Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Литература

Сообщений 71 страница 80 из 163

71

Пляски Бесов.

Мистический роман, рассказывающий о жизни украинского села, обитатели которого верят в существование ведьм и бесов. Ведьма – старая Леська – одиноко живет на окраине села. Стоит ей войти в церковь, как сельчане бегут из нее. Они верят, что Леська может навести порчу, ворует у коров молоко, носит под мышкой вороньи яйца и водится с нечистью и бесами. Село ждет не дождется, когда сгинет со свету старая ведьма... Однако главная война идет в человеческой душе. Сам ли человек делает выбор или его судьба предопределена? И нужно ли, как в древние времена, приносить жертву ради благополучия многих или же, напротив, пролитая кровь жертвы повлечет за собой реки крови.

Литература

0

72

География, как любовь к пространству

Среди наук, упоминаемых детскими писателями сталинской и ранне-оттепельной эпохи, особняком стоит география, землеописание, изучение, а иной раз даже - смакование озёр, гор на Востоке и прочей «прекрасной страны Сибири», воспетой в гайдаровских «Дальних странах». Поезд, как символ вечного движения и освоения новых, опасных, потрясающе интересных мест. Любовь к пространству, иной раз безнадёжно-безответная. «Заревёт, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнёт яркими огнями.

Литература
Георгий Нисский. «Октябрь. Семафоры». 1932-1933 гг.

...Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжёлые жёлтые ручки, разноцветные стекла. Пронесётся белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона. И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну - Сибирь». Так вот, география.

Литература
Георгий Нисский. «Утро на аэродроме». 1940-е гг.

Она присуствовала в качестве постоянного фона. Именно с урока географии начинается чудесная повесть Льва Кассиля «Черемыш - брат героя» - и снова реки Сибири, трудные, но такие заманчивые километры и - в качестве бонуса - важная деталь: мнимый брат детдомовского мальчика имеет ко всему этому непосредственное отношение. Географию поминает и другой лётчик - из «Дыма в лесу», после чего дарит незадачливому, отстающему по части земле-знания Володьке компас с дарственной надписью. Мол, учись, брат, самой важной науке: «Учись разбирать карту...». Идеальный человек - разумеется Саня Григорьев.

Литература
Интуристовская реклама 1930-х годов.

Даже герой сказки - Волька Костыльков из «Старика Хоттабыча» и тот умудряется завалить именно географию. А именно это так стыдно! Советская литература имела своей целью, прежде всего, воспитание человека, поэтому маленьким читателям давали понять - так жить нельзя! Учите географию и будет вам счастье. Будете вы достойными братьями полярных лётчиков, знатоками недр и первопроходцами. А потом и творцами Мировой Революции! А как ими стать, не зная климата будущих братских стран и новых, счастливо присоединённых республик?

Литература
Василий Купцов «Самолёт 'Максим Горький'». 1930-е гг.

Разумеется, всё это можно объяснить скучно и буднично - стратегическая наука в эпоху передела мира, умение читать карту для того, чтобы ловить проникающих из-за кордона вредителей, изучение Сибири для плодотворного освоения её недр... Но, помимо государственно-экономического рационализма и типовой советской дидактики, во всём этом была изрядная доля романтизма, замешанного на подростковой любви к приключениям. География помогала прочувствовать фразу: «Мальчик и не подозревал, что мы обогнули мыс Горн, но я, Гэррис, я видел его в тумане...».

Литература
Пётр Вильямс. «Автопробег». Нач. 1930-х гг.

Мыс Горн в тумане, как несбыточная мечта правильного пионера. Дети сталинских коммуналок и тесных полуподвалов были влюблены в просторы Жюля Верна, они воображали себя Диками Сэндами и Капитанами Немо. Любовь к пространству была ещё и от тесноты быта, от практической невозможности выйти за пределы строго очерченного мира. (Кстати, 99 процентов их сверстников на демократичеком и свободном Западе тоже не имели возможности путешествовать и открывать дальние страны - я сейчас говорю совсем на другую тему, дорогие читатели!!!).

