Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Люди, такие люди...


Люди, такие люди...

Сообщений 131 страница 140 из 147

131

Мода на ботаников

Каждая из эпох имеет свой неповторимый идеал красоты, привлекательности. Даже нет - идеал соответствия, который объективно может и не быть красивым. Это некое удачное созвучие, сопряжение - оно остаётся в истории как облик «типичного представителя». Именно этот человек хорошо вписывается в общую эстетическую картину времени - он прекрасно смотрится на фоне мебели и домов своей эпохи, его фигура просится на обложку, его лицо соответствует плакату. Он похож на своё время, ему подражают. Все положительные герои «носят» его маску. Более того - они похожи друг на друга, как братья.

Предвоенные-тридцатые - эпоха брутального блондина - лётчика, полярника, футболиста. Вместе с тем, это была не тупая груда военизированных мускулов, но античный Аполлон, прекрасно смотрящийся на фоне колонн и портиков. Белые брюки, белая футболка, белые парусиновые туфли и знак ГТО, дополняли образ. После войны в моду вошёл его антипод - простоватый монтажник-высотник, сталевар, токарь, фабричный инженер - ...мальчик из соседнего двора, которого вывела в люди заводская проходная. Мешковатые штаны, кепочка-малокозырка, папироска, гитара, пиджачок, надетый поверх...майки. А вот в 1960-х в моду вошли грациозные очкарики.

Люди, такие люди...
1. М.Лихачёв «Студенты». 1969-1970. 2. Обложка журнала. 3. Ив Сен-Лоран.

Время умных, ироничных, даже насмешливых, но при этом - погружённых в себя. Время, когда вдруг начала цениться не физическая сила, а глубина ума. Человек в очках всегда воспринимался с некоторой жалостью - несчастный ботаник, у которого не было весёлого дворового детства, который не гонял голубей, не играл в футбол, не бился стенка на стенку с пацанами из соседнего квартала. Его детство - гаммы и (или) формулы, книги, максимум - кружок детского творчества. Вечный аутсайдер детского бытия, иной раз - битый, но чаще - не замечаемый.

Его не любят девушки... Но 1960-е всё перевернули с ног на голову - мальчик в очках становится привлекательным кавалером. Умное время потребовало умных лиц. Возникает облик Шурика, до смешного похожего на Сашу Привалова из «Понедельника...». Саша Привалов - это будущее Шурика. В модных журналах появляются манекенщики в очках. Да что там? Один из самых знаковых модельеров эпохи - Ив Сен-Лоран тоже грациозен, очкаст, начитан. Похож не то на ботаника, не то на физика-лирика. Ах, нет! Философа-экзистенциалиста.

Люди, такие люди...
1-2. Братья Стругацкие и их герой. 3. Стандартный манекенщик 1968 года.

Впрочем, модельер - это ещё не самое занятное. Вы когда-нибудь видели фотографии штангиста Юрия Власова? Это лицо не привычного типового-тупого спортсмена, у коего неизменно круглая голова, чтобы в неё есть, но - лицо молодого профессора. Эпоха требовала именно таких героев. Плохое зрение сделалось ...модным, а стихотворении Агнии Барто «Очки», написанное в 1940-м году, приобрело особый смысл. Помните эту вещь? Младший брат завидует старшему - во всём. И хочет быть, как он. Даже болеть теми же болезнями, вроде близорукости. Перед войной это выглядело дико и породило сатирическое стихотворение.

В 1960-х фраза: «Нет, ребята, это слишком! Он в очках явился вдруг!» зазвучало иначе. Какая уж тут сатира, если именно так должен выглядеть герой дня? Разумеется, что женщины, девушки выбирали именно таких кавалеров - с испорченным зрением, не боясь передать эту предрасположенность своим потенциальным детям. Главнее всего была эрудиция, а как иначе можно было подчеркнуть оную? Только очками. Как узнают на школьных фотография отличника? Именно так - по очкам.

Люди, такие люди...
1. Штангист Юрий Власов. 2. В.Цветков «Прогулка». 3. Собственно, Шурик.

Это была поразительная мода на ботаников и - ботанство. На книги. На высшее образование...

