «Ты что, единственный Директор на свете?» – задыхается от неожиданной, не укладывающейся в сознании догадки Спутница директора комбината «Северный» (Наталья Фатеева) в «Личной жизни директора» (по одноименному роману Валерия Гейдеко, повесившегося в ванной комнате московской съемной квартиры незадолго до премьеры эпизода).

При этом сама Спутница не подозревает, что тоже является бессмертным мультивидуумом – единственным и неповторимым компаньоном Директора («Мы - глупые букашки, живем мгновение», - говорит Фатеева Ульянову в «Битве в пути»), и что множество телесных оболочек, вмещающих неизменную усталую разведенку с подрастающим ребенком, различимо лишь с позиции наблюдателя, абсолютно внешней по отношению к мирам, в которых существуют герои сериала.

moskovitza (с)

0

18

Реаллюзия

35.40 КБМультивселенная сериала является симулякром третьего порядка, созданным при помощи уникального заплетающегося киноязыка, делающего миры Директора одновременно хорошо знакомыми зрителю и бесконечно далекими от него, обладающими гипнотической магией раз-узнавания по отношению к зрительскому сознанию. В отличие от современной «Директору» фантастики, которую интересовало взаимопроникновение настоящей и вымышленной реальности, Лапин, ФТЕ и их единомышленники ставят под сомнение реальность как таковую.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Так, чтобы добиться особой – смещенной – достоверности непредставимого фантазма, эффекта реаллюзии, опытнейший Юлий Карасик для съемок эпизода «Самый жаркий месяц» выстроил в одном из павильонов «Мосфильма» декорацию огромного мартеновского цеха. Посетивший съемочную площадку в октябре 1973 года мастер Кузнецкого металлургического комбината Юрий Петрович Широков был настолько потрясен картиной передового производства, что не мог поверить в бутафорию, пока не постучал по стене «мартена», отозвавшейся глухим деревянным звуком.

«Сталеплавильщик с недоуменной улыбкой отошел прочь», - вспоминает случайный свидетель этой сцены. (Чтобы оценить художественный прием Карасика, следует иметь в виду, что режиссеры «Директора» – в отличие от своих английских коллег - были неограничены в выборе промышленной натуры для съемок: авторы английской версии DW впервые попали в цеха настоящего металлургического комбината в Понтипуле только в 2008 году; впрочем, к этому времени производство там было уже свернуто). Режиссер Валерий Исаков в «Наследниках» предельно обнажил этот кинематографический прием: когда Директор Химстроя (колоритный Борис Кудрявцев) на производственном совещании обращается к своему подручному со словами «Откройте макет», камера отъезжает, открывая взгляду собравшихся привязанный к местности действующий Макет комбината в натуральную величину...

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

40.29 КБТоржественно экспонированная гиперреалистическая декорация, макет, превосходящий реальность, отсылает зрителя к несуществующему референту т.н. «современного социалистического производства» - симулякру второго порядка. Советская индустриальная мощь, как хорошо было известно мастеру Широкову, тоже существовала только в макете, представляя собой чистый эйдос промышленного производства, фактически - производство речи, уникального набора означающих (от «знака качества» до «трудовой эстафеты»), имитирующих «реальную экономику» в традиционном обществе символического обмена.

Большие сезоны «Директора Кто» ознаменовали смену Больших стилей - социалистический реализм с его ориентацией на референта, т.е. на невозможное, уступил место реализму модальному. Пространство мультивселенной одержало окончательную победу над абсолютным (историческим) временем, которым бессмертный Директор пользуется исключительно как четвертым измерением, позволяющим вносить изменения в Макет «задним числом». Мифическое время директора – не в прошлом («золотом веке первопредков») и не в светлом будущем (напрасно было бы усматривать в сериале новый извод фантастики ближнего прицела с небольшим приращением времени, неловко вмещаемым в рамки современности), а в параллельной вселенной Небесного СССР. Наблюдатель за вселенной «Директора» занимает уникальную позицию в «скважине между мирами», следя за похождениями героя в Небесном СССР не из своего пустотного бытия, в котором он находится как рядовой Зритель у телеэкрана или в кинозале, а из Советской Симулятивной Реальности – знаковой системы, накрывающей гигантской полуистлевшей портянкой в пропорции 1:1 русскую ледяную Пустыню Реальности.

moskovitza (с)

0

19

Прошлое ветвится из Настоящего

20.16 КБДиректор, за долгую сериальную историю сроднившийся со вверенным ему несчастным рабочим людом, так и не уверовавшим в квази-рациональное чудо научной организации труда, отправляется в прошлое, чтобы переписать его в соответствии с местными карго-верованиями и тем содействовать переформатированию коллективной памяти. История для Директора - это ветвящаяся в Небесное прошлое корневая система Симулятивного настоящего.