Литература
 
...Сюжеты Джека Лондона о преодолении обстоятельств, о дальних-дальних, диких и неласковых просторах формировали мальчишек гораздо лучше, чем пафосные пропагандистские призывы «любить трудности» и «не искать лёгкого счастья». А они и без того любили и не искали - их уже вхохновили персонажи, пропущенные умной цензурой и подаренные красочным «Детгизом». Герои Луи Буссенара, Роберта Стивенсона и Майн Рида. Полуреальные острова-прерии-джунгли-мустанги-лианы-темнокожие вожди - всё это, такое разное по широте и долготе, тем не менее, сливалось в единый красочный, полный приключений мир.

Литература
Герой сказки - Волька Костыльков из «Старика Хоттабыча» и тот умудряется завалить именно географию...

Туда сбегали мальчишки от обыденности и, сидя на голубятне с потрёпанным томиком, грезили о вечном солнце над несбыточным, невозможным экватором. Они воображали себя пиратами, сооружая плотики и шалаши, а вместо сокровищ капитана Флинта хранили всякие цветные стёклышки и старинные - чудом сохранившиеся дореволюционные монеты. Дети любили географию, даже если им приходилось её пересдавать, ибо география - это Робинзон Крузо и Джим Хокинс, это полярные перелёты, это поезда, разъезды, письма и заманчивые слова - «азимут», «пассаты» и «муссоны».

Литература

Среди нагибинских сюжетов «чистопрудного» цикла примечателен рассказ «Женя Румянцева», где взрослые школьники в преддверии расставания устроили себе ролевую игру, нечто, вроде «плавания» по экзотическим странам. Главного героя, помнится, удивило, с каким восторогом серьёзная, непримиримая Женя, фантазирует на тему островов, пиратов, проливов и созвездий на южным небом. Хотя был серый и скучный день, а вместо Тортуги были Лялин переулок и Покровские ворота... Женя потом погибла на войне...

Литература
Кадр из фильма «Два капитана».

География, как любовь к трудностям, как отказ от тёплого насиженного места и даже как умение пожертвовать собой. Тема путешествий, движения, узнавания новых территорий звучит постоянно, причём даже в сказках для самых маленьких. Так, персонажи трилогии о Незнайке постоянно рвутся за пределы своего бытия. То они летят на воздушном шаре, то судьба заносит их в Солнечный Город, а в третьей части, собственно, на Луну (правда, это была уже иная эпоха). Человек, преодолевающий пространство (а заодно и время, как в песне: «Мы покоряем пространство и время...!») становится знаковой фигурой.

Литература
Василий Купцов «Дирижабль». 1930-е годы.

Примечательно, что в киноверсии «Золотой ключик» героев спасает именно полярный лётчик, непонятно как и откуда взявшийся в сказочном, параллельном мире. Суровый мужчина, покоряющий Полюс и перелетающий любые расстояния, может долететь даже в сказку, дабы вытащить оттуда попавших в беду деревянных кукол. География подгоняла уже взрослых молодых людей к переселению на необжитые территории. Романтика дальних стран мирила их с неустроенностью таёжных посёлков и скукой затерянных полустанков, вокруг которых воздвигались города-заводы. Мы покоряем пространство и время! Мы молодые хозяева земли!

Литература
Кадр из фильма «Золотой ключик».

Девушки ехали на стройки социализма за своими любимыми, но не из чувства долга, как декабристки, а потому что они ещё в школе с придыханием лазали по карте с диковинными названиями. Они прочли все положенные книги про Дальние Страны, они полюбили дорогу и новые места ещё задолго до..., сидя за партой и глядя в окно - там, за голубятнями и садами, за Покровскими воротами и гораздо дальше Дангауэровской слободы, Дорогомиловки и Сокольников есть большая и далёкая страна Сибирь, которая, конечно же, холоднее, чем Тортуга, но гораздо роднее, ибо мы-то рождены, чтобы «...крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной». Впрочем... «мы еще дойдём до Ганга, ...умрём в боях, чтоб от Японии до Англии...!». А как же иначе?