Зина Корзина (с)

0

132

Стилистика нищеброда

Как проще всего выявить нищеброда? Задать шир-нар-массам простенький вопрос: «На какую сумму вы можете прожить?» В месяц. Именно - можете. Не хотите. А конкретно - сумеете. Так получилось. Ну мало ли? Экстрим. Поставить авто в гараж, а сам - зайчиком на трамвайчике (не в смысле - бесплатным пассажиром, это я стихи Чуковского вспомнила). Такое бывает у каждого. Так вот, нищеброд очень боится, что его признают таковым. Хотя бы в Интернетиках он - Рокфеллер.

Обычный человек с адекватным ощущением денег назовёт весьма незначительную сумму - тыщ. 20. А то и 15.

Его же - повторюсь - спросили обозначить сумму, на которую можно прожить, если, например, отказаться от любимых, но дорогих привычек. И тут - несётся! Человек, который у себя в бложике только что живописал, как его помяли в маршрутке (на ней он ездит до Метро из своих Долбунов-Товарных), так вот именно этот человек утверждает, что его минимум - это 100-150 тысяч и он как та Наоми Кемпбэлл меньше, чем за стольник из кровати не вылезет.

Люди, такие люди...
Эллочка тоже старалась...

Далее в комментарии вмазывается какая-нибудь дамочка с Анджелиной Джоли на юзерпике и менторски выдаёт: «Я только на одни SPA-процедуры трачу пол-лимона, для меня это - прожиточный минимум. Я, конечно, могу себя ограничить и не покупать в этом году новую Lamborghini, но SPA, шопинг в Милане и ужин в ресторанах - это, простите, тот уровень, ниже которого культурные люди не падают!» Заходя к такой, с позволения сказать, леди, можно обнаружить ряд удивительных постов на тему...

«Меня обхамили в Ашане (как вариант - Пятёрочке, Магните, Дикси, etc)». Далее выясняется, что женщина премиум-класса ездит на очень скромной машине, да и на обслуживание оной требуются значительные вложения. Но в комментах они все - Вандербильдихи. Как?! Вы не пользуетесь кремами вот этой линии? Ну, да, цены кусаются. Ах, да, вы же на 30 тысяч кукуете... Бедняга. Ну, ладно. Мне пора пылесосить и жарить гренки ... в смысле - составлять список дел для домработницы и давать распоряжения повару. Да-да. Разумеется, француз.

Люди, такие люди...
На лабуте-нах!

Потом начинаются сетевые побоища - между теми людьми, которые осязают деньги и теми, которые их фантазируют. Но эти побоища - мелкие и быстро стихают. Людям-работающим некогда дискутировать с бездельниками, заучившими слово «фуагра» и прочитавшими в соседнем бложике, что уважающий себя миллионер юзает только молодых моделей. Ну, не можете вы прожить без семикомнатной квартиры на Патриарших прудах - и молодцы. Хотя, и смешно.

Наиболее мощный холивар разгорается между двумя видами нищебродов: первые мало имеют и гневно об этом пишут, вторые - те, что описаны выше. Точнее - вид один, способ самопрезентации - различен. Первые орут, что вы-гады не знаете, почём фунт соли для трудящихся всех стран, а вторым только того и надо - их же признали богатыми, красивыми, состоявшимися, успешными! С ними уже воюют, как проклятыми буржуями! Их уже стыдят за SPA и Lamborghini. Им уже грозятся поджечь коттедж (разумеется, в элитном посёлке).

Люди, такие люди...

Нищеброд всегда в курсе модных тенденций. Последних. Как в лучших домах Рублёвки (или где там нынче кишит элитка?). Всегда носит подделки известных фирм - лейблом напоказ. Криво приваренным. Какая-нибудь знаменитая сумка (узнаваемая, вроде Birkin bag или Chanel 2.55), но вся какая-то просевшая и не того цвета. Или как те шнуровские Лабутены с покрашенными подошвами. Только нищеброд может сказать, что вещь (или услуга) такая-то - для нищих.

Средний класс - спокоен. Богатые - тем паче. Так и многие бедные, но честные (например, библиотекарши или учительши) тоже как-то не сочиняют себе авто по цене самолёта и прочее купание в шампанском (которое только что прибыло из города Парижа). А вот подлинные и беспримесные нищеброды - ага-ага. Постоянно. Бедный не равно нищеброд. Так что все эти понты насчёт 100 тыщ, как минимум - от не осознания денег. От не осязания их...

