Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Психология

Сообщений 151 страница 160 из 243

151

Дверь в прошлое

Психология

В жизни каждого из нас бывают моменты или даже большие периоды, когда очень хочется закрыть дверь в прошлое, и больше никогда, никогда не позволять ему всплывать перед глазами.

Сначала вы заталкиваете его глубоко в подсознание, и оно там может очень долго ждать своего часа, когда годы, жизненные заботы и проблемы ушатают вашу нервную систему и.. появятся первые симптомы. Таблетки, алкоголь, что угодно, чтобы подавить, но начинает рваться крыша, и однажды вы понимаете, что придётся.. придётся вскрыть всё.

Вы ходите к своему психотерапевту, надеясь "проработать" это прошлое, и после важного инсайта торжественно захлопываете дверь в прошлое, навешивая на него тяжелый замок. Но она с треском распахивается снова. Вы закрываете ее на этот раз на три засова, но прошлому все нипочём. Тогда вы аккуратно завязываете на ручке двери праздничный бант, надеясь обмануть ящик пандорры, но оно снова и снова стучится в снах и флешбэках, в кажущихся на улице лицах, внезапно знакомых запахах и звуках.

В бессилии вы сдаётесь, и не ожидая более, что оно вас когда-нибудь отпустит, чистите и чистите авгиевы конюшни своей души..

День за днем, плавно, почти незаметно меняется ваша жизнь, вы погружаетесь целиком в новые заботы и радости, и, однажды оглянувшись, вы видите её, вашу старую дверь, ветхую, висящую на одной петле, скрипящую под лёгкими порывами свежего ветра, выдувшего из сердца всю печаль, всю боль, все обиды..

Оно того стоит.

Нина Рубштейн

0

152

Объем мышления и психологический возраст

Психология

Один из критериев психологического возраста человека - это масштаб, объем, скорость и связность его мышления.

У психологического ребенка очень маленький объем фрагмента его внимания, он сосредоточен вокруг его эмоций и физиологических потребностей. И эти фрагменты не связаны между собой: сейчас он думает и говорит о своих впечатлениях от просмотренного фильма, и тут же его внимание без всякой связи переключается на нытье и возмущение по поводу продавщицы в магазине.

Психологический подросток имеет более сложную структуру, поскольку в списке его потребностей возникает Достижение. Он способен отложить некоторые сиюминутные нужды для достижения большего. Однако, он стремится к максимальному сокращению усилий по достижению желаемого, поскольку его объем внимания просто не в состоянии удержать большую концепцию и длинную стратегию. Подросток любит короткие и эффективные рецепты как правильно жить или как всех перехитрить.

Психологический юноша имеет еще одну манящую его звезду - это Достижение наиболее оптимальным путем, то есть, умное достижение, которое учитывает максимальное количество факторов и долгосрочные последствия. Он способен удерживать во внимании долгосрочную стратегию в одном направлении, но не способен видеть весь контекст: для контекста ему, опять же, не хватает объема внимания. Поэтому юноша часто оказывается весьма далек от практики в своих стратегиях и на деле весьма не прагматичен.

Психологический взрослый способен удерживать во внимании довольно глубокий контекст, и его интересует конкретный результат, а точнее, последовательность конкретных результатов в нескольких взаимосвязанных жизненных стратегиях в различных сферах своей жизни. Скорость его мышления такова, что он успевает "оббежать" за мгновение весь видимый ему контекст ситуации, "поставить галочки" в местах, влияющих на развитие ситуации и собрать из этих опорных точек максимально эффективную стратегию действия здесь-и-сейчас для получения промежуточного практического результата.

И это не последний уровень развития объема, масштаба, связности и скорости мышления.

Нина Рубштейн

0

153

Психологическая зрелость 

Психология

Последние пару месяцев я описывала, в основном, признаки психологической незрелости, и, естественно, много раз получала вопрос - а что такое зрелость? Вопрос понятный, поскольку это музейная редкость.

Я не считаю себя саму уже психологически вызревшей, поэтому то, что я опишу, считаю не достаточно точным, это, скорее, мои собственные ориентиры, которые я поставила перед собой.

Психологически зрелый человек отличается двумя опциями: высоким уровнем этичности и ответственности.
Оба термина в обществе сильно по-разному понимаются (поскольку общество незрелое).