Зина Корзина (с)

0

73

Узнаете ли вы первоисточник?

Этот советский роман знают все - даже те, кто не читали. Экранизирован. Растащен на цитаты. И вот - иностранный вариант 1970 года.

Хотя, узнаете те ли? Вопрос риторический - фрагмент подписан.

Шахматы в кино. "12 стульев" (Мэл Брукс, 1970)

https://zina-korzina.livejournal.com/

0

74

Синдром Карандышева

В русской литературе есть такой примечательный персонаж – Юлий Капитонович Карандышев. Его всегда было принято именовать ничтожеством, но мы как-то редко задумывались, почему. Всё очень просто – Карандышев хочет казаться крутым, всемогущим и побеждающим. Именно – казаться. Не быть. Поэтому Лариса – первая красавица города, за которой ухаживают пресыщенные господа, становится навязчивой идеей. Она – знаковая деталь, статусная игрушка, а вовсе не возлюбленная муза. Помните, как Юлий Капитонович готовился к своему триумфу, заказывая дешёвое пойло с престижными этикетками? «На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам» какой-то».

Литература
Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984).

В XIX столетии, когда всё было весомо-грубо-зримо, а век именовался «железным», такое поведение высмеивалось и порицалось, как, впрочем, и в последующие времена. Надо быть, а не казаться! Если ты – гений, покажи и докажи. Богачи Кнуров и Вожеватов естественны в своей хищнической силе. Фанфарон Сергей Сергеич прекрасен, будучи природным барином. Они - хищники, но они на своём месте. Особо ничего не доказывают. Карандышев – на обочине, потому и стреляет. От безысходности - пустышка не имеет шансов. Содержание главнее формы.

А мы живём в информационную эпоху – сейчас уже не столь важно, кто ты и зачем ты. Главное – суметь красиво наврать в резюме. Информация – лучший товар. Слово само создаёт собственный смысл. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - напевал мультяшный капитан Врунгель. Сейчас не нужна даже яхта, важнее – назвать, отметить, создать видимость. Виртуальность общения и прочие Инстаграм-креативы. Придумывание себе дворянских корней и побед на конкурсах красоты. Стиль Малой Арнаутской. А лучше так – синдром Карандышева. Человек-подделка.

«На бутылке-то «бургонское»!», а что в ней – никому нет дела. Хитроумные психологи ласково советуют любить себя, ценить своё раритетное «Я» и ежеминутно ощущать собственную уникальность. Необязательно быть крутым – можно самоназначиться и царствовать. С своём блоге, например. Народу нравится! Вот мне навстречу ковыляет жирная, низенькая дама в летней футболке с недвусмысленным принтом: «Все бабы как бабы и только я – совершенство». В эпицентре бытия – надпись. Всё прочее – семечки и мелочи быта. Юлий Капитонович ухмыляется в усы и свысока поплёвывает на Паратова. Зачем быть, если можно казаться?

Зина Корзина (с) 2015.

0

75

Юннат и Древо Мира

Автор: Шмигалев Н.

Литература

Типичный «ботаник» Витя Зяблик – застенчивый, робкий, интеллигентный подросток астенического типа, ученик восьмого класса, он же «очкарик», он же «зубрилка». Ко всему прочему Витя, решив однажды, что «общение» с растениями приносит меньше разочарований и нервотрепок, уже несколько лет ходит в кружок юных натуралистов организованный в Ботаническом саду их провинциального городка, ухаживая за экзотической и «родимой» флорой.

Жизнь его течёт спокойной серой чередой дней, с редкими всплесками неприятных моментов: то в школе оскорбят, то «хулиганы» обидят. В общем, ничем не примечательный человечек, как говорится «не герой романа». Но, тем не менее, именно ему выпадает жребий стать героем произведения, ибо, как сказала одна из главных героинь повести: «Героями рождаются все, но не всем выпадает случай проявить себя»...