Зина Корзина (с)

0

133

Нытьё о социальных лифтах

Одна из любимых тем в блогах - отсутствие социальных лифтов, причём, блогеры утверждают разное: одни пишут, что оных не было в СССР, другие - что их нет сейчас. На мой обывательский взгляд, возможности есть в любые времена. Так, не дворянин Жан-Батист Кольбер пробился наверх аж в эпоху Людовика XIV и сделался фактически соправителем короля (несильно разбиравшегося с экономике). Михаил Ломоносов сумел выучиться, несмотря на многочисленные препятствия, в том числе, и социальные - даже в фильме показано, как он подделывал документы, чтобы его приняли на учёбу. Гений русского ампира - Андрей Воронихин и вовсе был холопом графа Строганова, а потом этот же Строганов считал за честь говорить с Воронихиным.

Люди, такие люди...
Николай Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского. 1895.

Если тебе надо, ты будешь. Если тебе не надо - ты будешь орать про отсутствие социальных лифтов и «...дороговизну стульев для трудящихся всех стран». Просто в Советском Союзе требовались иные навыки и другая смысловая нагрузка. Сейчас нужно быть хитрым и предприимчивым, а тогда - с детства активничать на общественной работе (что не исключало тех качеств, кои я упомянула в связи с современностью). Сейчас надо быть креативным, а тогда - умеющим и профессиональным (что, опять же вполне взаимозаменяемо, если соблюдены некоторые правила).

Что характерно, и тогда и теперь важная роль принадлежит личным связям и хорошим знакомствам. Если ты - сын начальника, то есть все шансы, что ты тоже будешь начальником. Впрочем, в упомянутые мной галантные века было всё ровно то же самое - сын крупного вельможи мог не беспокоиться о своём будущем. Так и при чём тут эпоха? При чём тут СССР или его трагическое отсутствие? Карьера во все века делалась одинаково - силой воли, талантом, хитростью, наглостью, ...профессионализмом, умением польстить боссу, трудоголизмом (выберите своё).

В позднесоветские времена было трудно из семьи рабочих попасть в дипломаты. Но можно. По силе препятствий - как во времена Ломоносова. Стеклянные потолки. Но стекло - бьётся. Да! Если твои родители не бухали, а были профсоюзными лидерами на своём заводе; если ты с детства учил иностранные языки; если ты продвигался по комсомольской линии и везде лез с инициативами... то у тебя было много шансов. Безусловно, сыну дипломатов оказывалось легче. Но ведь никто не перекрывал путь сыну фрезеровщика.

То же и сейчас - хочешь быть крутым? Иди и заработай. Да. Ты вместе с миллионами получишь язву, бессонницу, а, возможно, в итоге, инсульт. А кто сказал, что будет легко? Можно всю жизнь просидеть на продавленном диване, глядя злющими глазами в телеящик. А можно двигаться. А можно - наплевать на. Просто жить. Во все века был выбор, и многие французские дворяне вовсе не стремились вертеться в Лувре, а позже - Версале, и преспокойно кемарили в своём Бордо или в Тулузе.

Д'Артаньяну было надо - он попёр на ужасной лошади. В кошмарной шляпе. А кто-то ведь возмущался, что бедному дворянчику нет ходу к королям. Вот были же временааааа! Тогда ценилась доблесть! А сейчас? Придворное лизоблюдство! В общем, всё это нытьё о социальных лифтах или их отсутствии - это обычное стенание серого троечника, который считает себя ничуть не хуже отличников. Просто те, последние - любимчики училки, подлизы, дети крутых начальников, выскочки и так далее. А они, возможно, просто учат уроки и всё.

Зина Корзина (с)

0

134

Вот времена какие пошли. Даже за родной дочерью и то глаз и глаз нужен, чтобы родного отца по миру не пустила.  :angry:

Люди, такие люди...

Отредактировано Проектирующий (2018-07-20 17:28:31)

0

135

Маленькой Вере - 30 лет

В 1988 году на экраны вышла «Маленькая Вера». Итак, беспутной и никудышной героине нашей юности исполнилось более, чем четверть века, ну, разумеется, самой-то Верочке сейчас уже под 50. Кем она стала? Торгашкой леопардовыми лосинами? С запредельно-роскошным лишним весом и багровыми щеками? И вот она сидит у телеящика в цветастом халате, со сковородкой жареной картошки и умиляется колоратурам симпатичного и такого душевного певца Стаса М.! «Нет, ну есть же мужчины, а?!».