Высокий уровень развития ответственности и этичности складывается из освоения нескольких навыков:

1. Навыки самообслуживания и самообеспечения. До тех пор, пока ваш быт обслуживается финансово и физически другими людьми, вы психологически незрелы.
2. Навыки управления своими амбициями и инстинктами, эмоциями и состояниями с точки зрения неразрушительности для себя и других. До тех пор, пока вы разрушаете себя и/или окружающую среду, других людей или отношения с ними, вы психологически незрелы.
3. Навык делать выбор в сложных ситуациях в пользу долгосрочных ценностных ориентиров. До тех пор, пока между долгосрочным и сиюминутным вы выбираете сиюминутное, вы психологически незрелы.
4. Навык различать ситуации, в которых помощь является развивающей для вас или других, а в каких - способствующей деградации, и умение брать и давать поддержку и помощь, исходя из этих различий.
5. Навыки экологичной коммуникации с самыми разными людьми, в том числе - экологичного взаимодействия с менее психологически зрелыми людьми, чем вы.
6. Навыки творческой самореализации в личной и профессиональной сфере.
7. Навыки экологичной передачи опыта и знаний менее психологически зрелым людям, чем вы.
8. Навыки экологичного взаимообмена с равными.
9. Навыки экологичного взаимодействия с социальными системами и институтами.
10. Умение эффективно учиться, навыки быть в позиции ученика.

Я не думаю, что я перечислила все. С того этажа, на котором я сама нахожусь, мне видно только это.
Я полагаю, что для разрешения всемирного глобального кризиса (политического, экономического, экологического и духовного) необходимо, чтобы количество зрелых людей сильно увеличилось.

Нина Рубштейн

0

154

Знать себя

Психология

Вы не можете быть счастливы в отношениях, если вы не знаете самих себя.
Я много лет была убеждена, что я знаю, кто я, какая я, чего я хочу, к чему я стремлюсь, что я люблю и не люблю. И упорно жила в соотвествии с этими знаниями о себе. И только в сорок лет, когда мой долгий брак распался, карьера перестала радовать, а дочь выросла, жизнь предоставила мне возможность пересмотреть всё, что я знаю о себе.

Например, я всю жизнь думала, что я экстраверт, что быть центре внимания в компании - это моё желание номер один. Правда, когда я оказывалась в этом самом центре, мне почему-то становилось очень дискомфортно. Но я старательно игнорировала этот дискомфорт. Оказалось, что самое комфортное количество времени, которое я могу общаться - часа два, не больше. Дальше я хочу молчать. И я могу молчать много часов. И если другой рядом хочет разговаривать - это дискомфортно. Но я не знала этого, и мучила себя общением в огромных количествах.

Ещё я думала, что у меня во что бы то ни стало должно быть много детей. Ну, как минимум двое, а нормально - трое. Как хорошо, что я не пошла за этим псевдожеланием. Оказалось, что даже один ребенок для меня - это подвиг. Потому что я вообще - "не про детей", я про "повтыкать во вселенную", то есть, для меня самое большое счастье - это наблюдать и осмысливать все на свете, а не воспитывать детей.

И еще я люблю работать.

И когда вы пытаетесь быть тем, кем вы не являетесь, и вы встречаетесь с другим таким же, и вы создаете отношения, то эти отношения превращаются в сплошное напряжение, в котором страдают оба НЕ друг от друга, а от самих себя и своей неестественности. Но интерпретируем мы эти страдания, как страдания от того, что другой - не такой, не подходящий.

Да, в конце концов, он не подходящий, потому что своим искажением он вписывался в мое искажение, но мы настоящие друг с другом совсем не стыкуемся. Как рыба и птица: если они попытаются жить вместе, то кто-нибудь сдохнет.

Но если вы себя знаете, вы можете встретить того, кто будет рядом с вами втыкать во Вселенную, работать молча, и чувствовать это самым лучшим, что может быть.

Многие считают, что такие изменения происходят с возрастом: сначала нравилось одно, теперь нравится другое. Это тоже, но я не об этом.