Читать онлайн

...Несмотря на то, что деревья ещё не нарядились в зелёные кафтаны, в овражках лежал потемневший снег, а пруд был покрыт ещё крепким ледяным панцирем, Витя чувствовал как всё вокруг оживало, незаметно наливаясь соками земли. Воздух был свеж и чист. Весенний ветер играл его полосатым шарфом.

Почувствовав, что пальцы начали замерзать Витя сунул руки в карманы и нащупал в одном из них позабытый вечером конверт. Кстати, конверт!

Достав он осмотрел конверт, обратив внимание на сургучную печать. Ан-нет, это не сургуч, а засохшая красная глина. А «штамп» на глине похож на кошачью лапку. Чья-то глупая шутка!

Зяблик разорвал сбоку конверт и достал из него листок бумаги формата А4. Лист был весь в кляксах, однако текст, написанный синими чернилами, выделялся чётким каллиграфическим почерком. Но даже это не особо удивило Витю, как то, что было написано на листе:

«Чтоб разгадать один секрет,
Покинуть должен этот свет,
Оставив здесь свои дела,
Пройдя в чём мама родила,
Сквозь три воды, в денёк весенний,
Одним апрельским воскресеньем.
Чтоб не пропало зря посланье,
Прочту до точки заклинанье.
Пусть буря мглою небо кроет,
Ненастье пусть снежком укроет,
Мои последние следы,
Что оборвутся у воды.
Куда войду я за цветочком,
Да будет так! На этом точка!»

Боже мой! Мамины подруги-поэтессы совсем с ума сбрендили, озадаченно подумал Витя, прочитав зарифмованную на листе белиберду и скомкав его бросил в урну вместе с конвертом. Это, скорее всего, доморощенная поэтесса и профессиональная кошатница, тётя Эмма с пятого этажа, не достучалась до мамы, вот и оставила свою очередную «нетленку» в дверях их квартиры. Вот, кстати, и логичное объяснение откуда на глине кошачья лапка вместо штампа. Да совсем мамины подруги в своём поэтическом мирке «засиделись». Неровен час и мама начнёт чудить вместе со своими странными подружками. Надо будет поговорить с ней, по этому поводу....

0

76

Арнольды и Вавочки

Отрицательный герой по-советски – это не только поступки, речи, смыслы, но и особые отличительные знаки, по которым читатель (или зритель) мог сразу же приметить «чужого». Очень важным было… само имя героя, точнее – антигероя. Вот – детективная история Аркадия Адамова «Дело Пёстрых» (1956). В повествовании возникает некий красивый, лощёный студент с красноречивым именем.

Литература
Кадр из фильма «Дело Пёстрых».

«Всё нормально, девочка, – самодовольно пояснил Арнольд, развязным жестом кладя руку на плечо Лены». Да, где имеется Арнольд, там всегда – самодовольство, развязные жесты и циничное обращение «девочка». Он – подонок, и в одной из последующих глав окажется ещё и преступником. Всех стиляг из фельетонов звали Эдиками и Альфредами.

Если автору не хотелось быть чересчур прямолинейным, тогда он давал своему антигерою русское, но – уменьшительно-ласкательное, мещанское имечко, «…похожее на кличку болонки», как было тонко подмечено в одной из разоблачительных статей. Примеры? Вавочка (а не Валя), Татуся (а не Наташа), Мусенька (и вовсе не Маруся), Кока (вместо Коли), Жорик или Гога (но не Георгий). «Муля, не нервируй меня!» Муля – это не мужчина, а подкаблучник и придурок.

Но это ещё не так страшно. Вот строки из популярного фельетона Николая Асанова «Шептун» (1954). Речь шла о фарце и прочих сопутствующих бизнес-проектах. «Передо мной стоял Гога Баранчук, но в каком виде! Плечи его рыжего костюма стали в два раза шире от ватных подкладок, шляпа была зелёная с длинным ворсом, на ногах ярчайшие жёлтые полуботинки на сверхтолстой подошве, и вообще весь вид его свидетельствовал о преуспеянии…».