Или она сделалась прекрасной матерью кучи таких же великолепных детей? Или монашкой? А может Верочка сделалась членом компартии, яростно требующим вернуть ей лично СССР и всякую прочую светлую молодость? А, может, Вера сгинула в 1990-х от случайной пули, пущенной кем-то деловым - в такого же делового сожителя? Или умерла от алкоголизма? Или вылечилась от него же? Тут можно гадать и никогда не угадаешь, ибо наши пути неисповедимы, особенно последние 30 лет.

Люди, такие люди...

Как раз в конце 1980-х, когда этот фильм вышел на экраны, мы начали понимать - пришло некое новое время, которое по-другому движется и заставляет по-иному думать. Это время выбора, но выбор может стоить тебе жизни. Тогда, в 1988-м, мы ещё не знали, что через три года развалят СССР, а через пять лет - расстреляют Дом Советов, по американской моде тех времён называемый Белым Домом. Мы жили в ожидании праздника, на котором будет много жвачек, комиксов и Кока-Колы, а на выходе получили бандитскую вольницу и трёхкопеечную попсу, как «важнейшее из искусств».

Кто виноват? Все. Маленькая Вера - маленькая вера, то есть никакой веры. Маленькая вера - это состояние общества, а неприятная и неумная провинциалка с агрессивным начёсом здесь просто ходячий символ. Это фильм, в котором нет положительного героя - все плохи либо от перманентно несчастной жизни, либо от модного в ту пору цинизма. Посмотрите на Верочку - она постоянно боится прослыть сентиментальной. Её страшно веселит и удивляет понятие «платоническая любовь».

Люди, такие люди...

А потом посмотрите на родителей Веры. Кем они были до рождения детей? Это же натурально герои фильмов «Высота», «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса». Она была заводной хохотушкой на каблучках-гвоздиках, он - первым парнем в околотке, по которому тосковали все девчата. Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице»... Они же нестарые люди - им немного за сорок, максимум сорок пять. Но перед нами уставшие, отгоревшие работяги, которые не видят особого смысла в жизни и в труде. С другой стороны, семья не самая последняя, бывает и много хуже. Есть старший брат Витя, который очень даже выбился в люди. Особенно по меркам провинциальных родителей. Тоже изображает из себя циника, хотя, и не хочет.

Но время требует. Вон, у подружки-то, у Лены Чистяковой, жизнь ещё хуже и не спрашивайте, почему. И как шикарно она дует бражку из ковшика...! А ведь талантливая девочка, между прочим. Герой-любовник Серёжа? Схема. Вообще схема... Режиссёр Василий Пичул показал нам некомильфотную сторону бытия, не тех девочек, которых надо. Но тех, которых тогда ждали и которых именно тогда было много. По сюжету Вера с Ленкой ждут вызова из училища связи, то есть их будут учить на телефонисток. Я сама после школы работала на межгороде и насмотрелась на такие типажи более чем достаточно.

Люди, такие люди...

А потом - понеслась звезда по кочкам. Наталья Негода стала популярной и востребованной. Правда, не как актриса, а как персонаж. Причём, скандальный и неприлично-интересный, болезненно-интересный, нечто, вроде «бородатой женщины» и прочих ужасающих чудес старого цирка. Помню, что простые люди en masse как-то брезгливо о ней отзывались. Не о героине - об актрисе. Её запомнили не по надрыву, не по хорошо сыгранному по страху перед жизнью, не по ужасу в ярко подвёдённых глазах, а по голым статям. Её обнажили в журнале 'Playboy' и показали всему миру.

Немножко снималась в американском кино, но потом, когда схлынул интерес к Mother Russia и к Perestroika, Вера-Негода, негодная Вера оказалась, по сути, никому особо и не нужна. Она могла бы потом все 25 лет играть Марию Стюарт или ещё какую-нибудь Филумену Мартурано, она всё равно для всех осталась бы «той самой тёлкой», которая разделась в 1988 году! А ведь могла бы стать хорошей характерной актрисой со своим почерком, могла бы играть в театрах и в кино... Как и мы все могли бы дальше и больше, да не вышло. Выбрали другое, с маленькой Верой и с цинизмом. Потому что в тот момент было почему-то нельзя ни остановиться, ни свернуть, ни подумать. Маленькая Вера - это мы все в 1988 году. Увы-увы-увы...