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Первая задача путешествий Директора во времени - стереть из коллективного подсознательного травматическое восприятие насильственной урбанизации как внешнего воздействия (обусловленного не исторической необходимостью, но текущими задачами криптоколониальных властей), сделав истоком и движущей силой «сталинской индустриализации» самих автохтонов, которым необходимые знания и социальный опыт открываются как чудо, завещанное предками и – вопреки их воле – на время оказавшееся в руках больших белых людей. Самыми популярными героями «исторической» линейки становятся «прошлые» воплощения Директора – талантливый русский инженер-самоучка в склеенных изолентой очках, невесть откуда взявшийся и совершивший уникальные технические открытия «из головы» (вне всякой научной школы, не имевшей шансов сложиться в Русском мире), и воплотивший эти открытия в жизнь талантливый русский организатор промышленности – хронически недосыпающий чекист в онучах, строящий с нуля гигантские промышленные объекты (вне всякой институциональной рамки, исторического и социального контекста промышленного производства, опирающегося на нуклеарную семью, трансцендентную трудовую этику, рациональную телесность, цеховое приобщение к профессии и прочие необходимые условия, чуждые Русскому укладу).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

28.41 КБВместе с Директором в сериальное «прошлое» Небесного СССР проросли метастазы симулятивного настоящего, сожрав всякие упоминания о «криптоколониальном» техническом надзоре и рабском труде как двух основах «индустриализации». Уже в пилотном («нулевом») эпизоде «Ровесник века» режиссера Самсона Самсонова Директор автозавода (Николай Лебедев), выходец из простых рабочих, организует не лицензионную отверточную сборку грузовиков из готовых узлов американского "Аутокара", а уникальное собственное производство (в сериал вошел не пилот, а его переснятая парой лет позже Алексеем Салтыковым версия под каноническим названием «Директор»).

В классическом эпизоде «Время, вперед!» номенклатурного классика Швейцера (CDW-14) Магнитогорский металлургический комбинат возводят не американские инженеры Макморей и Струвен из фирмы Arthur McKee и не принесенные в строительную жертву 22 тысячи узников ГУЛага, а водевильные бригады «стахановцев» - самовоспроизводящегося коллективного тела, для которого труд – не продуктивное усилие, а "дело чести, дело славы, дело доблести и геройства". Единственного случайно затесавшегося на стройплощадку побирушку-американца, инженера Биксби (Бруно Оя) «стахановцы» кличут Фомой Егорычем и гоняют ссаными тряпками по мелким поручениям. (В это время где-то рядом, из строительной грязи Магнитки, из невнятного бормотания соседа по рабочей землянке, энтузиаста ракетостроения Карташова, расцветает волшебный цветок инженерной мысли будущего главного конструктора космических кораблей Королева (Кирилл Лавров в эпизоде «Укрощение огня», CDW-40)).

В оперетточной «Весне двадцать девятого» (BS03e14) стахановцы под руководством Директора-самородка (привычно юродствующий Валерий Золотухин) самостоятельно возводят Сталинградский «тракторный» завод (представляющий собой показательную иллюстрацию к истории советской промышленности как Макета: как известно, Царицынский «тракторный» завод был сооружен в США в 1930 году по проекту фирмы Albert Kahn, Inc., размонтирован, перевезен в СССР и за шесть месяцев собран русскими зэками под наблюдением американских инженеров на новом месте, после чего оснащен оборудованием 80 американских машиностроительных компаний), а неизвестно как забредшего на стройку одинокого американского инженера Картера (Александр Барушной) ошарашивают экстатическим трудовым чудом, стократно превзойдя скалькулированные фордистом темпы кирпичной кладки.

moskovitza (с)

0

20

Новые миры

38.44 КБДействие снятых позднее эпизодов разворачивается уже в многочисленных версиях прошлого, полностью выскобленных Директором от криптоколониального последа. В юбилейном метростроевском эпизоде «Город над головой» (BS13e04) на строительстве тоннеля под Лубянской площадью – в сакральном центре Русского мира, пронзенном увенчанной статуей Дзержинского осью, на которой испокон века крутят жителей этих мест, - работает техника, сконструированная русским конструктором-самородком Волгиным (Николай Волков Jr, на счету которого также роль карго-конструктора реактивных самолетов в эпизоде «За облаками – небо» (BS01e02)), а не проходческий щит английской фирмы Markham & Co (единственным приветом заморскому начальству является закадровая песня об английской народной забаве – трэйнспоттинге: «Хочу тебе в одной признаться слабости - Я так люблю смотреть на поезда»).

«Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри

Директорскую версию прошлого один за другим заселяют опасные само- и недоучки, удивительные «изобретатели» танков, самолетов и авиадвигателей - «автор» лицензионного мотора BMW-VI Микулин (в исполнении участника первой «директорской» десятки Александра Парры) в эпизоде «Талант» (BS05e17), «создатель» консервной банки с нулевой выживаемостью экипажа на подвеске американского танка «Кристи» Кошкин (Борис Невзоров в эпизоде «Сотворение брони» (BS07e22)), карго-конструктор Ильюшин (Роман Хомятов в «Особо важном задании» (BS08e09) Евгения Матвеева, которому ФТЕ устроил первую Всесоюзную премьеру, выведя своего любимца на второе место в прокате 1981 года), «изобретатель» штурмовика для камикадзе, в котором оборонительное вооружение – по законам жанра – было заменено муляжом, имитирующим заднюю пушку; наконец, удостоившийся двух эпизодов с одинаковым названием «Предел возможного» (запись спектакля Ленинградского театра драмы в постановке Игоря Горбачёва, предсказуемо пригласившего себя на главную роль (BS09e10), и вышедшая в эфир парой лет позже телеверсия Павла Когана и Петра Мостового (BS12e04)) директор Кировского и Челябинского «тракторных» заводов Зальцман (уже появлявшийся под видом Вальгана в «Битве в пути»), «творец» танков, ухитрявшихся глохнуть даже на подходе к Красной площади во время военных парадов...

moskovitza (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » «Директор Кто» Лихорадка: Монстры внутри