Нина Рубштейн

0

155

МУЛЬТИЛИЧНОСТЬ

Психология
Акро: "В своих исследованиях огромного здания психики человека, я остановился в подвале" (З. Фрейд)

***

Вглубь забираться большая наука.
Сам ведь в себе ковыряться не можешь.
В каждом есть ларчиков запертых столько:
Один в один, их закрыв, в себя вложишь.
И не получится в них разобраться.
Хочешь не хочешь, о главном забудешь.
И твоей личности сёстры и братья,
Сами собой выбираются в люди.
Сон или явь, ты о них не узнаешь.
Любят скрываться, и любят иное.
Если ты вдруг, целый вечер икаешь,
Делаешь что-то, отнюдь не простое.
Об альтер-эго инструкцию скроет,
В жизни о ней чтобы не догадались.
Актор, прижавшись стоит за стеною,
Не незнакомец, а тот, в ком нуждались.
И старичок с металлической тростью,
Явно давно твою странность заметил.
Ходишь домой, каждый раз, словно в гости.
За полночь, женщиной в синем жакете,
Дерзко выходишь и хлопаешь дверью,
Автомобиль до двухсот разгоняешь.
На все расспросы бросаешь: "Не верю!",
И на рассвете в свой лофт возвращаясь,
Явно не помнишь: где был, что случилось?
Пишешь дурацкие тушью посланья.
Сам убеждаешь себя, что приснилось.
И от себя прячешь страшные тайны.
Хохот и плач привлекают соседей,
Им твои выходки кажутся странны.
Как? То их знаешь, то вроде не видел,
И проплываешь, послом иностранным.
Что же с тобой? Не пора ли проверить?
Есть для особой нужды аналитик.
Ловко весь день по минутам твой сверит,
Определит ты герой или нытик.
Весь разговор на носитель запишет.
Если что, строчит в блокноте заметки.
Кто был сегодня, а кто завтра будет?
Ах, и занятны с больными беседки!
Ясно одно, знает все твои планы,
Очень старается стать твоим другом.
С каждым визитом вскрывает изъяны,
Той твоей части, что чувствует муку.
А в своих действиях ходит по грани
Невозвратимости прежних иллюзий.
Он призван слушать проблемы за мани.
Всю подноготную детских контузий,
И отношения с папой и мамой.
Ласку любви или кнут наказаний.
С первого раза, он в поиске раны —
Язвы принесшей так много страданий.
Вот, ты зашёл и прилёг на кушетку,
Перед глазами серебряный шарик.
От настоящего в прошлое тянут:
Детство, чулан и ночные кошмары.
В каждом таится ковчег патологий.
Ад для себя люди делают сами.
Личность, что развита вне всяких логик,
Есть размножения признак заразный.

Римарева Ирина

0

156

Самопринятие 

Психология

Очень многие люди чувствуют себя несчастными от того, что, как они считают, их не любят, не поддерживают, не принимают, не уважают. Внутри такой человек не поддерживает сам себя, не уважает, не принимает себя таким, каков он есть и ожидает, что другие люди наполнят его, сделают это за него. В действиях и словах других они читают признаки неуважения и непринятия, как в зеркале.

Мы не можем увидеть то, чего нет в нас самих. То, чем мы наполнены, отражается во внешнем мире. Если вы наполнены ядом - мир ядовит для вас. Вы ходите в колючем платье колючками внутрь и задеваетесь о мир, каким бы ласковым он ни был.

Вы вставляете другим людям термометр под мышку, чтобы узнать температуру собственного тела - кто вы, что вы, хороши вы или плохи, и, рано или поздно, убеждаетесь, что никто этого не знает.

Вопрос самопринятия заключается не в том, что бы разрешить себе быть дерьмом, как многие думают, а в том, чтобы действительно узнать себя, познать всего себя и признать то, что дала вам природа, что из нее сделали родители, и что вы сделали с тем, что сделали из вас родители. Без самопринятие невозможно никакое развитие, поскольку развить можно только то, что вы знаете, видите, чувствуете, признаете.

Истинное самопринятие, как отражение в зеркале, показывает вам мир другим - любящим, красивым, добрым, щедрым. Человек, принявший себя, способен сострадать. Нет ни любви, ни сострадания в том, кто отрицает самого себя и борется с самим собой.

Из самопринятия вырастает ясное чувствование неразрывной связанности с окружающим миром, ощущения себя его частью, переживание себя "на своем месте". И, находясь на своем месте, вы находите все на своих местах. будучи связанным с миром, а не борящимся с ним, вы легко находите нужных вам людей, необходимые вам ресурсы для своей самореализации и жизни. В борьбе с собой и миром нет такой возможности - все ваше внимание и энергия поглощены борьбой.