Зина Корзина (с)

0

136

Почему не любят «хороших мальчиков»?

Юлий Капитонович Карандышев — один из самых неприятных персонажей русской классики - спросил как-то у Ларисы Дмитриевны: «Объясните мне, пожалуйста, почему женщины, как правило, предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?» Чистым, как вы понимаете, он считает себя — дивного. Он - якобы презирающий купцов и фанфаронов, но лезущий к ним в общество. Он, - устраивающий жалкое шоу из своей грядущей свадьбы с Ларисой. Он, - гордо не берущий взяток, ибо ему никто их не даёт. Он — типичный «хороший мальчик», которого не любят девочки. Популярная тема психологов и обозревательниц дамской прессы: почему девушки не любят «порядочных» и обожают гадов?

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Жестокий романс» (1986).

Девушки (и вообще — люди) обожают ярких, рисковых, готовых на подвиг или на поступок. И не любят скромных. То есть тихих. В смысле — трусливых. Любой «исключительно порядочный» - это слабак, у которого нет возможности топнуть. Он «глубоко правилен» только потому, что в случае любого громкого «ку-ка-ре-ку!» - получит в дыню. Он это знает. И дыня ему дороже, чем любой громкий или резкий крик, жест, шаг. Он не прыгнет потому что страшно. А со стороны кажется, что он — разумен. Он осмыслил, что там — яма. И прыгать — опасно. И дурак тот, кто сиганул. Премудрый пескарь не глушит вискарь.

Хороший мальчик никогда не даст сдачи, а встанет, утрётся и уползёт домой, к любящей маме — потому что умные люди научили его: «Отвечая подонкам, ты опускаешься до их уровня». Вот он и не опускается. Всю жизнь. Обидели? Отойдёт с разумением. Подумает: «Я — молоток! Не опустился до уровня...» И кулачонки сожмёт. За углом уже. Хорошие — завистливы. Карандышев больше всего на свете хочет стать ...Паратовым. Поэтому, когда есть возможность, хороший сделает подлость ему - плохому и яркому. Которого любят все девочки. Тихо и мирно подгадит. Исподтишка. У плохого мальчика — множество грешков, и есть, за что зацепиться. А хороший мальчик всюду ходит с записной книжечкой — наматывает и нанизывает.

Плохой мальчик — озолотит и бросит. Или грубо возьмёт. Или — насмешит. Или — просто поболтает по-дружески. Даже его грубость интереснее «надёжности» хороших. Сколько бы Паратов ни кидал Огудалову, столько раз она бы к нему бежала. Если бы озверевший «порядочный» Карандышев не убил невесту, она бы всё равно ему не досталась — она целиком принадлежала Сергею Сергеичу. А плохие мальчики могут быть завлекательны и с распроданным имуществом, и даже в кандалах (не только фигурально выражаясь). Просто у нас идёт подмена понятий — безобидно-тихий (с низким тестостероном) считается «хорошим», а брутально-сексуальный (с высоким тестостероном) - «дурным». Это игры цивилизации. Потому что пассионарии нужны всего лишь иногда, а вот офисный планктон — вечен.

Зина Корзина (с)

0

137


Правда про ОШО. Откровения личного переводчика

(отрывок)

Главной обязанностью членов коммуны было добывание денег для Ошо. Люди приезжали сюда со всего света, отдавая в коммуну все, что у них было — деньги за проданные дома, сбережения, машины. Родственница королевы Голландии пожертвовала коммуне полученное наследство — 250 тысяч долларов, а сама не получила в ней даже обещанной ей комнаты. Помню, что когда мне сообщили из Израиля, что у меня умер отец, меня тут же вызвали в офис коммуны. Я подумал: «Наверное, хотят выразить соболезнование». А мне задали всего один вопрос: «Сколько денег ты получил после смерти отца?» Многим членам коммуны родители отправляли в письмах деньги, но они никогда не доходили до них.

Нас постоянно гнали на заработки денег для Ошо. Самым легким способом добычи денег были проституция, продажа наркотиков и разного рода махинации с кредитными карточками. За семь лет жизни в коммуне я успел побывать и нарко курьером, и сутенером. В том числе: продавал клиентам и свою вторую жену-американку, с которой сошелся в коммуне, несколько раз летал в Японию с тремя килограммами гашиша на теле.