В оперетте Шостаковича  «Москва, Черёмушки» (1959–1960) действует модница Вавочка – юная жена престарелого начальника. В пьесе Николая Погодина «Маленькая студентка» (1958) тоже имеется Вавочка Маландина – инфантильная девушка-принцесса, любящая комфорт. Кстати, в этой же комедии выведен стиляга по фамилии… Ларисов.

Очень часто отрицательный персонаж имел «обычное» имя, зато носил красивенькую фамилию – с намёком на аристократическое звучание и непременным окончанием на -ский. Враг Лахновский из «Вечного зова», например. В молодёжной кинодраме «Аттестат зрелости» (1954) заносчивого старшеклассника зовут Валентин Листовский – типичное имя для отщепенца и начинающего негодяя.

В «чистопрудном» цикле Юрия Нагибина упоминается некая девочка-мечта Валя Гронская – дочка обеспеченных родителей, этакая ухоженная фифа, которую привозили на авто. Безусловно, и сама Валя, и её друзья оказываются враждебны не только Ракитину (от лица которого ведётся рассказ), но всему солнечному пионерскому миру.

У Радия Погодина есть рассказ «Копилка» (1958), где мальчик Толя становится куркулём, жадиной и «…буржуйской мордой», а бывшие его товарищи кричат ему: «Гога с бантом!» Где Толик и – где Гога? Но с точки зрения маленьких правдолюбов, скурвившийся Толик, Толька, Толян тут же превращается в омерзительного Гогу, да ещё и с бантом. Хорошо, что не навсегда!

Эта безотказная, грубая система использовалась примерно до середины 1960-х годов. В позднесоветских фильмах и книгах всё было тоньше и не напрямки. Подлеца могли звать Колей, Васей, Пашей… а хорошую девушку – Нелли. Хороший пример – Нелли Леднёва из «Большой перемены» (1973). А вот в эпоху перестройки, хотя и на время, включилась старая схема. Вспоминаются гневно-разоблачительные статьи о пресыщенных мажорах и их чиновных родителях – главных противниках Ускорения & Гласности. Вот там снова замелькали Эдики, Ланы и Карины.

Зина Корзина (с)

0

77

ЦВЕТ МАГИИ

Как проходит пробуждение (просветление)

«Цвет из иных миров» рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, написанный в марте 1927 года. Произведение совмещает в себе элементы ужасов и научной фантастики Произведение описывает ужасные события, случившиеся с семьёй американских фермеров после падения загадочного метеорита. Основной приём рассказа — цвет, невиданный ранее для человечества.

Метеорит ночью как-то странно светился и не остывал, а на следующий день, когда на место падения приехали учёные — профессора из Аркхема, он уменьшился в размерах. Спектрометр выявил в отколотом от метеорита куске полосы необычных тонов, не похожих ни на один из оттенков цветовой гаммы. Обломок вёл себя крайне странно: он не реагировал на перепады температуры, от соединений с различными растворами и реагентами с ним также ничего не случалось и он никак не хотел остывать.

Литература

Ночью началась гроза. Метеорит притягивал молнии. За час фермер насчитал шесть вспышек, а когда гроза закончилась, от камня осталась только яма. Раскопки ни к чему не привели, и учёные с досадой подтвердили факт исчезновения таинственного метеорита.

С точки зрения физиологии цветовосприятия, любое излучение, лежащее за пределами видимого спектра, не будет зарегистрировано сетчаткой вовсе и, таким образом, будет воспринято глазом как обычное отсутствие света, то есть чёрный цвет. По этому рассказу были сняты фильмы:
«Цвет из тьмы» — 2008 год, режиссёр Иван Зуккон, Италия.
«Die Farbe» («Цвет») — 2010 год, режиссёр Хуан Ву, Германия
источник

0

78

Кто главный герой романа «Анна Каренина»?