В юности я начала интересоваться психологией и эзотерикой, чтобы избавиться от несчастий. Став профессионалом, я поняла, что от несчастий избавления нет, они - в природе смертности, то есть, в природе жизни и желания жить. Каждый, кто осознал это, оказывается в тупике: и тогда зачем все это? Я нашла только один ответ: в огромном удовольствии видеть, слышать и обнимать любимых людей, смотреть на море, луну и звезды, вдыхать запах цветов, чувствовать ветер и солнечное тепло, ласкающие кожу. Любить жизнь и людей. Не смотря ни на что.

ПС. И, да, самопринятие - это кропотливая работа, художественное вышивание крестиком. Но каждая частичка себя, которую вы приняли, придает вам жизненных сил, здоровья, удовольствия, потому что вы становитесь целыми. Все саморазрушение, все болезни - от борьбы и отвержения самих себя.

Нина Рубштейн

0

157

Психическое здоровье

Психология

Критерий психологического здоровья один и он очень прост: если человек доволен своей жизнью и не портит жизнь другим - то с ним все в порядке. А дальше степень его внутренней деструкции пропорциональна разрушениям, которые он наносит себе и другим.

Нужна ли ему психологическая помощь, зависит от того, хочет ли он жить иначе (может не хотеть), а психиатрическая - от того, насколько его действия разрушительны для окружающих.


Если он лезет в чужую жизнь без спроса, покушается на чужую собственность, здоровье, репутацию - он не в порядке. Если человек способен соблюдать свои и чужие границы и сам себя обслуживать - он в порядке.

Нина Рубштейн

0

158

Спаситель

Психология

Каждый ищет себе спасителя. В лице возлюбленного, родственника, учителя или правителя.
Но никто никому не может быть спасителем, поскольку каждый из нас более-менее равен друг другу - устроены мы все одинаково. Исключением являются инвалиды, однако, я знаю многих инвалидов, кто развил в себе способности, немыслимые для большинства людей и сумел их применить на пользу миру.

Спасители мы сами себе. Только сам человек может развить в себе те качества, которые будут ему служить. Только сам он может и должен обслуживать свои потребности и организовывать свои смыслы.

От Спасителя ждут указаний, как жить, что делать, какой путь выбирать, с кем сближаться, от кого уходить.

Если предположить, что под словом "бог" понимается природа со всей ее физикой и метафизикой, то и мы являемся ее частью, то есть законы и правила природы живут и в нас. Следовательно, они доступны нам для понимания, если мы понимаем сами себя.

Мы сами, как часть природы, организуем и придаем смыслы. И эти смыслы обусловлены объемом наших знаний о себе и мире. Чем меньше знаний - тем больше похоже на трех слонов и черепаху.

Умение видеть взаимосвязи между явлениями как целостный процесс позволяет утверждать, что жизнь - это, как минимум, красиво, удивительно и впечатляюще, и стоит того, чтобы ее жить.

Какую красоту мы способны увидеть во взаимосвязи явлений - вопрос истинного или ложного эстетства. Одним удается наслаждаться тонкостью увиденного и почувствованного, а другим снобизм не дает. Или, иначе говоря, гордыня=страх.

В этом смысле, те явления, которые нам показывает природа - есть и указания, и правила, и направление. Как мы их прочтем - зависит от того, насколько мы грамотны и способны ценить истинную красоту, и насколько отважны в том, чтобы любить, не смотря на то, что все, что мы любим, разрушится, поскольку процесс трансформации мира и его элементов не имеет начала и конца.

Нина Рубштейн

0

159

7 ПРИЗНАКОВ, ЧТО ЭТО НЕ ВАШ ЧЕЛОВЕК

Психология

Порой сложно понять, стоит ли давать человеку шанс, может ли у вас что-то получиться и подходит ли он вам. Чтобы понять это, обычно мы сосредотачиваемся на нем, следим за каждым его словом и делом, ищем признаки, предсказывающие счастливое будущее или разочарование. Но правда в том, что главным барометром вашей совместимости являетесь вы сами. Ваш внутренний голос, интуиция, ваши ощущения – они не обманывают. Они уже говорят вам правильный ответ, главное – услышать его.

Вот 7 признаков, когда ваш внутренний голос пытается вам сказать, что не стоит тратить время на этого человека.