Помню, как в Бомбее я подошел к богатому шейху из Саудовской Аравии, представился французом и спросил, не хочет ли он трахнуть за 1000 долларов мою красавицу-сестру (в коммуне мы все считались братьями и сестрами). Большая же часть членов коммуны работали на тяжелых работах — строительстве домов, прокладке дорог. Выходных не было. Работали на благо коммуны бесплатно по 12 часов в сутки. Коммуна не вмещала всех желающих — многие были вынуждены снимать жилье в Пуне, отчего цены там жутко подскочили и были ничуть не ниже европейских.

Ошо поделил женщин коммуны на два типа: красивые и некрасивые. Из первых он выбирал себе наложниц, а вторым отдал власть, и они стали руководить коммуной, вымещая на ее членах свои комплексы. Одна из таких уродин руководила медицинским центром коммуны, прекрасно разбиралась в ядах и умело ими пользовалась, отчего получила кличку «сестра Менгеле».

В коммуне ОШО женщины выбирали мужчин для секса, а не наоборот: каждый день мужчины должны были выстроиться в шеренгу, вдоль которой шли женщины, выбирая себе партнера на ночь.

Когда коммуна перебралась из Индии в Америку (Ошо бежал туда, скрываясь от тюрьмы за неуплату 40 миллионов долга налоговому ведомству Индии, первым — на личном самолете своих богатых учеников из Голливуда, которые купили для него в Орегоне за 7 миллионов долларов огромный участок земли). Затем в США перебрались члены коммуны, которые первым делом принялись строить виллу и бассейн для Ошо (на подогрев бассейна впоследствии уходило несколько тысяч долларов в месяц), а затем дома для его приближенных. Сами же члены коммуны жили в караванчиках — по шесть человек в комнате, без кондиционера.  :dontknow:

Люди, такие люди...

0

138

Гуманитарии кажутся умнее?

Несправедливость! Например, сугубо гуманитарный мальчик Петя ничего не смыслит в математике: тупо и грустно разглядывает какой-нибудь квадратный двучлен, теорему Виета пробует зарифмовать и вообще путает фамилию - говорит «теорема Вийона», знак интеграла напоминает ему недоделанную виньетку эпохи Ар Нуво. Ну, два у него по математике! Ну, не хочет он её! Но при этом гуманитарный мальчик Петя считается умненьким. Он потом по жизни будет считаться умненьким, не умея сложить две цифры.

Люди, такие люди...
Кадр из фильма «Покровские ворота».

У него в руках запищит и расплавится несчастная бытовая техника, а он будет с глубокомысленной гадливостью взирать на провода и прочие негуманитарные предметы. Классический пример - Хоботов. Его все вокруг считают умным именно за счёт его возвышенной гуманитарности. Он сыплет цитатами, вздохами, смыслами. Он относится именно к тому подвиду мужчин, которых «любят ушами», а на деле он просто домашний вредитель и враг электричества.

А вот теперь возьмём другого мальчика - например, Васю, который хорошо смыслит в технике, но дуб дубом в поэзии, живописи, виньетках и Вийонах. В общем, он физик, а не лирик. Ну, ведь всю жизнь он будет считаться, если не дуб дубом, то, во всяком случае, не сильно умным. Если мы вспомним знаменитые баталии физиков и лириков, то мы можем обнаружить вопиющую картину - лирикам можно было только чирикать. Но физик не мог быть настоящим физиком с большой буквы «Фэ», если он не понимал Роберта Рождественского, если он не шутил, не бренчал на гитаре, не рифмовал «Хибины» с «вершинами» и так далее.

Поэт и так считался светочем, даже, если он время от времени пытался засовывать пальчики в розетку. А математик был некомильфотен, если он забывал ввернуть цитату из «старика Хэма». Разбираться в поэзии - это была чуть ли не светская обязанность каждого приличного кибернетика. Поэт, конечно, тоже был приучен знать о существовании кибернетики (чтобы его стихи считались современными), он был не обязан в ней хоть что-нибудь понимать.

Помню рассказы Дины Рубиной, где её лирическая героиня имела проблемы с техническими дисциплинами в школе. Лирическая героиня - то есть она сама, Дина Ильинична Рубина, - писательница и умница. Кто-нибудь захочет ей ставить в вину её «Астральный полет души на уроке физики», в то время как другие проникались вторым законом термодинамики? А вот никто!.. Как-то лет 10 назад я общалась с художницей по шёлку - у неё было настолько плохо с математикой-физикой-химией-биологией в 10 классе, что ей пришлось уходить в глубокий экстернат и что-то там мудрить с разными школами.