Роман «Анна Каренина» - вовсе не о любви и даже не об Анне. Камергерова жена с её буйной страстью — предлог. Вронский — вообще деталь. Он типичен и безличен, как всякий ...пассажир. «Туда ехала с матерью, а назад с сыном...» Вагончик тронется — перрон останется. Главная мысль – не жар любви и безоглядная жертвенность, а …гибель души в условиях урбанизма. Паровоз - вот смерть наша. Что спасёт? Уход от мерзостей городской жизни.

Литература
Кадр из фильма Сергея Соловьёва «Анна Каренина».

Паровоз тоже выбран не случайно – в конце-то концов, отчаявшаяся фемина могла бы и в реке утопиться, благо таких случаев не только в художественной литературе, но и в жизни тогда хватало. Она не приняла яд, как мадам Бовари, не угасла от чахотки и не бросилась в какую-нибудь живописную пропасть. Надобно железное чудище - символ наступившей цивилизации, которая, по мнению многих современников, буквально пожирала человечество. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!».

В те годы, когда Лев Толстой работал над своим романом, пышным цветом расцветала приключенческая литература с описанием всесильных машин, волшебных летательных аппаратов и подводных кораблей. Город наступает! Машина – вот благодетель слабого и ограниченного хомо-сапиенса. Публика рукоплещет и ждёт появления механических горничных и железных дровосеков. Россия «дворянских гнёзд» уходила безвозвратно. По сути, гибель Анны – это крушение старого мира. Паровоз - вот главный герой.

Железяка, автомат, колёсный монстр перемолол живого и мягкого человека. Анна для поезда — рыхленькая плоть, незначительная помеха. Второй по значимости герой повествования (после паровоза!) - Константин Левин. Он, можно сказать, антипод паровоза. Практик по стилю жизни и неисправимый идеалист по духу – он решает попросту сбежать в деревню - в глушь. Город – холодная громада, каменные джунгли, жестокий мир паровозов и пароходов, развратных женщин и праздно шатающихся мужчин.

Город всех делает одинаковыми и равнодушными. Как впоследствии напишет Саша Чёрный: «Все в штанах, скроённых одинаково, при усах, в пальто и в котелках. Я похож на улице на всякого и совсем теряюсь на углах...». И продолжит: «В лес! К озёрам и девственным елям! Буду лазить, как рысь, по шершавым стволам. Надоело ходить по шаблонным панелям и смотреть на подкрашенных дам!». Время вносит свои коррективы — страх перед урбанизацией ушёл, но любовь — осталась, а паровоз давным-давно никого не пугает.

Зина Корзина (с)

0

79

Герои Аркадия Гайдара - золотая молодёжь

Это не первое, что бросается в глаза, но это — некая основа гайдаровских произведений. Почти все его персонажи — дети весьма обеспеченных родителей или иных родственников. Они — золотая молодёжь. Их беды никак не связаны с бедностью и отсутствием нормальных условий для проживания. Так, общеизвестно, что до войны подавляющее большинство городского населения жило в коммуналках или в общежитиях. Даже парторги небольших предприятий и начальники цехов жили в квартирах с общим сортиром (извините).

Литература
Мажор Серёжа продаёт горжетку. Кадр из фильма «Судьба барабанщика».

Чиновники таких отраслей, как просвещение, медицина, лёгкая промышленность и после войны тусовались вместе с соседями, среди которых могли попасться не самые интеллигентные «экспонаты». Что же мы наблюдаем в случае с барабанщиком Сергеем Щербачёвым? «Отца моего назначили директором большого текстильного магазина. Стали теперь кое-когда присылать за отцом машину». Более того, у них отдельная квартира (хотя, и скромно обставленная) была и до этого.

Литература
Сцена с дядей-шпионом. Кадр из фильма «Судьба барабанщика».

Интересно, что когда отца арестовали по обвинению в растрате, у семейства не отняли жилплощадь и даже не уплотнили. И это в условиях, когда (предоставим слово Сергею): «А вон в общежитии живут летчики...» Замечу — не курсанты, а готовые лётчики. Сталинские соколы — элита эпохи. Да - ещё! Валентина привела в этот дом инструктора Осоавиахма - Лобачёва, у которого (снова — нате!) не было своей жилплощади. Не заслужил.