1. Вы постоянно чувствуете разочарование или смущение из-за его поступков.
Он говорит все правильно – именно то, что вы хотите услышать, — но его дела не совпадают с этим. И вы остаетесь озадачены. Да, вам хочется верить красивым словам, но правда всегда в поступках – они говорят громче.

2. Вы постоянно находите ему оправдания.
Что бы он ни делал, вы все время оправдываете его перед собой, перед другими, даже если знаете, что он неправ. Вы отказываетесь принимать правду.

3. У вас растет чувство неуверенности в себе.
Здоровые отношения способствуют внутреннему спокойствию и уверенности, когда вы чувствуете себя комфортно и желанной. Они никогда не добавляют нам комплексов. Если рядом с ним вы не уверенны в себе, может он не для вас.

4. Вы начинаете думать, что все дело и проблема в вас.
Если вы постоянно думаете, что вы можете сделать, чтобы быть более привлекательной для него, что-то не так. Если он отдаляется, а вы только думаете о том, что вы сделали не так, вы берете на себя нездоровое количество ответственности за отношения. Еще хуже, когда он сам говорит, что это вы виноваты в его плохом поведении.

5. Вы чувствуете себя одиноко и невидимой рядом с ним.
Значит, этот человек не подпускает вас к себе для эмоциональной близости.

6. Вы отказываетесь видеть его недостатки или считаете, что он изменится.
Люди могут измениться, но это не 100% гарантия. Или примите его таким, или нет.

7. Вы боитесь быть одна.
Вы думаете, что лучше уж такие неидеальные отношения, чем ничего. Но правда в том, что вы уже одна, если в этих отношениях вы чувствуете себя одинокой и неуверенной. Лучше быть одной, чем в отношениях, в которых вы себя плохо чувствуете.

Доверяйте своим ощущениям!

0

160

Контакт с реальностью

Психология

Есть люди, которые живут со своими мыслями и своими внутренними процессами. Они полностью в них: сами с собой создают отношения, сами переживают, сами страдают.

…Человек идет по берегу океана, и не замечает его. Он не чувствует песок под ногами, не видит солнце, не слышит крик чаек.
Если у него рождаются дети, он не видит их, не замечает, как они нуждаются в нем, и какие они милые.

Человек идет на работу через парк, но не замечает деревьев, не слышит шелеста ветра, и не чувствует запаха листвы.

У него в голове…мама, которая стыдится его, и он хочет, чтобы мама перестала стыдиться.
У него в голове – папа, которому так хочется доказать, что он ценный и достоин уважения.

И так – всю жизнь.
Вся жизнь проходит так… безжизненно.

- Ну, допустим, я поняла, что я спасаю, и что мне теперь с этим делать? Я же не знаю, куда мне теперь это применить!

…Я чувствую бессилие. Я, как терапевт, ставлю зеркало, чтобы клиент смог посмотреться в него. Чтобы смог увидеть, как он живет в своих программах… безжизненных моделях делания, и не чувствует ничего.
Не чувствует себя, и не может проживать свою жизнь.

Его научили, или он научился, что проживать – это опасно, это больно, и это бессмысленно. Поэтому он злится, он недоумевает, когда я отражаю его чувства или феномены. Зачем они ему?

Такой человек убежден, что он – функция, и ему достаточно что-то подкрутить в микросхеме, и он заработает, как надо. Без боли и страданий.
Такой человек убежден, что терапевт – это функция, который умеет подкрутить, починить то, что поломалось, и клиент почувствует себя обновленным и беззаботным.


Но я не могу, ибо ни я не функция, ни он. Я – человек, и он – человек. Исцеление происходит через живой контакт, в котором тебя видят, слышат и замечают. В котором тебя отражают, и дают возможность проживать свое горе. Горе того, что ты так долго был функцией, и не чувствовал запаха океана, и шелест набежавшей волны. Горе того, что ты не жил.

Наша жизнь – это череда событий, которые мы, будучи живыми людьми, проживаем, и чувствуем. Именно чувства, которые мы переживаем в реальности, не в своей голове, наполняют нас глубиной, полнотой, которую мы ощущаем как смысл.

И, если этот контакт с реальностью удается, и если есть право чувствовать и проживать, жизнь наполняется ценностью, и каждый день становится памятным и важным.

Автор текста: Вероника Хлебова

0