А ведь умница баба! В Ар Деко понимает - с Ар Нуво не путает, Фрагонара чувствует, да и Шагалом не побрезгует. Если человек пишет «карова», он считается дураком, даже, если он способен починить проводку и с ходу нарешать кучу дифуров. Если у человека 2+2=5, он может прослыть крутейшим гением (или хотя бы креативным бузотёром), если в состоянии сделать из этого «тождества» красивый перфоманс с песнями, верлибрами и канканом на Красной Площади. Где справедливость? Нету!

Зина Корзина (с) 2011.

0

139

Массовая оригинальность

Во все века существовала «массовая оригинальность» - то есть некий набор правильных странностей (именуемых в просторечии заскоками), которые предписывалось иметь всем «нормальным оригиналам». Так, в Галантном Веке было принято появляться с томиком Вольтера (шлафрок и парик - из Версаля только что). В первой половине XIX столетия - следовало быть грустным и делать вид, что состоишь в тайном обществе (если о тебе сказали: «Ах, он карбонарий!» - считай, пришёл к успеху). Во второй половине - растить бородищу, идти с книжками в народ и жить со вставшей на путь исправления проституткой. В эпоху Ар Нуво - потреблять кокаин, ждать конца света и писать стихи лесенкой. В 1930-х - быть блондином, играть в футбол и делать вид, что ты - свой человек в Торгсине. Танцевать под «А Кукара-ча!»

Люди, такие люди...
Типичный пример массовой оригинальности 1980-х - это Раиса Захаровна («Любовь и голуби»).

В эру Оттепели - носить очки и разговаривать о нейтрино. Скрывать, что не читал Хэмингуэя. Выкидывать диваны с валиками и покупать узкое вдовье ложе в духе позднего Ле Корбюзье. Старательно имитировать понимание, что такое лекорбюзье. Цитировать из Ильфа-Петрова. Месить кедами пространство. Во времена моего детства нормальный оригинал пребывал в оппозиции социалистическому строю и доставал Булгакова с Кафкой (в смысле книги доставал, а не их самих своею дурью). Думать, что просёк Упанишады. На деле оригинал (длинные волосы и джинсы) предпочитал портвешок и трахал косматых филологинь (читайте Сергея Довлатова - там всё сказано).

Моя юность прошла под скрежет металла - правильные оригиналы корябали на заборе «Хэви металл!» и получали звездюлек от других массовых оригиналов, качающих бицепс в люберецких полуподвалах. У взрослых - свои причуды. Паранормальные явления, гороскопы: можно ли жениться Крысе на Лошади и прочая хиромантия. Типичный пример массово-оригинальных людей 1980-х - это Раиса Захаровна («Любовь и голуби») и Суссанночка («Самая обаятельная и привлекательная»). Любят то, что модно среди позднесоветской полуинтеллигенции. Про филиппинскую медицину - с загадочным видом.

В начале 1990-х у массового_оргинала начались хождения в Макдональдс и поиски у себя дворянских корней. Иметь свой бизнес. Прикидываться, что просто забыл свой новый сотовый телефон у любовницы-фотомодели. Листать Пелевина. В благословенных 2000-х - вариантов для массовой оригинальности стало куда как больше. Можно, к примеру, было назваться эмо, потом стать готом, следом - замутить с глэм-наци. Рисовать анимэшки. Любить японское. Толкинисты - шумною толпою. Именно - толпою. Каждая рыжая, печальная девочка, живущая в хрущёбе на улице Клары Цеткин считала своим долгом нарядиться Галадриэлью. Заводить блоги. Писать книги. Осаждать издателей своими фантиками «Гарри Поттер против Осоавиахима».