Литература
Квартира Нины Половцевой. Кадр из фильма «Судьба барабанщика».

Судя по всему, это всё изначально и принадлежало именно Валентине — Сергей с отцом когда-то переехали в Москву и только там вдовый отец женился во второй раз. Кем же была эта Валюшка? Вопрос повисает в воздухе. Вернёмся к Сергею, ибо он после отъезда Валентины и Лобачёва на Кавказ, «...понял, что теперь в квартире я остался совсем один» и вскоре продал старьёвщику горжетку, которая «чем-то не нравилась Валентине». Неплохо, да? Иметь горжетку, которая не нравится.

Литература
Бытовая сцена из фильма «Тимур и его команда».

99 процентов населения те горжетки видели только на актрисе Орловой или на картинках модного журнала. Не менее шикарно живёт и его подруга — Нина Половцева. Неплохо устроены также дочери командира Александрова — Оля и Женя. «В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче». Здесь тоже своя-отдельная — никаких признаков соседей. «Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру» - велит Оля своей младшей сестре.

Литература
Сцена из фильма «Тимур и его команда». Обратите внимание на антикЪ.

Дача тоже — собственность. И не самая поганая. Это не 6-8 соток в поселке «Подшипник» да «Электролампа», которые уже при Хрущёве раздавали работягам с ИТР-ами. Это именно дача. Элитарное место, где никто не устраивает огороды с картошками, но подобно героям Чехова, музицируют. Не хибара и у Тимура, племянника инженера Гараева — крутого инженера, видимо. А ещё парень умеет водить мотоцикл, ибо в этом доме он есть. Чук и Гек упакованы не хуже. Их отец работает в тайге и неплохо зарабатывает.

Литература
Обстановка из фильма «Чук и Гек».

«А жили они с матерью в далёком огромном городе, лучше которого и нет на свете. Днём и ночью сверкали над башнями этого города красные звёзды». И — тоже своя квартира. В Москве. Девушка Натка из «Военной тайны», рассказывающая сказку о Мальчише-Кибальчише, совсем уже— элита молодёжи. Не по праву рождения (хоть, и не без того), а сама собой. Совпартшкола и направление в самый лучший крымский пионерлагерь.

Литература
Натка из «Военной тайны». Лагерь - не палатки с костром и котелком.

И вот — московская декорация: «Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец». Гайдаровские дети мыслят категориями дворцов, громадных квартир, респектабельных дач. Где их можно отыскать? Жилые дома предвоенных 1930-х. В них – гнетущая, мистическая атмосфера времени. Серые, тяжёлые дома-громады, похожие на крепости, но с большими окнами, жадно ловящими свет и солнце.

Литература
Эта фотография наглядно показывает всё то, о чём я написала: дома, где жили гайдаровские дети сильно отличались от мест проживания большинства населения.

Подъезды, часто оформленные, как входы в египетские усыпальницы. Угрюмые дорические колонны или немыслимые вариации на тему критских дворцов. Эклектика на грани безумия. А ещё - от этих домов веет войной. Все они – Сергей Щербачёв, Нина Половцева, Женя Александрова с сестрицей Ольгой могут существовать только в грандиозных, гулких квартирах-декорациях с тревожно звонящим чёрным телефоном. Эти подростки, как и их проблемы-смыслы никак не монтируются с коммунальными склоками.

Литература
Ещё одно диво дивное.

Но! Все эти мальчики-мажоры и богатые девочки, не знающие обносков, были готовы в любой момент умереть за Родину. Им бы даже не пришло в голову подумать: «А не глупо ли это — гибнуть?» Когда в Москве есть трёхкомнатные апартаменты с окнами на Кремль.

Зина Корзина (с)

0

80

Литература

В свободное время почитайте книгу, кто еще не читал "Самый богатый человек в Вавилоне" https://cloud.mail.ru/public/9y28/xRs8wLVcL

Интересная книга - мне очень нравится!
Я читала и перечитываю ее!

0