Потом явились хипстеры. Главное - уметь с сосредоточенным видом смотреть артхаусное кино и не просто смотреть, но и любить оное. Печататься в малоизвестном издании о дизайне лофтов, лифтов и плевательниц. Писать корявые буковки в Молескинах (почерк - не главное, у нас есть гаджеты, куда мы пальцами тычем). Хвалиться Эпплами. Быть олдовыми. Винтажными. Подворачивать джинсики. Кататься на велосипеде. Не ради спорта. А так - для пущего соответствия. Опять растить бородку, но не как у народников, а посещать барбер-шоп - чтобы красиво да инстраграмно. В общем, если вы будете любить Пушкина, Вагнера и не дай бог - Эль Греко - никакой вы не оригинал, а скучное быдло. Сама такая, чего и вам желаю искренне.

Зина Корзина (с)

0

140

Ностальгия по...!

Интернет ностальгирует по советской газировке, по фильму «Гостья из будущего», по игре в «резиночку» и по пионерлагерным «страшилкам». Создано огромное количество сайтов и ЖЖ-сообществ, так или иначе, посвящённых явлению, носящему имя «Ностальгия по СССР» . Всё это будоражит блогосферу и даже - Ноосферу. Почему мы с удовольствием вспоминаем? Я полагаю, что огромную роль играет схожесть, общность воспоминаний у самых разных людей. Достаточно поместить фотографию какой-нибудь вещи или игрушки советского периода, как сразу несколько человек скажут: «Ой, а у меня была точно такая же!»

Люди, такие люди...
Аль Бано и Ромина Пауэр.

Мы учились по одной школьной программе и видели на экранах ТВ одни и те фильмы. Достаточно показать обложку журнала «Работница», как кто-нибудь из дам непременно вспомнит, что именно в этом журнале была чудесная выкройка джинсового сарафана, который сшила ей мама. Да, у мажора был 'Sharp'-двухкассетник, а у мальчика попроще - разбитая в уличных боях «Электроника» (замотанная изолентой), но и тот и другой слушали одну и ту же 'АС/DC'.

Люди, такие люди...
Духи Climat.

Тогда, если в кинотеатрах шёл какой-нибудь «Танцор диско» или «Тутси», его смотрели все и уже неважно, кто ты был - очкарик-доцент или хулиган с окраины. Все предпочитали 'Pepsi' или 'Fanta' в бутылках 0,33. У всех девочек были песенники, в которые хотелось наклеивать «тёток» из зарубежных каталогов. Разумеется, расчерчивали асфальт для игры в «классики», пели дурацкие полублатные песенки, вроде «Ой, васильки-васильки, сколько вас выросло в поле...».

Люди, такие люди...
Pepsi-Cola.

После каждого показа «Штирлица» изображали фашистов. Читали Дюма - его можно было купить за «макулатуру»: сдаёшь 30 кило - можешь купить «Виконта де Бражелона» и упиваться любовными историями Луи Четырнадцатого. Так сказать, на всех - одна еда, одна вода, одна 'Burda'. Помимо того, что мы все слушали Аль Бано и Ромину Пауэр, хотели кроссовки 'Adidas' и непременные джинсы, в наших воспоминаниях есть элемент преодоления трудностей - доставание шмоток, модных записей, иноземных журналов. Всё это сближает.

Люди, такие люди...
«Танцор диско».

Вспомните в компании ровесников про штаны-«варёнки» - вы тут же получите микро-мемуары на тему «Как я варила индийские джинсы до состояния американских». Море воспоминаний на тему добытой в боях косметики 'Pupa' или выстраданных босоножек бирюзового цвета. У каждого - своя заветная история о преодолении. Кто-то вспомнит, как слушал Би-Би-Си летом на даче - потому что за городом не так «глушили»; как сквозь помехи пробивался голос Севы Новгородцева, рассказывающего о группе 'Doors'. Кто-то расскажет про то, как тайно смотрел по видаку «Греческую смоковницу».

Люди, такие люди...
«Виконт де Бражелон».

Таким образом, одни доставали штаны, другие - книги. Одни тайком читали Солженицына, другие тайком смотрели на чью-нибудь видео-задницу. Но все были при деле и, достав нужное (или глянув запретное), все дружно шли смотреть чемпионат мира по фигурному катанию. Возможно потому что все любили танцы на льду, а возможно потому, что по другому каналу в этот час был фильм про бетономешалку. А по радио - песни о БАМе. Итак, воспоминания о преодолённых трудностях (тем более, что у собеседника была схожая ситуация) создаёт особую атмосферу под названием «А помнишь?»

Зина Корзина (с)

0


Вы здесь » Ключи к реальности » Ключи к взаимоотношениям » Люди, такие люди...